|
"Идиот.2012" - Страница 3 - Форум - Раз ступенька, два ступенька...
"Идиот.2012"
| |
LenAndana | Дата: Среда, 16.05.2012, 13:39 | Сообщение # 1 |
Знаток театра
Группа: Проверенные
Сообщений: 355
Статус: Offline
|
12 и 13 июня 2012 г. на Малой сцене Молодежного театра премьера - "Идиот.2012".
Ф.Достоевкий Идиот.2012
Режиссер – Семен Спивак В ролях – студенты III курса СПГАТИ, мастерская С.Спивака
История театра знает немало инсценировок этого произведения Достоевского. Каждый раз, обращаясь к материалу, создатели выбирают свой «ключ». Кто-то пытается передать всю историю целиком, как сделал это когда-то Сергей Женовач, поставив «Идиота» в театре на Малой Бронной, где спектакль шёл три вечера, в общей сложности 11 часов. А в «Мастерской» выпускники Григория Козлова играют локальную историю первого дня князя Мышкина. Семен Спивак выбирает первую часть романа, представляя «срез» всех характеров и в финале спектакля собирая героев на вечере у Настасьи Филипповны.
…В ближайшем будущем нам всем пророчат столкновение Добра со Злом, разделение жизни на «до» и «после». Кто-то верит, что природная катастрофа все же состоится, а кто-то говорит о катастрофе духовной. Кто они такие – Мышкины нашего времени? Как сегодня выглядят люди, несущие в мир свет, которого нам так не хватает? Есть ли они?..
Н.а. России Семен Спивак: «Идиот» - внутреннее продолжение темы Дон Кихота: как чистый человек сталкивается с «грязным» миром; способен он – или не способен – этот мир очистить. Достоевский называл Мышкина «Князь Христос». Но важнее то, что он - человек. Он может быть смешным, нелепым и прекрасным одновременно, и этим вызывает в нас сострадание и сочувствие. Сейчас так сложно выделить в сером чёрное и белое. Князь Мышкин, так же как Дон Кихот, – это гениально пронзительно белое.
Сегодня нас убеждают, как важен покой. Но этот «покой», скорее, похож на стремление к комфорту, равнодушию. Не удобные, не правильные ситуации очень сильны эмоционально. А мы боимся сильных чувств, боимся сильно жить. Часто мы несём на себе абстрактные образы неких «хороших девочек» и «хороших мальчиков», но реальный человек объёмнее. Достоевский даёт возможность этот объём «присвоить», расширить себя. И мне, как педагогу, нужно пройти над пропастью по канату: не упрощать материал, не адаптировать его, чтобы этот момент расширения произошёл, но и не впасть в претенциозность, не давать ещё не очень сильному актёрскому организму неподъёмную «штангу».
«Идиот.2012» - это дебют на профессиональной сцене актерской мастерской Семена Спивака «третьего созыва». Нынешние студенты - третьи в биографии мастера, они учатся на третьем курсе и выпускают спектакль в 33-ем сезоне. Магия чисел должна помочь и поддержать сложившуюся традицию – дипломные спектакли предыдущих курсов Спивака неизменно становились репертуарными спектаклями Молодежного театра. Таковыми в 1998 году были «Крики из Одессы», а в 2009-м – «Метро» и «Жестокие игры». В 2012-м на сцене театра прозвучат новые имена. Впрочем, некоторые из них уже наверняка знакомы зрителям по некоторым спектаклям (например, «Семья Сориано», «Три сестры», «Фантазии Фарятьева») и концертным программам театра.
Спектакль идет 2 ч. 30 мин. с одним антрактом.
УЧАСТНИК АКЦИИ "СПЕКТАКЛЬ МЕСЯЦА"
|
|
| |
Marina | Дата: Вторник, 24.07.2012, 23:37 | Сообщение # 21 |
Почётный ступенечник
Группа: Модераторы
Сообщений: 2658
Статус: Offline
| Склероз...
|
|
| |
Alena | Дата: Пятница, 10.08.2012, 01:51 | Сообщение # 22 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| В ожидании Христа
Новый сезон в Молодежном театре откроется спектаклем «Идиот. 2012» в исполнении студентов IV курса мастерской Спивака, премьера которого состоялась 12 мая. Достоевский в очередной раз расставил сети неискушенным душам, но они с честью выдержали экзамен.
