Славомир Мрожек Перевод с польского Ирины Щербаковой
Постановка народного артиста России Семена Спивака Сценография - народного художника России, з.д.и. Латвии Марта Китаева и Михаила Платонова Балетмейстер - Сергей Грицай Ассистент режиссера - Наталья Архипова В спектакле использована музыка Эннио Морриконе
Премьера состоялась 9 декабря 1988 года (спектакль был в репертуаре Молодёжного театра до 2005 г.)
Действующие лица и исполнители: Артур - з.а.России Анатолий Петров Элеонора, мать Артура - з.а.России Татьяна Григорьева Стомиль, отец Артура - Сергей Кошонин Эугения, бабушка Артура - Наталья Леонова; з.а.России Елена Соловьева Эугенуш, брат бабушки - Анатолий Артемов Аля, кузина Артура - з.а.России Наталья Суркова Эдек - Станислав Мухин
Как-то незаметно прошел для многих юбилей драматурга Словомира Мрожека. 29 июня ему исполнилось 80 лет. Зато осенью «польский ветер» в Петербурге чувствовался явственно и освежал.
На недавней конференции, прошедшей в Доме Актера, презентовали «Антологию современной польской драматургии». Помимо этого состоялось знакомство с драматургами Кшиштофом Бизё и Ионной Овсянко, читка отрывков из их пьес «Токсины» и «Тирамису» силами студентов театральной Академии, доклады театроведов, критиков и просмотр спектакля «Мрак», постановку которого осуществил Войчех Урбаньски (курс профессора В. М. Фильштинского). Два дня плотно насыщенные событиями показали интерес к польской драматургии, который, в общем-то, никогда и не угасал.
Во всяком случае, спектакль «Танго» по пьесе Словомира Мрожека, который шел на сцене Александринки в рамках Пятого Международного театрального фестиваля «Александринский» многие зрители ожидали с таким же нетерпением, как и дети, мечтающие о новогодних подарках. Знаменитый режиссер Ежи Яроцки поставил «Танго» в 2009 году и еще раз доказал актуальность пьесы, написанной почти 45 лет назад. Многие зрители видели и спектакль Молодежного, который шел в театре 22 года. Неизбежное сравнение отступило на второй план - столь разными оказались постановки. Семен Спивак уловил своеобразный юмор Мрожека, «затягивал» зрителей в, казалось бы, историю абсурдную, но невероятно смешную, которая заканчивалась непредсказуемо драматично. Яроцки отбросил юмор и сразу «привязал» зрителей к тяжелым и тягучим страстям, которые, несмотря на неожиданную смену места действия (первый акт игрался в комнате, а второй прямо на сцене Александринки) были вполне предсказуемыми, хотя жесткими. Восемь лет назад, когда пан Мрожек приезжал в Петербург, он смотрел спектакль «Танго» в Молодежном театре и был впечатлен увиденным.
В те же дни на сцене Учебного театра «отец-основатель» абсурдистской драматургии встречался со студентами. К счастью, сохранилась запись той встречи. Читая ее, ощущаешь не только живой голос драматурга, но и актуальность многих вопросов и ответов. Немногословный драматург на все ответить не смог. В том числе остались не выясненными - смысл жизни, цель творчества, причины величия самого Мрожека и что есть любовь. Но кое-что узнать все-таки удалось… - Как вы относитесь к абсурду? - Жизнь была длинная. Сначала я не отдавал себе отчета в ее абсурдности. Потом сосредоточился, приблизился к этому и понял, что нахожусь в абсурде. И даже старался соответствовать – жить более или менее абсурдно. А теперь живу просто так. - Свободный ли вы человек? - Пока есть возможность – свободен. - Какую из своих пьес вы считает самой удавшейся? - Первые две недели, когда я пишу пьесу, то именно ее я и считаю самой удавшейся. Потом взгляд меняется, а через год-два приходит время другой пьесы. - Возможно ли справедливое общество? - Возможно. Пауза. Зал замер в ожидании «рецепта», но его не последовало. И публика, оценив, ответ сначала засмеялась, а потом взорвалась овациями. - Что есть для вас полнота жизни? - Полностью полного нет. - Какую роль в вашей жизни сыграла Вторая мировая война? - Очень важную. Мне было девять лет, когда она началась, и пять лет моей жизни были подчинены войне. Именно она сыграла наибольшую роль не только в моей жизни, но и в творчестве. - Есть ли