Форма входа

Поиск

Наш опрос

Какой раздел данного сайта нравится Вам больше всего?
Всего ответов: 348

Статистика







Пятница, 31.01.2025, 01:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
"Время для посещений" - Страница 2 - Форум - Раз ступенька, два ступенька...


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
"Время для посещений"
AlenaДата: Суббота, 26.11.2011, 22:53 | Сообщение # 1
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline


23, 24 и 31 декабря 2011 г. на Большой сцене Молодежного театра на Фонтанке состоится премьера спектакля по пьесе австрийского драматурга Феликса Миттерера «Время для посещений».

Миттерера считают одним из наиболее талантливых драматургов Европы последних десятилетий. Его пьесы ставятся по всему миру. Но русскому зрителю его творчество мало известно. Он знаком петербуржцам по радиопостановке «Сибирь», которая прозвучала на петербургском радио в 1997 году в исполнении н.а.СССР Николая Трофимова. Герои пьес Миттерера - обычные люди, а простота бытового сюжетного рисунка сочетается с особого рода символизмом, который свойственен чеховской драматургии.

«Время для посещений» - одна из самых известных пьес драматурга. Она состоит из четырех одноактных пьес. Это истории о непростых, но очень распространенных ситуациях семейной жизни. Предметом его внимания становятся родственные отношения – та территория любви, которая ярче всего высвечивает драматические и трагические темы. Вопросы частной жизни вырастают до проблем вечных.

Режиссер спектакля – Сергей Морозов (В 1999 году окончил мастерскую н.а.России Семена Спивака в СПГАТИ; 2007-2010г – главный режиссер и художественный руководитель Новгородского академического театра драмы им.Ф.М.Достоевского; лауреат премии «Хрустальная роза Виктора Розова», обладатель медали фонда В.Розова «За вклад в отечественную культуру», лауреат Всероссийских и Международных фестивалей)

В спектакле заняты: н.а.России Валерий Кухарешин, з.а.России Сергей Кошонин, Ирина Полянская, Вадим Волков, Людмила Морозова (Бояринова)

Спектакль идёт без антракта (1 ч. 40 мин.).

УЧАСТНИК АКЦИИ "СПЕКТАКЛЬ МЕСЯЦА"
 
AlenaДата: Понедельник, 09.01.2012, 03:29 | Сообщение # 11
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
 
AlenaДата: Среда, 11.01.2012, 19:40 | Сообщение # 12
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Посетителей не судят

Под занавес 2011 года Молодежный театр на Фонтанке показал премьеру по пьесе австрийского драматурга Феликса Миттерера «Время для посещений»

Зритель был вправе ожидать идиллической рождественской сказки, мелодрамы, разухабистого шоу, даже лирической комедии… но режиссер Сергей Морозов и художественный руководитель театра Семен Спивак, по-видимому, решили, что развлечением публики займутся (и пусть себе…) центральные телеканалы, и выпустили под Новый год неожиданно серьезный и печальный спектакль. Оговорюсь сразу: никакой чернухи, серьезно вовсе не значит скучно, а печаль не безысходность. Есть и юмор, и присущая обитателям Измайловского сада сентиментальность, и жанр привычный – «семейные истории». Но главное ощущение, охватывающее после просмотра (всего-то один час сорок пять минут), – это грустная растерянность, растроганность… и какой-то давно забытый детский страх: ой, а вдруг что-то случится с мамой? (мужем/ребенком/братом/ etc). Безусловно, это не те мысли, в которых прилично признаваться театральному критику, приглашенному в надежде на здравый анализ, – да простят меня создатели спектакля…

Четыре истории, четыре прекрасных артиста (Валерий Кухарешин, Ирина Полянская, Сергей Кошонин, Людмила Бояринова), четыре мастерски написанных и убедительно сыгранных диалога: супруги, отцы и дети, родные, близкие люди. Общее во всех новеллах то, что встречи происходят в регламентированное «время для посещений», а бывает оно, как известно, в больницах, приютах и тюрьмах. Перед нами – последствия произошедших когда-то событий постфактум. Герои даже не выясняют отношения – все давно ясно. И режиссер размышляет вслед за автором: а возможно ли было избежать ситуации, когда все – поздно, все – необратимо? Вроде бы у каждого персонажа своя правда (и у дочери, поместившей старого отца в психбольницу, и у жены, ударившей мужа ножом, не выдержав бесконечной домашней рутины), своя вина и своя беда. Где тот Рубикон, перейдя который уже невозможно ничего загладить, «склеить», изменить? В возможностях пьесы европейца Миттерера – немало ответов-трактовок, но рискну предположить, что Сергей Морозов выбирает наиболее близкий нам, живущим по абсурдным правилам русской жизни. Вечный «авось», крайности (либо кротость до святости, либо утрата человеческого облика) и вновь «пофигизм»… И вдруг под ударом собственная семья. Почему? Да просто так получилось…