В своих дневниках Достоевский именует Мышкина «князь Христос». Хотел ли писатель придать земному существу божественную сущность или же, наоборот, очеловечить миф? Как знать... Магия романа «Идиот» побудила многих режиссеров театра и кино на зрелищные эксперименты. И вот «Идиот. 2012» в Молодежном театре, спектакль, связывающий героев Достоевского и день сегодняшний настолько ясно, что понимаешь – это про нас.
Князь Мышкин еще в вагоне поезда появляется с таким благостным взглядом, будто место в раю уже за ним. Умиротворение прямо-таки цветет на его лице и во время встречи с Рогожиным, и на протяжении беседы с генералом Епанчиным. В спектакле нет явных злодеев, все участники истории – в большинстве своем люди слабые, боящиеся перемен, бедности, сильных эмоций. Они выстраивают фундамент покойного существования на собственных заблуждениях и хотят жить не по совести и сердцу, а так, чтобы было удобно.
Парфен Рогожин (Юрий Николаенко) – разудалый и разнузданный малый, на которого неожиданно сваливается наследство от почившего батеньки. В сопровождении «приспешников» кочует он по сюжету, одержимый единственной мыслью – заполучить вожделенную добычу – женщину, за которую готов торговаться бесконечно. Это не любовь, а финансовая сделка, и не столько на купца он похож, сколько на криминального авторитета «а-ля Беня Крик» из довоенной Одессы.
Достопочтимый муж, большой военный чин, глава семейства, отец трех взрослых дочерей – генерал Епанчин в исполнении 28-летнего Андрея Некрасова поражает воображение, ибо вживание в роль фантастическое. Точной пластикой, мимикой и размеренной речью актер создает образ человека опытного, пресыщенного, даже в чем-то скучающего, очень любящего себя и свое место на государственной службе. Абсолютное равнодушие Епанчина при виде «бедного родственника» стремительно сменяется беспощадностью, с которой он набрасывается на Ганю Иволгина (Константин Елисеев), чувствуя его неуверенность в намеченном предприятии. Но втайне генерал страдает от той же болезни, что и Тоцкий с Рогожиным – им владеет похоть, желание откусить от запретного плода и при этом остаться почтенным членом общества.
Настасья Филипповна, которую осуждают, ожидают и вожделеют, отнюдь не классическая красавица, а скорее из разряда «танцовщиц Мулен Руж», способных очаровать мужчин не очень разборчивых. Но во время сцены торга за нее Парфена Рогожина понимаешь: оскорбленная женщина способна на многое. Актриса Алиса Варова словно раздувает невидимый костер, который во втором действии разгорается опасно и мощно, и у зрителя возникает сомнение: Мышкин ли главный герой? Но еще в первом действии происходит нечто, преломляющее характер самого князя и ход всей истории, а именно – пощечина, которую в пылу гнева дает ему Ганя Иволгин, усугубив это репликой: «Долго ли ты, идиот, мне дорогу переходить будешь?» Это и есть рубеж, переступив который Мышкин прозревает.
Во второй части спектакля, когда действие перемещается в дом Настасьи Филипповны, от его благости не остается и следа. Он открыто встает на сторону оскорбленной женщины и предлагает ей защиту – замужество, произнеся заветные слова: «Я уважать вас буду». Кто бы мог подумать, что этот очарованный странник способен на такое? Но его постигает неудача, и все, что ему остается, лишь укрыть ее сюртуком, когда она падает на пол в минутной слабости… В финале спектакля Мышкин остается на сцене один на один со зрителем. Всех остальных участников истории поглощает огонь, в котором рукописи не горят, зато горят души, не знающие верных нот, искренних слов, лишенные шанса на счастье. Янина Гончарова Журнал "Free Time", август 2012 г. http://spb.freetime.ru/art/art/172/v-ojidanii-hrista.html
|
|
| |
Alena | Дата: Пятница, 10.08.2012, 02:00 | Сообщение # 23 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Студенты замахнулись на Достоевского
Молодежный театр на Фонтанке новый, 34-й, сезон открывает громкой премьерой, состоявшейся в мае, – спектаклем «Идиот. 2012».
