О гастролях Молодёжного театра со спектаклем "Пять вечеров" в Астане (Казахстан) на I Международном фестивале "Мир театра", сентябрь 2006 г.
Судьба как действующее лицо
Устроители фестиваля - акимат города, департамент культуры Астаны, директор Русского драматического театра им.М.Горького Априза Хусаинова и директор Казахского музыкально-драматического театра им.К.Куанышбаева Оразалы Акжаркын-Сарсенбек - сделали все возможное и невозможное, чтобы в городе был настоящий праздник.
В фестивале участвовали не только астанинские театры, показавшие по одному спектаклю на открытии и закрытии, но и гости - Санкт-Петербургский Молодежный театр на Фонтанке, Московский драматический театр им.Н.В.Гоголя, Башкирский молодежный театр им.Мустая Карима (Уфа) и Бишкекский городской театр им.Арсена Умуралиева (Киргизия).
Первый блин не оказался комом - все было сделано не просто четко, а так, чтобы гости получили максимум удовольствия от пребывания на гостеприимной казахской земле. Жители Астаны по праву гордятся своей столицей, поэтому экскурсии по деловой части города стали неотъемлемой частью театрального праздника, а Актерский клуб, собиравший всех после окончания спектаклей, помог ближе познакомиться и подружиться артистам из самых разных городов и стран.
Как всегда на фестивалях, спектакли были разными, но в каждом из них зрители находили что-то интересное и необычное, заставляющее их пристально всматриваться в "почерк" каждого из коллективов, определяя для себя сходства и различия между театрами-гостями и театрами-хозяевами.
Спектакль "Пять вечеров" А.Володина Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке (постановка С.Спивака) вызвал самые горячие чувства у зрителей. Семен Спивак поставил известную володинскую пьесу как историю о людях, перемолотых жерновами беспощадного времени, но все-таки выживших и, как ни странно прозвучит в данном контексте хрестоматийная фраза М.А.Булгакова, не заслуживших света, но заслуживших покой. Известные по многочисленным фильмам и сериалам артисты играют сильно, взволнованно. Это относится и к Л.Осокину (Ильин), и к Р.Щукиной (Тамара), и к П.Журавлеву (Тимофеев), и к Е.Дроновой (Зоя), и к О.Медынич (Катя), и к В.Гузову (Слава). Все они составляют замечательный ансамбль, в котором каждому дано свое соло - пронзительное и трогательное.
Пьесу Сэма Шепарда "Однажды в Калифорнии" показал на фестивале Московский драматический театр им.Н.В.Гоголя (режиссер В.Сорокин, художественный руководитель постановки С.Яшин). Странноватое сценическое произведение о двух братьях - удачливом и неудачливом, которые в какой-то миг "меняются" своими судьбами, - сыграно Александром Мезенцевым и Андреем Болсуновым поистине блистательно. Оба артиста существуют словно на той невидимой, хрупкой грани жизни, которая ежеминутно может разрушиться, но они удерживаются и удерживают эту грань - бродяга, любитель пустыни, трогательно-чистый Ли, старший брат, и вполне успешный, но крайне неуверенный в себе сценарист Остин, младший брат. "Смена ролей" для них - не игра, а жестокая прихоть судьбы, на поводу которой они вынуждены идти.
Вообще, можно сказать, что судьба как некая высокая категория явилась главной героиней фестиваля, потому что и в других спектаклях так или иначе речь шла о судьбе. О судьбе отдельного человека, как в спектакле "Куклы" М.Гапарова и Ф.Гапаровой (режиссер О.Акжаркын-Сарсенбек) Казахского музыкально-драматического театра им.К.Куанышбаева, в котором А.Омаров сыграл роль писателя Раева с неподдельной человеческой болью и тончайшим проникновением в духовный мир мужчины, измученного ревностью.
А о судьбе целой семьи речь идет в спектакле "Лавина" турецкого драматурга Т.Джюдженоглу Молодежного театра им.М.Карима из Уфы (постановка Л.Зайкаускаса). История о том, как люди живут вполголоса, боясь смертоносной лавины, как рождается ребенок, первый крик которого может вызвать смерть многих, сыграна артистами всех возрастов сильно и выразительно.