Художник Дарья Горина возвела на сцене металлический параллелепипед, напоминающий клетку, и исполнители практически постоянно находятся внутри, как в сухом пустом аквариуме. Осколки возможного быта – несколько абажуров, фикус (не то искусственный, не то засохший), сиденья с твердыми деревянными спинками, какие бывают в казенных учреждениях, домашняя пижама – все здесь лишь намекает на предметную среду. Видеоряд с использованием компьютерной графики тоже скромен и носит утилитарный характер – высвечиваются названия эпизодов, загораются и гаснут изящные «иллюстрации» к каждому из них. Но скупость постановочных ухищрений и минимализм средств выразительности с лихвой компенсируются мастерством актеров. Жаль, что театр отправил их играть на большой сцене, – и пьеса, и режиссерское (на мой взгляд) решение прямо-таки умоляют о камерном формате, сейчас многое «не долетает» до галерки, гаснет, а хочется разглядеть и расслышать каждый жест и интонацию. Здесь нет очевидного лидера, да и быть не должно – спектакль ставился на «квартет». Однако ради того чтобы еще раз увидеть, например, как Валерий Кухарешин напяливает красный новогодний колпак, я бы лично потратила не один праздничный вечер.

// Людмила Филатова, театровед
"Невское время", 11 января 2012 г.
http://www.nvspb.ru/stories/posetiteley-ne-sudyat-47251
 
AlenaДата: Вторник, 24.01.2012, 22:14 | Сообщение # 13
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
СВИДАНИЯ ПОД РОЖДЕСТВО
Ф. Миттерер. «Время для посещений».
Молодежный театр на Фонтанке.
Режиссер Сергей Морозов, художник Дарья Горина


Молодой, но уже имеющий основательный опыт работы в провинции режиссер Сергей Морозов, ученик С. Я. Спивака, выпустил первый спектакль в театре своего учителя. В нем есть исконно «Молодежные» черты — человечность и утверждение семейных ценностей, но взгляд Морозова на мир более жесткий (хотя и не мрачный). Режиссер не намерен утешать зрителей: наоборот, он хочет их встревожить, встряхнуть, заставить задуматься о главном.

Премьера пьесы австрийского драматурга Феликса Миттерера «Время для посещений», написанной еще в 1985 году, но новой для российской публики, состоялась в предрождественские дни. В это время, как никогда, зрителям в театре нужны одни лишь легкомысленные комедии и душещипательные мелодрамы. Разумеется, со счастливым концом. Однако спектакль предлагает вместе с героями отправиться в самые грустные места на земле — больницу, тюрьму, психушку, дом престарелых. Сюжеты, собранные в пьесе, печальны и не разрешаются хэппи эндом… По-настоящему радует то, что зрители не только не выразили разочарования, но долго растроганно аплодировали. Видимо, они не посчитали свой праздник испорченным, потому что искреннее высказывание о человеке всегда задевает и оказывается нужным.

Четыре «семейные истории» (так обозначен жанр спектакля), в каждой — два героя, мужчина и женщина. Блестящий квартет актеров — Ирина Полянская, Людмила Бояринова, Валерий Кухарешин, Сергей Кошонин. Каждый из них играет по две (очень разные) роли, сменяя партнеров. Миттерер не связанные между собой встречи объединил коллизией — герои навещают своих близких в одном из «учреждений», где они содержатся. Морозов объединил эти истории еще и «временем для посещений» — это Рождество, праздник, который принято отмечать дома, за семейным столом, в кругу родных…