Сюжет романа Достоевского плавно встает в пазы времени нынешнего настолько точно, что даже становится страшно. История самого знаменитого русского аутсайдера XIX столетия князя Льва Николаевича Мышкина в ненавязчивой трактовке Спивака и в исполнении студентов его курса в Театральной академии приобретает пронзительное звучание «истории на века». Но странное дело, если когда-то давно, в пору пристального изучения литературного источника все окружение Мышкина воспринималось нами как абсолютно отрицательное, то почему-то на протяжении спектакля зрителя не оставляет чувство жалости, осознание, что все эти «жалкие душонки», бедные духом и стремлениями, не от лучшей жизни стали такими. И наверное, это и есть «эффект Мышкина», вселюбие которого даже самых отъявленных злодеев превращает в страдальцев.
Кажется, на сцене все те же герои, как у Достоевского, только Рогожин не широкой души купец, а юнец из категории золотой молодежи, да и сам Мышкин, именуемый Достоевским в дневниках как «князь Христос», на Христа не похож, Христос иллюзиями не страдал, князь же – «божий человек», безыскусный, бесхитростный, честный со всеми и во всем – его правда бьет наотмашь, точно так же, как Ганя Иволгин бьет по лицу самого Мышкина в момент душевной смуты: «Долго ли ты, идиот, мне дорогу будешь переходить?» И даже не столько пощечина сбивает князя с ног, сколько осознание своей несовместимости с этим омерзительным мирком, в который ему довелось попасть. К слову сказать, термин «идиот» имеет не только медицинское значение, но и социально-политическое, у древних греков так именовался человек, живущий в собственном мире, противопоставляющий себя общественному институту, тот, кто никоим образом «не принимал участия в государственных делах…»
В сюжетной основе спектакля – первый день, приезд Мышкина и день рождения Настасьи Филипповны, который она справляет у себя, пригласив всех участников «биржевых торгов». На кону – замужество госпожи Барашковой, которое избавит от забот ее покровителя Тоцкого. Вскоре обнаруживается, что глубоко несчастна не одна Настасья Филипповна, которую с малолетства разменяли по копейке, – совсем в юном возрасте она стала любовницей Тоцкого, да и генерал Епанчин пару раз желание высказал, жемчугом похоть свою приукрасив, не говоря уже о разгульном купце Рогожине. Также несчастен и Князь Мышкин, страдалец по судьбе, приезжает из чужой Швейцарии в не менее чужую Россию, где никому не нужен и всеми нелюбим. Кроме главных героев несчастны и все остальные. Всех героев это несчастие роднит, связывает между собой крепчайшей нитью, которую надо бы разорвать, но никак не можно.
С актерской точки зрения спектакль производит мощное впечатление, кажется, будто на сцене не студенты III курса, а опытные актеры, умеющие держать зал до последней секунды. Герои, которых они играют, несут каждый свое прозрение, свою боль и надлом, даже те, кто в иные времена трактовался как личность исключительно отрицательная, например Ганя Иволгин в исполнении Константина Елисеева, приобретает пронзительность, вызывая искреннее сострадание. Зрителю века XXI понятнее и ближе его метания между приличной финансовой суммой, способной обеспечить материальный покой его семье, о которой он, как мужчина, должен заботиться, и сердечной привязанностью к дочке генерала Епанчина. Генерал Епанчин стал откровением, потому что его абсолютно точно в плане психофизики играет 28-летний Андрей Некрасов, играет настолько честно, что у зрителя не возникает и тени сомнения, что перед ним на сцене солидный военный муж, глава семьи, отец трех взрослых дочерей. Он циничен без меры, деловит, в защите корыстных замыслов готов идти до конца, и нет в нем никакого благоговения перед женским началом, он торгует Настасью Филипповну с такой ужасающей одержимостью, что кажется, будто от этого зависит его собственная жизнь. Хорош и Парфен Рогожин, Юрий Николаенко, не столько купец XIX столетия, сколько современный нувориш, не желающий зарабатывать деньги кропотливым трудом, обуреваемый страстью к женщине, которую на самом деле он не любит и не уважает. Он относится к ней как к добыче, которую нужно или выкупить, или поймать. А «добыча», Настастья Филипповна Барашкова (Алиса Варова), поначалу кажущаяся слишком простоватой, вдруг обнаруживает в себе такую обличительную силу, такой неистовый праведный женский гнев на весь мужской род, что и сомнений не остается, кто здесь правит тройкой…
Несомненно, от показа к показу спектакль «Идиот. 2012» будет меняться, потому что будут расти актеры, у которых впереди много преодолений. Мы не знаем, как сложатся их профессиональные судьбы, но уже сейчас ясно: вырастая на таком глубоком материале, они никогда не позволят себе фальши и легкомысленности.