связь между театром и политикой? - Один тезис утверждает, что нет. Другой, что связь самая тесная. Я не понимаю ни того тезиса, ни другого. - Чем еще вы зарабатываете на жизнь? - Я начал писать в двадцать лет, и на мое счастье мне больше ничего не пришлось делать. - Вы пробовали себя в режиссуре? - Да. Я поставил пять-шесть своих пьес, снимал кино по собственным сценариям. - Приходилось ли вам выходить на сцену как актеру? - Очень давно. Мне было девятнадцать. Мой товарищ поступал в институт и делал для этого специальную работу, а я ему помогал. - Какая из ваших пьес, как вам кажется, останется навечно? - Пьесу пишешь для себя. Потом появляются люди – они или принимают ее или не принимают. А все остальное не важно… Цитата «Я никогда в жизни не охотился на слонов. Не был секретным агентом или любовницей Джона Кеннеди. Я не совершил не единого убийства и – стыдно признаться! – я даже не извращенец. Я просто жил. Не знаю, будет ли история этой жизни кому-нибудь интересна…» Из прозы пана Мрожека
Сообщество на www.domogarov.com > Наши интересы > Театральные посиделки
Marta 24.9.2010, 0:32 Только что вернулась с гастрольного спектакля Санкт-Петербургского молодёжного театра на Фонтанке. Собственно, это уже не первый увиденный мною спектакль этого театра. Они в Москве с 20-го сентября, и вот уже три вечера подряд я хожу туда, как на работу. 20-го и 21-го снимала у них пресс-конференцию и спектакль, а сегодня просто наслаждалась просмотром. Давали "Трёх сестёр".
"Наш театр не модный" - сказала на пресс-конференции актриса театра Наталья Суркова. Сдаётся мне, именно поэтому их спектакли произвели на меня такое чудесное впечатление. И если честно - уже почти завидую питерцам, ибо в Москву приехали всего 10 спектаклей...
Первым увиденным был спектакль "Танго". На первый взгляд - полный сюр и абсурд. Но - только на первый. Процитирую телеканал "Культура": "Душой человеческой Семен Спивак занимается уже больше тридцати лет. Вначале была «Дорогая Елена Сергеевна», в 1988 году появилось «Танго» Мрожека. «Я однажды пришел к другу и, разговаривая с ним, увидел пьесу. С первых строк я понял, что она моя, и я ее увел», – вспоминает Семен Спивак. Исполнитель роли Артура, актер Анатолий Петров в «Танго» играет с первого спектакля. Пять лет назад его перестали играть, потому что герои повзрослели, однако к тридцатилетию театра они снова собрались вместе, чтобы вновь прожить этот спектакль. «Вот это моя бабушка, дядя, мы все одна семья. Главное, что Спивак нашел этот код – про что играть», – замечает актер. Когда-то Анатолий Петров и Сергей Кошонин ссорились. Они играли отца и сына, хотя по возрасту – ровесники. Теперь по двадцать пять лет исполнилось их сыновьям, которые росли вместе с этим спектаклем. «Мы играли его при социализме, при перестройке, при переворотах, при обменах денег и так далее. И он каждый раз был актуален, был живой, и нам всегда было что сказать», – заверяет Сергей Кошонин, исполняющий роль Стомиля, отца Артура. Персонажи из этой сумасшедшей польской семейки, оказались близки актерам. Абсурдная история стала реальностью. Елена Соловьева проводит параллели со своей героиней Эугенией, бабушкой Артура: «Понимаешь, что на тебя не смотрят, не советуются с тобой, ты просто существуешь». Мрожек лично оценил спектакль. За кулисами он признался актерам, что впервые увидел такое «Танго» и теперь мог бы многое в нем переписать. Так что Спивак попал в десятку." Очень тонкая работа, почти ювелирная. Смотрела через объектив, но, тем не менее, ОЧЕНЬ понравилось.
Не стоит относиться к персонажам этой истории как к реально существующим людям, хотя все герои прекрасно узнаваемы. Традиции, ставшие догмами, конфликт поколений и обывательские штампы, не умение общаться и не способность быть свободными — в «Танго» угадываются многие приметы нашей жизни, вволю посмеявшись над которыми невольно хочется плакать. Андрей Толубеев говорил о спектакле: «Танго» называют «Чайкой» Семена Спивака, ибо с этого спектакля театр Спивака возник как явление — со своей эстетикой, образным строем, собственной интонацией».