Лаконично и многозначно оформление Дарьи Гориной: крытый прямоугольный павильон, пустая коробка в центре большой сцены. Отчужденное казенное помещение конкретизируется при помощи деталей: жесткая скамья в холле богадельни, больничная койка в палате, две табуретки комнаты для свиданий в тюрьме… Домашний уют и тепло отсутствуют в этой холодной клетке мирозданья, а призрачным воспоминаем о потерянном Доме служат несколько абажуров, свисающих с потолка прямо над бездыханным растением в кадке. Между новеллами под бодрую музыку на стенку-экран проецируются видеозаставки (компьютерная графика Александра Лециуса), придающие спектаклю современную стильность. Отстраняющая ирония анимационных клипов помогает зрителям перевести дух после очередной горькой развязки.


В. Кухарешин (Старик), И. Полянская (Невестка).
Фото — из архива театра


В новелле «Отставка» Невестка (Ирина Полянская) приходит в дом престарелых к Старику (Валерий Кухарешин). Приносит пакетик его любимого арахиса и красную шапку Санта-Клауса — подарок деду от внучки. Старик ее тут же напяливает и так проводит почти всю сцену: трогательный и нелепый в дурацком колпаке, который смотрелся бы мило и забавно среди шумной толпы, празднующей Новый год, а здесь, в юдоли печали, кажется символом неудавшейся жизни. Старик хорохорится, ерепенится, задирает Невестку, рассказывает, как он ругается с местным начальством из-за плохой пищи, как пишет письма президенту… Кухарешин играет остро, смело, нисколько не сюсюкая — и возникает узнаваемый тип этакого бодрого активного ветерана, которого жжет обида на несправедливость: был уважаемым человеком, а теперь никому не нужен, выброшен, забыт. В финале истории выясняется, что семья избавилась от любимой собаки Старика: она так страшно выла в разлуке с хозяином, отказывалась от пищи, и ее усыпили. Об этом в крик кричит Невестка, не выдержавшая лжи и сознавшаяся — можно сказать, в убийстве. Полянская не играет плохую или злую женщину: ее героиня ведь тоже несчастлива, хотя и не заперта в приюте. Замотанная бытом, детьми, бессмысленной суетой, уже не очень молодая, расплывшаяся, в теплых бесформенных одеждах… Невестка как будто ежится и горбится от сознания собственного бессилия, не может не чувствовать вину перед Стариком, и всё, что она хочет — это побыстрее уйти отсюда, потому что испытание слишком тяжело…

Ф. Миттерер настаивает: «мучители» не счастливее своих «жертв». В новелле «Пшеница на шоссе» Эрика — Людмила Бояринова навещает Отца в сумасшедшем доме, куда она сама (по требованию мужа) его упрятала. Старик (Валерий Кухарешин), всю жизнь проработавший на земле, не смог вынести уничтожения своего хозяйства (на месте фермы построен отель), его сознание помутилось. Теперь он думает, что природе угрожают страшные «электрические люди», которые зальют весь мир асфальтом (так ли уж он неправ?..). Видно, что и в жизни благополучной на вид дочери счастья нет: в глазах ее растерянность, боль, страх. Маленькая глупая девочка прибежала за советом к отцу… Только чему он теперь сможет ее научить?

Две вариации на тему отношений мужа и жены играет Сергей Кошонин. В дуэте с Людмилой Бояриновой — трогательную и грустную историю любящего мужа, теряющего жену, которая умирает от рака. В дуэте с Ириной Полянской — не вполне рядовую историю мужа, которого жена (как будто ни с того, ни с сего) пырнула ножом в живот… Осужденная за покушение на убийство жена сидит в тюрьме, а выживший после ранения муж пришел к ней, чтобы объявить о намерении развестись. Холодный бездушный свет (художник по свету Евгений Ганзбург), бьющий по нервам резкий звук, раздающийся всякий раз, когда герои пытаются приблизиться друг к другу: на свидании в тюрьме посетителя и заключенного должна разделять стеклянная стена, а здесь эта стена воображаемая. Но между героями поначалу воздвигнута гораздо более прочная стена — непонимания, отчуждения, агрессии. Кошонин проводит своего персонажа от яростной злобы и бессильной грубости к признанию в любви, к прощению. Сначала покорная и почти отупевшая героиня Полянской (она выходит с приклеенной растерянной улыбкой, неловко и глупо себя чувствует перед мужем, которого едва не убила) постепенно открывает тайны своей души, высказывает неизжитую женскую обиду, страстно и горько описывает долгое одиночество рядом с мужем и детьми. У этой пары, как ни странно, есть надежда на будущее, муж и жена, после многих лет параллельного и равнодушного существования в браке, пережив трагедию, неожиданно находят путь друг к другу.