Кристина Януш, театровед "Невское время", 8 августа 2012 г. http://www.nvspb.ru/stories/studenty-zamahnulis-na-dostoevskogo-49005
|
|
| |
Alena | Дата: Пятница, 10.08.2012, 03:11 | Сообщение # 24 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| «ГДЕ ТЫ СПИШЬ, ДУША?..»
12 июня в Молодежном театре на Фонтанке состоялась премьера спектакля «Идиот. 2012». Режиссер-постановщик – Семен Яковлевич Спивак, в ролях – его студенты-третьекурсники. Главный экзаменатор – Федор Михайлович Достоевский, создавший 144 года тому назад драму человеческих характеров.
…Гаснет свет, и из левой кулисы в пространство сюжета выходит молодой человек, высокий, худой и бледный, но с таким светом в глазах, что даже зрителю передается его упоение какой-то необъяснимой благодатью. Лев Николаевич Мышкин, последний из славного княжеского рода, ясен и простодушен, как не всякий ребенок.
Он поворачивается спиной к зрительному залу и устремляет взгляд на декорацию, имитирующую экран компьютера в стадии загрузки. Компьютер переходит в режим игры-стрелялки, где анонимный игрок расстреливает персонажа. А на командной панели зажигается значок зарядки батареи – 100%, по мере развития коллизий этот показатель уменьшается.
И вдруг сквозь стрекотание автоматной очереди пробиваются звуки из мира иного: «Где ты спишь душа, что в саду твоем?» – артисты, занятые в спектакле, словно античный хор¸ возникают в проеме раздвигающихся в глубине сцены дверей. Слова песни Юлии Славянской звучат как музыкальный эпиграф.
Семен Яковлевич Спивак знает о целебной силе Достоевского: актеры, пропустившие через себя «Идиота», «Бесов» или «Преступление и наказание», никогда не смогут лгать на сцене. Сегодня его студенты сыграли историю князя Мышкина так, что после спектакля хочется уйти в монастырь.
Я смотрела эту постановку дважды. Скажу честно, давно так внутри не болело. И эта боль, а вместе с ней стыд и унижение от осознания, что находишься на территории мрака, а не света, подводят к черте, за которой или подъем, или падение.
Спектакль, словно наждаком, снимает с души мертвые частицы, добираясь до ее оголенной беззащитной сердцевины. Актеры Анатолий Друзенко, Алиса Варова, Юрий Николаенко, Андрей Некрасов, Николай Иванов, Валерия Гончарова, Константин Елисеев, Илья Демидов – еще совсем молодые ребята, волнующиеся, сомневающиеся, – выплескивают такое неистовство, такой безудержный гнев и горечь, что через них и зритель погружается в этот круговорот. На подобную искренность способна только молодость: это потом жизнь научит увиливать и маскироваться, а пока на сцене, под жаркими софитами, в звенящие двадцать можно позволить себе роскошь жить, как чувствуешь, на разрыв аорты, на пике пульса, срываться на хрип, чтобы завтра снова выйти на сцену почти без голоса.
Достоевский много страдал и, измучившись окончательно, выплеснул всю тоску свою по чистому герою, породив существо светлейшей души. Не оттого ли его князь Мышкин и по сей день покоряется не любому актеру, что одно только прикосновение к нему обостряет наше несовершенство? Удивительный персонаж, рассекающий мрак нашей житейской жизни, замыкает на себе хоровод безутешных несчастливцев.
Актеру Анатолию Друзенко досталась тяжелая ноша: в романе Мышкин почти не меняется эмоционально, а в спектакле переживает алхимическую реакцию, воздействие на него мещанского мирка оказалось отнюдь не благотворным – пятна грязи особенно видны на белой простыне. И если в первой части он благостно пассивен, причем настолько, что окружающие воспринимают его как юродивого, от которого ни вреда, ни пользы, то после пощечины Гани Иволгина – «Долго ли ты, идиот, мне дорогу переходить будешь?» – он прозревает. Поднявшись с пола, Мышкин, словно перешагивает невидимую грань, из ребенка превращаясь в мужчину, способного сопротивляться.
