|
"Белая ночь" - Форум - Раз ступенька, два ступенька...
"Белая ночь"
| |
Alena | Дата: Воскресенье, 10.02.2008, 21:21 | Сообщение # 1 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Федор Михайлович Достоевский Режиссёр-постановщик – Олег Куликов Премьера - июль 2006 г.
|
|
| |
Alena | Дата: Воскресенье, 10.02.2008, 21:22 | Сообщение # 2 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Marina написала: Летний Достоевский Расположение театра и место действия совпадают. В спектакле использованы мотивы произведений Достоевского “Кроткая”, “Чужая жена и муж под кроватью”, “Идиот”. Но в основу сюжета легла повесть “Белые ночи”, герои которой бродили как раз-таки возле Фонтанки. Стиль режиссера Куликова петербуржцы знают по “Шинели” в Театре на Литейном. В “Белой ночи” тоже много театрального, причудливого и преображающегося. “Сентиментальная история любви” – такое жанровое определение дали спектаклю его создатели. Главный герой – Мечтатель (Александр Куликов) – впервые в жизни решается заговорить с девушкой и, естественно, влюбляется в нее без оглядки. Далее – по первоисточнику. Спектакль довольно смешной, как и сама повесть (многие, кстати, почему-то удивляются, если им сказать, что Достоевский пишет очень смешно). Но юмора в нем много: и достаточно тонкого, и циничного, и гротескового. Чего стоит слепая бабушка в исполнении Петра Журавлева – персонаж, который органично смотрелся бы в “Семейке Адамс”! Романтическая сказка, чем-то напоминающая легкие настроения фильма “Питер FM”, украшена страшноватыми и грустными клоунами. Один из самых ярких персонажей – смешной и полубезумный от ревности к жене Степан, сыгранный Андреем Шимко. Художник-постановщик Анна Лаврова создала странную и вместе с тем очень узнаваемую декорацию – строительные леса. Петербург, оказывается, стоял в лесах и в позапрошлом веке! Впрочем, декорация легко оборачивается, к примеру, жилищем Настеньки (Юлия Шубарева) и ее бабушки. Получилось эклектично и просто, хотя, может быть, и недостаточно лаконично. “Белые ночи” – не спектакль тяжелых размышлений или бурных страстей, требующих активного сопереживания. Эта простая и красивая история, в которой поэтический Петербург неотделим от мистического, рассказана легко и забавно http://www.freetime-spb.ru/article/22/6354/ Спектакли Олега Куликова - сильнодействующее средство от беспричинного оптимизма. Режиссер последовательно и методично обращается к авторам, скрывающим за иронией откровенный ужас от знания законов, на которых держится мир: Гоголь, Дюрренматт и вот теперь - Достоевский. Бесовщина, снежным вихрем вылетевшая из гоголевской "Шинели", пронеслась сквозь "Историю одного убийства" и затаилась в призрачной реальности "Белой ночи". Куликов сконцентрировал события "городского романа" Достоевского таким образом, что "Белая ночь" - не избранный отрывок из произведения, а безвременное сценическое бытие с намеком на бесконечность. http://www.spb.timeout.ru/text/show/28527/
|
|
| |
Alena | Дата: Воскресенье, 10.02.2008, 21:23 | Сообщение # 3 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Спектакли режиссера Олега Куликова, как выразился одни из рецензентов, сильнодействующее средство от беспричинного оптимизма. Режиссер последовательно и методично обращается к авторам, скрывающим за иронией обыкновенный ужас от знания законов, на которых держится мир… Сентиментальная история отношений Настеньки и Мечтателя, знакомая каждому с детства, приобрела в этом спектакле оттенок инфернальности. Благодаря странным людям в черном, которые являются воплощением того петербургского морока, которым пронизаны произведения Достоевского, в спектакль вошел мотив нереальности всего происходящего. В такой необычной для себя роли выступили сразу несколько актеров Молодежного театра, своим молчаливым, зловещим видом наводя ужас на несчастного, заблутавшего в петербургских переулках и дворах Мечтателя – Александра Куликова. Если вам хочется заглянуть в тайны подсознания и изжить детские мистические страхи – «Белая ночь» в Молодежном театре – спектакль для вас. Александр Куликов (исполнитель роли Мечтателя) о спектакле: У нас получился очень интересный спектакль! Я впервые репетировал с родным братом, это очень сложно, но я постоянно чувствовал, что рядом – родной человек. Конечно, иногда мне казалось, что Олег предъявляет ко мне завышенные требования… Но кроме этого, Олег все-таки другой режиссер, с которым мне еще не приходилось работать. Он репетировал непривычным образом, как-то по-своему строил репетиции, разбирал сцены… Это было очень сложно и интересно одновременно. Юлия Шубарева (исполнительница роли Настеньки) о спектакле: Для меня было интересно работать с Олегом Куликовым, хотя роль давалась мне нелегко. С самого начало стало ясно, что он создает какой-то свой, авторский, совершенно не похожий на другие спектакль. Сейчас мне кажется, что получился спектакль довольно непростой, не для всех зрителей, не для обывателей. Это такой спектакль, который надо осмыслить, разгадать. На мой взгляд, то, что спектакль сначала репетировался в Летнем театре, на мрачной, холодной сцене, наложило на него и на нас, актеров, свой неизгладимый отпечаток. Создало определенную атмосферу, что-то мистическое. (из журнала "Молодёжка" №9)