Эта мастерски разыгранная драма завершает спектакль, выводя его к просветленному и несколько патетичному финалу: все герои покидают павильон, выходят в свободное пространство, где идет снег и светят звезды (не иначе — среди них есть и Рождественская звезда). Хоть такой сценический прием и нельзя назвать свежим, но ясно, что режиссер хотел дать зрителям возможность в этот момент вздохнуть посвободней и расправить плечи. Слишком непривычна такая суровая проблематика на большой сцене! Думаю, Спивак, признавший «Время для посещений» пьесой для своего театра, и Морозов, поставивший ее честно, не приглаживая и не облегчая, проявили определенную смелость. И, что стало очевидно на премьере, не проиграли.


Евгения Тропп
ПТЖ, 21 января 2012 г.
http://ptj.spb.ru/blog/svidaniya-pod-rozhdestvo/
 
AlenaДата: Среда, 25.01.2012, 04:47 | Сообщение # 14
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Герои пьес Миттерера - обычные люди, а простота бытового сюжетного рисунка сочетается с особого рода символизмом, который свойственен чеховской драматургии. «Время для посещений» (1985) - одна из самых известных пьес драматурга. Она состоит из четырех одноактных драм.

Это истории о непростых, но очень распространенных ситуациях семейной жизни, когда местом встречи близких людей оказывается не уютная комната в родном доме, а клиника, тюрьма, психиатрическая больница или дом престарелых. Предметом внимания становятся родственные отношения – территория любви, которая ярче всего высвечивает драматические и трагические темы, которая в любых условиях сохраняет надежду на понимание и прощение. Вопросы частной жизни вырастают до проблем вечных.

http://www.vashdosug.ru/theatre/performance/488716/
 
AlenaДата: Вторник, 21.02.2012, 02:39 | Сообщение # 15
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Оптимистическая трагедия
На «Фонтанке» играют историю о людях, оказавшихся за бортом жизни

Премьера спектакля «Время для посещений» по пьесе Феликса Миттерера состоялась в праздничные дни, когда зрители ищут веселья. Однако ничего подобного спектакль не предлагает; наоборот, вместе с героями мы отправляемся в самые мрачные места на земле – тюрьму, психушку, дом престарелых… Режиссер Сергей Морозов не намерен развлекать зрителей: напротив, он хочет их встревожить, предлагая серьезный разговор о главном.

Четыре семейные истории, в каждой – два героя: мужчина и женщина. Лаконично и многозначно оформление Дарьи Гориной: крытый павильон, пустая коробка в центре большой сцены. Холодное серое помещение конкретизируется при помощи деталей: жесткая скамья в холле богадельни, больничная койка в палате, две табуретки для свиданий в тюрьме… В этой холодной клетке мирозданья напрочь отсутствуют домашний уют и тепло.

В новелле «Отставка» Невестка (Ирина Полянская) приходит в дом престарелых к Старику (Валерий Кухарешин). Приносит пакетик его любимого арахиса и красную шапку Санта-Клауса – подарок от внучки, оставшейся дома. Старик его напяливает и так проводит почти всю сцену: трогательный и нелепый, в дурацком колпаке, который смотрелся бы мило и забавно среди шумной толпы, а здесь, в юдоли печали, кажется символом неудавшейся жизни. Старик хорохорится, ерепенится, задирает Невестку, рассказывает, как он ругается с местным начальством из-за плохих обедов, как пишет письма президенту… Кухарешин играет остро, смело – и возникает узнаваемый тип этакого активного ветерана, которого жжет обида на несправедливость: был уважаемым человеком, а теперь никому не нужен, выброшен за борт жизни. В финале истории Невестка не выдерживает своей внутренней боли и признается Старику, что, пока тот в больнице, семья вынуждена была усыпить его любимую собаку, поскольку она… все время выла от разлуки. Впрочем, драматург, а вслед за ним режиссер, не защищают хладнокровную Невестку. По их мнению, «мучители» не бывают счастливее своих «жертв».