Судьба народа прослеживается в притче "Мир - мгновение", созданной Бишкекским театром им.А.Умуралиева по пьесе А.Зинчука "Малыш и Мама". Этот тонкий, удивительно нежный пластический спектакль, идея и постановка которого принадлежат Б.Парманову, полон поэтической прелести познания мира. И очень уместен предпосланный ему эпиграф из Омара Хайяма:
Мир - мгновенье, И я в нем - мгновенье одно. Сколько вздохов мне сделать за Миг суждено? Будь же весел, живой! Это бренное зданье Никому во владенье навек Не дано...
Немного выпадал из общей картины спектакль Русского драматического театра им.М.Горького из Астаны "Не верь глазам своим" - забавная, но абсолютно пустая комедия французских драматургов Ж.Ж.Брикера и М.Ласега, поставленная С.Матвеевым (играющим одну из центральных ролей). На таких спектаклях можно провести время, но говорить об их эстетической и тем более этической ценности бессмысленно. Очень жаль, что театр с сильной труппой и хорошим репертуаром именно таким образом участвовал в смотре.
На фестивале "Мир театра" не было номинаций и мест - все участники получили дипломы и подарки, и это, как представляется, очень мудрое решение. Здесь, в казахской столице, все только начинается. Прошла лишь первая проба, которая со всей очевидностью доказала - фестиваль нужен городу.
Спектакль был потрясающий... Регина бесподобна, как всегда, Леонид Осокин - только таким и представляю Ильина, хотя фильм с Любшиным мне тоже очень нравится. А Ольга Медынич и Василий Гузов - такой свежий ветер! Жаль, больше его не увидеть...
На сцену Молодежного театра возвращаются «Пять вечеров» 7.04.11
В репертуаре Санкт-Петербургского Государственного Молодежного театра на Фонтанке вновь появился спектакль «Пять вечеров», показы которого прекратились в прошлом году в связи со смертью ведущего актера постановки Леонида Осокина. В одном из своих последних интервью Осокин сказал: «Что бы с артистом ни случилось - «Show must go on!». Руководство театра, судя по всему, придерживается той же позиции. «После ухода из жизни актера Леонида Осокина, исполнявшего в спектакле роль Ильина, коллектив театра долго не мог прийти в себя. Сегодня спектакль возвращается на родную, Малую сцену Молодежного театра», - сообщают в Молодежном. Теперь роль Ильина исполняет выпускник ЛГИТМиК Владимир Маслаков. В возобновленном спектакле также заняты Регина Щукина, Василий Гузов, Ольга Медынич, з.а.России Зоя Буряк, з.а.России Екатерина Дронова, з.а.России Петр Журавлев и Ксения Митрофанова.
Художественным руководителем спектакля по знаменитой пьесе Александра Володина выступил в 2005 году Народный артист России Семён Спивак; режиссером-постановщиком в данном случае стала Ирина Зубжицкая. Новая постановка сразу же получила признание профессиональных экспертов и приняла участие в таких крупных театральных проектах, как III Всероссийский театральный фестиваля им. А. Володина «Пять вечеров» (2006), Шанхайский Международный фестиваль искусств (2008), творческий проект «Питер-Москва-Питер». Исполнительница роли Кати Ольга Медынич получила в 2005 году высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший дебют».
Пьеса Володина «Пять вечеров» повествует о встрече двух людей - Александра Ильина и его давней возлюбленной Тамары Васильевны, не видевшихся на протяжении целых 17 лет. Написанная в 1959 году она остается актуальной и в настоящее время. «Эта пьеса о простых и очевидных ценностях: о целомудренных чувствах, чистых отношениях, о беззаветной, но робкой вере в счастье. Вечер жизни двух немолодых людей полон надежды и нежности, напоен не только печалью, но верой, мечтой и любовью… Поэтому история мужчины и женщины – история пяти вечеров, расставания, войны и новой встречи - остается историей вне пространства и времени, понятной и близкой любому возрасту», - поясняют в театре.
«Пять вечеров» вновь будут представлены на Малой сцене Молодежного театра 20 и 26 апреля. Следующая встреча с излюбленными героями состоится уже в мае.