И во второй части спектакля, когда действие перемещается в дом Настасьи Филипповны, он уже не «плывет по течению», от его благости не осталось и следа. Окунувшись в «высший свет» с его мерзостями и тайными сговорами, он открыто встает на сторону униженной и оскорбленной «падшей женщины», прекрасно осознавая, что его ждет. И предлагает ей защиту – замужество, произнося заветные слова «Я уважать вас буду». Кто бы мог подумать, что этот очарованный странник способен на такое сопротивление злу? Мышкин, словно очнувшись, вдруг распрямляется, и взгляд его направлен не в небеса, а прямо в лицо Настасьи Филипповны. Он утешительно обнимает ее, а когда наступает время разомкнуть объятья, сжимает руки еще сильнее. Желая удержать сгубленную душу, не отпустить ее в мир отпечатков и подделок, он проявляет удивительное упорство, буквально за несколько минут вырастая в мужчину, ласкового, властного, с сильными руками и неизвестно откуда взявшейся волей. Он знает, если она уедет с Рогожиным, то погубит себя окончательно. И она это знает и все действующие лица этой истории. Но никто ничего не делает, кроме Мышкина. Его постигает неудача, но он в отличие от иных он хотя бы попытался. Все, что ему остается, лишь укрыть ее пиджаком, когда она падает на пол в минутной слабости. И в этом жесте столько нежности, что на миг показалось: сейчас все исправится, «рогожины», «епанчины» и «тоцкие» сотрутся, исчезнут, сгинут в ими же сотворенной пучине, погаснет адский огонь, зарубцуются раны и «князь Христос» выкупит душу Настасьи Филипповны у мрака навсегда. Но это лишь показалось…
В финале Мышкин остается один, лицом к лицу со зрительным залом. Огонь поглощает остальных участников этой истории, а за его спиной на мониторе компьютера датчик батареи возвещает о том, что энергии больше нет. Энергии для жизни и любви, всепрощения и утешения. Остается лишь крохотная надежда, что свет всегда найдет себе дорогу даже в самой непроглядной тьме.
Фотографии Елены Мулиной Французова-Януш К. Журнал «Линия полета» № 77 (версия для портала), июль 2012 г. http://spblp.ru/ru/magazine/77/155
|
|
| | | |
Alena | Дата: Воскресенье, 02.09.2012, 01:13 | Сообщение # 27 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Идиот. 2012 Старая добрая классика с привкусом Спивака
Поставить на сцене роман толщиной в несколько сотен страниц – задача не из лёгких. И, кажется, к абсолютному её решению Семён Спивак не стремился. Действуя по принципу «лучше меньше да лучше», он остановился на завязке «Идиота» и сделал из неё отдельное произведение. И как бы ни хотели того поклонники Достоевского, дальше вечера у Настасьи Филипповны дело в спектакле не пойдёт. А оно и не нужно – идти дальше – и без того получилось вполне себе целостное и законченное произведение.
И даже герои у Спивака, при всей своей традиционной внешней оболочке, получились немного отличными от персонажей Достоевского. И тем более, от многочисленных экранизаций романа. Взять хотя бы Настасью Филипповну. Кто-то сказал, что постановки «Идиота» судятся именно по её образу. В исполнении Алисы Варовой она получилась по-женски несчастной. Беспросветная тоска и отчаяние в ней преобладают над неукротимым желанием разрушать. В голосе и в манерах чувствуется женская слабость, да и все её истеричные выходки кажутся какими-то гротескными.
Князь Мышкин (Анатолий Друзенко) – более традиционен. Но всё же немного оксюморонный: замкнутость и стеснительность в нём сочетаются с открытостью и «широкой русской душой». Он проливает воду, кладёт мокрый платок в штаны, смущается Епанчиных. И при всём этом со всей присущей ему искренностью влюблен в Настасью Филипповну. Одним словом, князь-голубчик.
Сценическое оформление – под стать режиссёрской задумке – сыграть не роман, а сцены из него. Герои словно обрамлены в картину, из недр которой появляются новые действующие лица. В финале картина эта превращается в камин, в который бросают злополучные сто тысяч. А в самом начале спектакля на панно проецируется эпизод из компьютерной стрелялки, он же и завершает постановку. И не спрашивайте о глубинном значении этого режиссёрского хода: его интерпретацию, как и разгадку скульптурной группы в саду у театра, каждый должен найти сам. Дабы положить начало размышлениям, предположим, что этот игровой эпизод – демонстрация внутреннего несоответствия Мышкина. Всё, дальше – сами!