В новелле «Пшеница на шоссе» Дочь навещает Отца в психушке, куда сама же его и упрятала. Жить с ним под одной крышей стало невозможно с тех пор, как Отец лишился своего фермерского хозяйства. Теперь он думает, что природе угрожают страшные «электрические люди», которые зальют весь мир асфальтом. Однако нет счастья и у Дочери: личная жизнь не складывается – в глазах ее растерянность, боль, страх. Она как никогда нуждается в советах Отца. Только чему он сможет теперь ее научить? Увы, позднее прозрение вызывает досаду: почему Дочь не слушала его раньше?..

В спектакле есть и две вариации об отношениях Мужа и Жены. В дуэте с Людмилой Бояриновой артист Сергей Кошонин играет любящего Мужа, на глазах у которого Жена умирает от рака. А в дуэте с Ириной Полянской Муж оказывается невинной жертвой своей Жены, поскольку та ни с того ни с сего пырнула его ножом в живот…
Холодный бездушный свет, бьющий по нервам режущий звук, раздающийся всякий раз, когда герои пытаются приблизиться друг к другу… Осужденная за покушение на убийство Жена сидит в тюрьме, а выживший после ранения Муж пришел к ней, чтобы объявить о намерении развестись. Кошонин проводит своего персонажа от яростной злобы и бессильной грубости к признанию в любви, к пониманию и прощению. Сначала покорная и отупевшая героиня Полянской постепенно открывает тайны своей души, неизжитую женскую обиду, долгое одиночество рядом с Мужем и детьми. И у этой пары, как ни странно, есть надежда на будущее.

Евгения Тропп
Журнал "Театрал" №2 (91), февраль 2012 г.
http://www.teatral-online.ru/news/5834/
 
MarinaДата: Понедельник, 02.04.2012, 23:58 | Сообщение # 16
Почётный ступенечник
Группа: Модераторы
Сообщений: 2658
Статус: Offline
Премьера спектакля «Время для посещений»

Сергей Морозов, режиссер

ВИДЕОИНТЕРВЬЮ

Сергей Кошонин, заслуженный артист РФ.

ВИДЕОИНТЕРВЬЮ
 
AlenaДата: Вторник, 03.04.2012, 16:10 | Сообщение # 17
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
ВРЕМЯ ОТМЕРЕНО

Имя известного в мире австрийского драматурга Феликса Миттерера знакомо нам больше понаслышке: насколько я знаю, постановка молодого режиссёра Сергея Морозова в Санкт-Петербургском Молодёжном театре на Фонтанке является первым в России обращением к его творчеству. И любопытно то, что пьеса «Время для посещений» (вернее, четыре одноактовки, её составившие. Перевод с немецкого Татьяны Федяевой, художник Дарья Горина, художник по свету Евгений Ганзбург, компьютерная графика Александра Лециуса, музыка Арво Пярта) с поистине снайперской точностью попала в магистральное направление афиши театра Семёна Спивака в воплощении его ученика.
Подобное совпадение никакими случайностями не объяснить – в основе Молодёжного театра лежат задачи учительские, воспитательные; здесь всегда ненавязчиво и без сентиментальности обращаются к человеческой душе, стремясь пробудить в ней то лучшее, что давно уже опустилось на самое дно и тихо тлеет там в ожидании некоего взрыва или хотя бы толчка. Семён Спивак, как, пожалуй, очень мало кто из сегодняшних наших режиссёров, ощущает боль человека, его потаённый стыд за неумение или нежелание изменить жизнь, его тягу к душевному родству, к не-одиночеству…

И Сергей Морозов, чьи спектакли я видела в Костроме, Владимире, Великом Новгороде, во многом идёт по пути своего учителя, разделяя его интерес и любовь к человеку. Просто человеку, любому и каждому.