Дата: Воскресенье, 17.04.2011, 01:33 | Сообщение # 30
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Жанна Зарецкая
В 1959 году Товстоногов поставил по пьесе Володина «Пять вечеров» гениальный спектакль и открыл в театре эпоху оттепели. Он и она — Ильин и Тамара — были знакомы в юности, перед войной; потом расстались без видимых причин. Он уехал на север и даже адрес забыл, а теперь вот, прожив половину жизни, приехал в отпуск в Ленинград и вспомнил не только адрес, но и девушку, которая провожала на фронт без слез, только сказала на прощание: «Видишь, какая у тебя будет бесчувственная жена». Отправился по адресу и нашел ударницу труда со сварливым нравом — мастера цеха с «Красного треугольника». Впереди, до конца отпуска героя, у них были пресловутые пять вечеров.
Более того, вся общественная жизнь в спектакле по сути объявлялась сном, иллюзией, уводящей человека от главного, что есть на свете, — от самого себя.
Режиссер нынешней постановки Ирина Зубжицкая диплом получила всего пять лет назад. То есть она как раз из тех, кто спектакля Товстоногова видеть не мог, а потому табу для нее как бы и нет. Ставила Зубжицкая до сих пор молодых драматургов, в основном, в провинции, но вот ведь что странно: ее стремительный и очень современный спектакль по володинской пьесе вышел ровно про то же, что и шедевр БДТ: про то, что именно отвлекает людей от их личной жизни и частных проблем. В товстоноговском спектакле это была неотвратимая, усыпляющая в своей монотонности поступь истории: несет тебя людской поток, а куда вынесет — неизвестно. В новой постановке такую же роль играет ритм жизни, который не дает передохнуть и оглядеться вокруг, а только заставляет нестись вперед, бежать сломя голову.
Ильина и Тамару в новой постановке играют Леонид Осокин и Регина Щукина. И это герои, которых ежедневно встречаешь в метро. При желании из Осокина можно было бы сделать еще одного условного Безрукова — светлоликого молодежного идола из телесериала. Зубжицкая, к счастью, сотворила обратное: вывела на сцену типичного разгильдяя, дожившего до кризиса среднего возраста, но так и не окончившего института, несмотря на очевидные способности. В первой же сцене он появляется в шляпе и плаще цвета беж; брюки возникают значительно позже. Этот Ильин, если и Дон Жуан, то не глянцевый, а потасканный, провинциальный, уставший от женщин, бега и жизни вообще. В свое время на счет брутального Копеляна ни критики, ни публика не сомневались: не просто на севере был, а где-нибудь на Колыме. Про Осокина ничего такого не вообразишь: он как будто поехал за веселой жизнью на север, завербовался дальнобойщиком. А теперь вот очумел от этого веселья, рванул на малую родину к своей первой любви. И снова обман: вместо красавицы — чуть ли не деревенская баба, сварливая и лохматая. Хотел было Ильин от нее сбежать, но поздно, пришлось остаться. А дальше — все те же пять вечеров частной жизни.
События в новой постановке сменяют друг друга очень быстро: Зубжицкая запретила актерам паузы. Текст Володина, который вообще-то легко растягивается на четыре часа, здесь сжимается в два. Эпизоды, парад амбиций мелькают, как пейзажи за окном несущегося поезда. Вот Ильин, весьма собой довольный, расставляет мимозы в восемь трехлитровых банок, вот Тамара с порога закатывает истерику, потому что он банки без спросу взял, вот Ильин, тоже с порога, зашвыривает авоську с закуской куда-то за пределы видимости. Вот он уходит от Тамары — в вокзальный буфет, а та отправляется на судорожные поиски.
Во втором действии герои встречаются только в финале, и тут Зубжицкая резко снижает темп. Не знаю, как выглядело в действительности режиссерское задание, но кажется, что актеры играют в школьную игру: рассказать о ком-то из одноклассников так, чтобы все остальные поняли, о ком речь. Разглядывать героев теперь одно удовольствие: опыт лавиной пролитых слез превратил Тамару — Щукину в настоящую женщину — гордыни никакой, обивает пороги старых знакомых Ильина, расспрашивает грудным спокойным голосом: не был ли, не знают ли, где искать. И наблюдать за такими актерами, демонстрирующими высший класс сценического партнерства, когда друг друга локтями и плечами чувствуют, равно как и за размороженными влюбленными, несравнимо интересней, чем за бригадами сериальных суперменов.