Идея Спивака интересна, и быть может её подхватят и другие петербургские режиссёры. А что, ведь большей части зала гораздо интереснее наблюдать за подлинным Достоевским, нежели довольствоваться смелой и не всегда впечатляющей интерпретацией современного творца. Впрочем, на вкус и цвет… Но, согласитесь, уж лучше такая, с лёгким спиваковским оттенком, классика, чем похабный Гамлет в трусах.
Юля Богданова 14 июня 2012 г. "Афиша" http://www.afisha.ru/performance/89931/reviews/
|
|
| |
Alena | Дата: Понедельник, 08.10.2012, 00:14 | Сообщение # 28 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| ВО ВЛАСТИ ДУМ ОБ «ИДИОТЕ»
«Идиот. 2012», Молодежный театр на Фонтанке
Впечатления от спектакля Молодежного театра на Фонтанке "Идиот. 2012" двойственные. С одной стороны – почти полное неприятие игры исполнителей главных ролей (но это не так уж удивительно: играют студенты). С другой – абсолютное признание режиссуры Семена Спивака и художественного решения Дарьи Гориной.
Главная дума: что было бы, если бы режиссер пожалел своих трудов и фантазий на учеников и привлек к работе дипломированных, имеющих не только талант, но и опыт актеров? Наверное, было бы лучше. Еще лучше было бы, если бы студенты, выступающие в ключевых образах Мышкина и Настасьи Филипповны (Анатолий Друзенко и Алиса Варова) справились с возложенными на них задачами – одолели бы свои роли. Увы, подобного не произошло: в "Идиоте…" Молодежного театра нет ни "идиота", ни той, кто действительно могла бы свести с ума всех без исключения персонажей спектакля мужеского пола, от приживала Фердыщенко до генерала Епанчина. Но если не рассматривать данное сценическое сочинение как заявку на непревзойденность и величие, то откровенный провал главных исполнителей, как это ни покажется странным, не мешает назвать "Идиота. 2012" удачей театра. "Виной" тому, как уже было отмечено, прежде всего, режиссерские и сценографические задумки и находки.
С самого начала постановщики (режиссер и художник) говорят: друзья, ограничиваться растворением в актерах (и их костюмах) мы не будем. Будем явственно помогать: актерам донести суть происходящего до зрителей, зрителям понять эту суть + значение прибавки "2012" к оригинальному названию романа, взятого за основу. "2012" – здесь не просто год создания спектакля (действие "Идиота", по-прежнему, всецело остается в XIX веке), но, главным образом, обозначение ассоциативной нити, связующей прошлое с настоящим. Для режиссера уровня Спивака было бы очень просто таким образом (дополнением к названию) всего лишь намекнуть на идентичные проблемы людей времен Достоевского и времен повальной детско-юношеской компьютеризации. Спивак, не стремясь к утяжелению темы, изобретательно обнаруживает зерно сочетания "Идиот. 2012" в сути восприятия современным зрителем главных жизненных истин, прописанных не на дисках с кровожадными компьютерными играми, а в лучших произведениях литературы, недаром признаваемыми классическими – образцовыми.
Вечно странствующий легендарный жид Спиваком искусно подменен вечным "идиотом". Вот он – князь Лев Николаевич Мышкин – выходит на сцену и ждет, пока сквозь сегодня, сквозь стрелялки "DOOM-2-3-4-5...", прорвутся к нему герои Федора Михайловича, герои как бы вчерашние. Герои не без труда, но пробиваются. Точно также, с трудом, Интернет-поколение, в подавляющем большинстве случаев – под давлением старших, ставит игрушку на паузу, – полностью выключить комп их не заставишь, – и берется за книгу. Хорошо… – заставили (пусть сами себя). Выключили. Пришли в театр. Спивак с первых шагов своего спектакля доходчиво объясняет, что происходит. А происходит следующее: мысли о неоконченной игре дома (для 2012 года актуальнее было бы заменить "DOOM" на "Танки") постепенно отодвигаются (двери спектакля открываются), подсознательно ощущаем призыв: давайте, друзья, сменим обстановку – обратимся к Достоевскому; на сцене – Ваши ровесники, наверное, через них воспринимать "Идиота" вам будет проще.