Перед нами четыре истории, в которых нет ничего необычного: человек из полноценной, достаточно насыщенной и суетливой жизни приходит к другому, находящемуся как бы в иной реальности, в условиях дома для престарелых, больницы, психиатрической лечебницы, тюрьмы. Приходит в ограниченное и определённое «время для посещений», тяготясь и обстановкой «учреждения», и необходимостью делать вид, что всё идёт нормально, как положено. И в этих столкновениях двух реальностей пронзительно звучит нота человеческого одиночества по ту и иную стороны разделяющего барьера, потому что люди давно уже разучились слышать и понимать друг друга, смотреть друг другу в глаза и читать в них…

Жанр спектакля обозначен как «семейные истории», но совершенно очевидно, что семейные, самые тесные связи давно уже оборвались между этими людьми – Стариком (Валерий Кухарешин) и Невесткой (Ирина Полянская) в новелле «Отставка»; Мужем (Сергей Кошонин) и Женой (Людмила Бояринова) в «Непонятно»; Стариком (Валерий Кухарешин) и Дочерью (Людмила Бояринова) в «Пшенице на шоссе»; Мужем (Сергей Кошонин) и Женой (Ирина Полянская) в «Преступнице».

В доме для престарелых («Отставка») в центре расположена жёсткая, неудобная скамья, а где-то сбоку висят уютные, очень домашние абажуры, освещающие непонятно что – разве увядающий фикус с жёлтыми листьями. Здесь живёт Старик. Который не жалуется ни на что, кроме плохого питания и соседа, бывшего нациста. «Я живу сегодняшним днём, ни прошлое, ни будущее для меня не существуют», – категорично заявляет он Невестке. И добавляет: «Мы здесь живём как в отставке…»

Этот сегодняшний день в отставке, застывший, словно фикус с пожухлыми листьями под бессмысленными абажурами, Валерий Кухарешин проживает очень сильно, болезненно, остро – каждый миг его сценического существования наполнен живым человеческим ощущением безграничного одиночества, в котором лишь память о любимой собаке придаёт силы. Замученная, издёрганная жизненными заботами Невестка, изумительно сыгранная Ириной Полянской, всё пытается сгладить все углы, примирить непримиримое. Она всё понимает и сочувствует Старику, но что же можно сделать? – надо только осторожно лгать о жизни в доме без него. Но в момент, когда он даст ей деньги, чтобы купила что-то вкусное собаке, она не выдержит – вернётся в этот скорбный зал ожидания и взвоет, держа деньги в руках, и крик её будет подобен прорвавшемуся нарыву, когда она расскажет, что собаку пришлось усыпить, потому что она не могла жить без своего хозяина. И сквозь её крик словно услышится этот безутешный вой собаки…
 
AlenaДата: Вторник, 03.04.2012, 16:13 | Сообщение # 18
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Продолжение...

Ещё одного Старика играет Валерий Кухарешин в новелле «Пшеница на шоссе» – бедного безумца, отправленного мужем дочери в психиатрическую лечебницу, потому что Старик не может смириться с тем, что вместо золотого моря пшеницы, которое он показывал своей маленькой дочери, научив её любоваться живой природой, выстроен отель. Он держит в руках спил дерева и читает по нему историю дерева и историю семьи, а Дочь – Людмила Бояринова (актриса играет очень точно и тонко) заворожённо слушает, как будто возвращаясь в те далёкие и невозвратные времена. Этот спил и этот рассказ так подействуют на неё, что всё, навязанное мужем и объявленное плодами цивилизации, взорвётся раскаянием и – надеждой на то, что всё ещё можно поправить.

Но ничего нельзя поправить в этой нелепой жизни, складывающейся раз и навсегда: то ли в спасительное безумие, то ли в смерть вскарабкается Старик по лестнице в самое небо…

И Дочь останется одна, внезапно осознав пронзительность человеческого ухода, испытывая запоздалые чувства, которых недостало в реальной жизни.

Те же чувства доведётся испытать и Мужу («Непонятно»), приходящему в больницу к Жене, когда её не станет. Сергей Кошонин и Людмила Бояринова без малейшего налёта сентиментальности грустно и горько играют историю любящих супругов, наверное, единственно счастливых людей в пьесе. Но и здесь «время для посещений» отмерено жестоко и неумолимо: Жена умрёт от рака, а Муж вдруг поймёт, что жизнь потеряла смысл, потому что некому больше нести свои печали, потому что никто больше не утешит и не утишит боль…

А действие последней новеллы, «Преступница», блистательно сыгранной Сергеем Кошониным и Ириной Полянской, происходит на самом краю, в самом, пожалуй, остром столкновении двух реальностей – в тюрьме, где содержится Жена за попытку убить Мужа. Он приходит на свидание к ней, чтобы объявить о разводе, для него всё понятно, его душит ненависть к этой женщине, матери его детей, но он всё же пытается понять: за что? Почему она хотела убить его?

Ну почему же люди могут понять друг друга только в последний момент, когда любовь победит все недоразумения, но уже ничего не спасёт?.. Души этих людей словно проходят круги ада – от непонимания, душевной глухоты до прозрения, но изменить уже ничего нельзя…

Вот такой грустный, но очищающий спектакль получился у Сергея Морозова. Художник Дарья Горина придумала интересную сценографию: в центре пустая коробка, огороженная светящимися трубочками – то безликое пространство, в котором может происходить абсолютно все, кроме живой, тёплой и уютной жизни вместе. А компьютерная графика Александра Лециуса выразительно отделяет одну новеллу от другой, словно помогая зрителю преодолеть горечь развязок с их тоской по несбывшемуся.

В финале персонажи выходят за пределы отгороженного пространства в жизнь, в которой идёт снег, а на небе зажигаются звёзды. В эту жизнь выходим и мы после окончания спектакля, и хочется верить, что выходим немного другими, задумавшимися о том, о чём стараемся размышлять всё реже и реже. Слишком стремительна наша реальность…

А так важно успеть – ведь «время для посещений» собственного душевного мира и мира твоих близких отмерено…


Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ
"Литературная газета" №11 (6362), 21.03.2012 г.
http://www.lgz.ru/article/18587/
 
AlenaДата: Пятница, 13.07.2012, 23:09 | Сообщение # 19
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
НАЕДИНЕ СО ВСЕМИ И СОБОЙ

Репертуар Молодежного театра на Фонтанке пополнился еще двумя спектаклями — постановкой режиссера Сергея Морозова «Время для посещений» и работой Владимира Туманова «Фантазии Фарятьева».
В сущности, оба спектакля — рассуждение на тему вечного человеческого одиночества в миру других людей.

Действие четырех достаточно сентиментальных историй австрийского драматурга Феликса Миттерера происходит накануне Рождества, когда, как утверждают психологи, каждый из нас становится наиболее душевно уязвимым и склонен наиболее остро чувствовать одиночество. Режиссер и художник Дарья Горина помещают героев спектакля «Время для посещений» в некий аквариумный остов — вроде бы они и у всех на виду, но изолированы от других людей, «варятся в собственном соку». «Аквариум» являет собой то комнату для посещений в доме для престарелых, заполненную засохшими фикусами и старомодными абажурами, то сходное, но пустое помещение в клинике для душевнобольных, то больничную палату, посреди которой железная койка, то тюремную «клетку» для свиданий. Восьмерых героев играют всего четверо актеров: Валерий Кухарешин, Сергей Кошонин, Людмила Бояринова и Ирина Полянская. Нельзя сказать, что их герои молоды: за плечами каждого жизнь, сотканная из потерь и приобретений, собственных и чужих ошибок, из горького опыта и коротких моментов счастья. В двух эпизодах Валерий Кухарешин играет стариков, заслуживающих от своих близких поддержки и тепла не меньше, нежели наконец-то выясняющие отношения супружеские пары в семейных историях «Непонятно» и «Преступница». Накал зрительских эмоций возрастает по ходу действия (из программки можно понять, что первоначально порядок драматических эпизодов был задуман иным), и последняя история «Преступница», рассказывающая о том, как равнодушие мужа к жене довело ее до покушения на убийство супруга, заставляет особо чувствительных и сентиментальных людей вспомнить о назначении носовых платков.
.......................

Екатерина Омецинская
"В любимом городе" № 1/2, 07.02.2012 г.
http://ptj.spb.ru/pressa/naedine-so-vsemi-i-soboj/
 
AlenaДата: Суббота, 14.07.2012, 01:45 | Сообщение # 20
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
ВРЕМЯ НА КАРТЕ БУДНЕЙ

Антона Павловича Чехова некоторые называли «певцом будней». Он был первым драматургом, который обнаружил драматизм монотонности, уничтожающей в нас человечность. Привычность, автоматизм бытия делают нашу жизнь похожей на дистиллированную воду: очищенная, но для питья не пригодная.