Вот потому выше и было замечено: не факт, что "Идиот" с взрослыми актерами был бы нужнее сейчас Молодежному театру и театру вообще, чем спектакль с подростками. Соображение: если одним еще очень молодым людям интересно это играть (а по всему видно – студентам Спивака это интересно), то, скорее всего, другим молодым людям будет не менее интересно наблюдать за ними. Тут должен сработать инстинкт самоуважения: если им Достоевский нравится, почему он не должен нравиться мне? Другое дело, тем, кому под и за тридцать тоже необходимо чем-то поживиться в данной трактовке известнейшего (надеюсь, что известнейшего) произведения. Но и для них (для нас – увы, уже не тинэйджеров) припасено авторами спектакля немало. Поживиться есть чем.
Да, многие из нас не примут такую вот развязную, малоэффектную, проще сказать – заурядную и фальшивую Настасью Филипповну, многие из нас сочтут, что исполнитель роли князя не играет "идиота", а над этим (своим же) "идиотом" прикалывается. Но Спивак и его помощники мастерски дают даже самым искушенным зрителям возможность не заострять внимания на несовершенствах в исполнении. К тому же, язык не повернется сказать, что касаемо исполнения в "Идиоте. 2012" все до отвращения плохо. Речь не об отвращении – просто и Мышкин, и Настасья Филипповна – это архи-трудно-достижимые вершины: даже очень талантливым, бывалым актерам они зачастую были не по зубам. Не по зубам они и Анатолию Друзенко (кстати, фактурно для названной роли очень подходящему), а в особенности – Алисе Варовой. К тому же в спектакле не обходится без актерских удач: тонко, затейливо, талантливо существуют на сцене Андрей Некрасов (генерал Епанчин), Алина Гуменюк (Аглая), Денис Ворошилов (Лебедев), с небольшими оговорками – Юрий Николаенко (Рогожин).
Опять же – делаем скидку (извините, но ее надо делать): перед нами студенты – для первого выхода на профессиональную сцену, в большинстве своем, играющие весьма и весьма прилично. И в спектакле, что тоже, наверное, может показаться странным, нет дисбаланса: исключительное мастерство постановщика ни в одном моменте не обличает некоторую актерскую беспомощность, напротив, оно ее как бы вуалирует. Вот и в финале становится не так уж важно, кем является, по сути своей, тот или иной исполнитель (матерым профессионалом или безыскусным новичком) – свое дело делают постановочные огонь, не сотню рогожинских тысяч опаляющий, а сжигающий людей; не голоса, не лица, а раздвинутые ноги, переходящие в распятие рук.
О, сколько нам метафор чудных приготовил на этот раз Молодежный театр. Молодежный и молодой. Театр для молодых – не обязательно по возрасту, главное – по духу. Молодежный театр успехом своего "Идиота..." у публики в очередной раз явственно доказывает: настоящее, подлинное, глубинное востребовано всегда. И в 1868 году (год написания романа), и в 2012-м (год рождение спектакля) – и дай бог, чтобы эта востребованность не слабела и дальше. И дай Бог, чтобы на роль властителей наших дум претендовали только такие идиоты, в частности – "Идиот" Молодежного театра.
Там же можно посмотреть ФОТОГРАФИИ из спектакля. Фото Юлии Кудряшовой и Лизы Никитиной
Павел Чердынцев Портал "Жизнь - Театр", 06/10/2012 http://zhizn-teatr.ru/rubric/performance/6/209
|
|
| |
Alena | Дата: Понедельник, 08.10.2012, 00:16 | Сообщение # 29 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Quote (Алёна) ВО ВЛАСТИ ДУМ ОБ «ИДИОТЕ» Единственное, не согласна насчёт исполнительницы роли Настасьи Филипповны - актриса замечательно справилась с ролью! (ИМХО)
|
|
| |
Annet166 | Дата: Понедельник, 22.10.2012, 16:59 | Сообщение # 30 |
Постоянный посетитель
Группа: Пользователи
Сообщений: 64
Статус: Offline
| 21.10.2012 Состоялся ввод Анастасии Тюниной на роль Настасьи Филипповны.
|
|
| |
|
|