В пьесах австрийского драматурга Феликса Миттерера эта чеховская отчуждённость человека от жизни доведена, возможно, до логической крайности. Его драматические новеллы, столь популярные в Европе, называют «народными пьесами». Простой бытовой сюжет, не пафосные герои, но ткань текста «прошита» определённым символизмом. Автор пытается увидеть в повседневной жизни «божью искру», проблески высших ценностей, и, видимо, эта попытка заставляет европейских критиков называть его произведения моральными.

«Время для посещений» едва ли не самая известная пьеса Миттерера — это четыре семейные истории, четыре диалога, в которых желание высказать себя оказывается порой сильнее, чем стремление услышать другого. Премьера этой пьесы в Молодёжном театре пришлась на предновогодние дни, хотя не только этим объясняется тема Рождества, которая соединяет четыре истории в одну. Рождество — это возможность осуществления Чуда. И в каждой новелле на какое-то мгновение Чудо жизни побеждает её обыденность: дети начинают понимать родителей, взрослые прощать детей, ненавидящие — любить.

Режиссёр спектакля Сергей Морозов — достойный ученик своего мастера Семёна Спивака — вместе с художником Дарьей Гориной создали на сцене коробку-тюрьму. Но она прозрачна, если не призрачна. И понимаешь, что самая страшная неволя — это та, на которую мы обрекаем себя сами. Мы сами себе тюремщики, мы запираем себя на засов — своими мыслями, убеждениями, своим прагматизмом и суетностью.

Пьеса камерная, и режиссёру вместе со всеми создателями спектакля потребовалось немало усилий и придумок, чтобы на большой сцене эта семейная история не казалась мелкой, чтобы она пространственно не потерялась. Спектакль соразмерен сцене и это, безусловно, удача. Да, некоторые режиссёрские «ходы» пока кажутся излишне замысловатыми, актёры ещё не спрятали все узелки в подробной «вышивке» образов, но сложилась атмосфера спектакля, его эмоциональный посыл.

Компьютерная графика Александра Лециуса придаёт спектаклю стильность, современность и белоснежную — опять-таки рождественскую! — лёгкость. И пьеса, написанная в 1985 году «перемещается» в наше время, ещё более прагматичное, механистичное, но ещё более страдающее от дефицита внимания, доверия и любви.

Ещё одна тема явственно определена режиссёром и «протянута» артистами. Пора, кстати, назвать блестящую актёрскую команду спектакля: Валерий Кухарешин, Сергей Кошонин, Ирина Полянская, Людмила Бояринова и Вадим Волков. Они «сложили» эту тему, наполнив личностными ощущениями. В 1964 году поэт Андрей Вознесенский сформулировал это так:

«Матери сиротеют.
Дети их покидают.
Ты мой ребёнок,
мама,
брошенный мой ребёнок».

Чувство покинутости, брошенности стариков, их одиночество. И печаль детей, чувство вины, которое мы испытываем, не в силах спасти близких от этого сиротства. Сколько бы мы не старались, но когда родители уходят, нам все равно кажется, что мы могли сделать для них больше, чем успели. Время для посещений — это время здесь и сейчас, и не стоит откладывать любовь на потом.

Четыре новеллы — из дома для престарелых, больницы, психушки и тюрьмы… Невесёлые места действия. Однако режиссёр вместе с актёрами увидел иронию и юмор, которые не только уместны, но и присущи даже самым трагическим ситуациям. Столкнув смешное со смертельным, удалось придать спектаклю объём. Этот смысловой объём подхвачен точной световой партитурой Евгения Ганзбурга. Поэтому — всё вместе взятое — заставляет зрителей говорить о спектакле как о светлом событии.

«Время для посещений» длится чуть меньше двух часов. И если, покидая театр, кто-то из посмотревших спектакль решит, что пришло время навестить родных, простить их или попросить прощения, значит, всё состоялось не зря. Значит, Чудо имеет место быть в нашей тяжкой повседневности. И не только под Рождество.

Ирина Жукова
"PRO-сцениум" № 1/2, Январь 2012 г.
http://ptj.spb.ru/pressa/vremya-na-karte-budnej/
 
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:


На правах рекламы:


______________________________________________________________
лого
© Алена Хромина 2008-2025