|
|
| |
Alena | Дата: Воскресенье, 10.02.2008, 21:23 | Сообщение # 4 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Не сентиментальная история «Белая ночь». Молодежный театр на Фонтанке. Режиссер О. Куликов. Художник А. Лаврова. Многие петербургские театры перед самым закрытием сезонов решили щегольнуть премьерой. В Театре им. В.Ф. Комиссаржевской поставили «Последнего героя», «Наш театр» выпустил «Медею», «Приют Комедианта» интриговал предпремьерой спектакля «Сбитый дождем»… Буквально под занавес сезона показал свой новый спектакль Молодежный театр на Фонтанке. Режиссер Олег Куликов поставил там «Белую ночь» по произведениям Федора Достоевского, обозначив жанр: сентиментальная история любви. Впрочем, на поверхности в этой истории сентиментального мало. Так же мало на первый взгляд в ней любви. Зато есть масса фантасмагории. Спектакль выстроен так, что если не все действие, то, по крайней мере, половина его – ночной кошмар, наваждение, преследующее Настеньку (Юлия Шубарова) и Мечтателя (Александр Куликов). Главные действующие лица этих кошмаров, помимо наших героев, – подвыпившие уличные бандиты и сумасшедший, повсюду ищущий изменившую ему жену и в какой-то момент превращающийся в одного из членов бандитской шайки. Главой «бандитского Петербурга» Олег Куликов делает возлюбленного Настеньки, за которого в финале ей все-таки суждено выйти замуж. Возлюбленный, как и бабушка Настеньки, также напоминает нереальных персонажей из беспокойного сна, какой может присниться белой петербургской ночью. Да и сама Настенька больше похожа на наваждение, преследующее Мечтателя, обрушивающее все свои хлопоты, печали и горести на его безотказные плечи. Эти безотказные плечи в финале тянут украшенную к свадьбе повозку, в которой, правда, вместо пассажиров – лишь их символы: белый цилиндр вместо жениха и белые перчатки – вместо невесты. Мечтатель, безропотно отказавшийся от любимой (впрочем, у Куликова Настенька сама с трудом делает выбор между Мечтателем и женихом), продолжает улыбаться. И эта его финальная улыбка (напоминающая знаменитую улыбку Джульетты Мазины в «Ночах Кабирии») светла, чиста и искренна, и именно в ней кроется большая доля очарования постановки. То, что актер Александр Куликов крайне похож на Олега Куликова, наводит на мысль, что, быть может, режиссер делал спектакль про себя. Это не обязательно история из его личной жизни. Ведь Настенька может олицетворять и Музу, и творение художника, с которым последний почти неизменно должен расстаться после его завершения. По крайней мере именно так режиссер расстается со спектаклем, «передавая» его зрителям. Как и положено сну, здесь много загадок, сплетений, символов. Постоянно возникающие перчатки и рукавицы разных цветов. Наверное, целая дюжина булавок на пальто Настеньки, которую бабушка прикалывала булавкой к своему платью, чтобы держать при себе. Превращения. Мнимые погони – как во сне, когда ты мчишься во весь опор, но преследователи все же настигают тебя. Неизвестно откуда возникающие и непонятно куда исчезающие персонажи, которые удивительным образом оказываются посвященными в хлопоты и заботы героев. Картины из прошлой жизни, преломленные сознанием. Перетекающие из одного в другой эпизоды. То, что невозможно сказать словами, или то, чего нет в тексте Достоевского, но читается между строк, играется актерами через пластику. В одном из номеров «Петербургского Дневника» мы уже писали о последней яркой работе хореографа Сергея Грицая – «Синих розах» все в том же Молодежном театре. В спектакле «Белая ночь» пластика и жест оказываются равнозначны слову и зачастую заменяют его. Причем такое вплетение в ткань постановки необычных для обыденной жизни хореографических и пластических композиций выглядит вполне гармонично в рамках режиссерской концепции спектакля-сна. Но в то же время, безусловно, необходимость играть на стыке жанров и стилей усложняет актерскую задачу, и не все актеры справляются с ней. На мой взгляд, самым неудачным было бы как раз превращение «Белой ночи» Олега Куликова в сентиментальную историю. Правда, в силу определенных традиций, сложившихся в Молодежном театре, спектакль то и дело дает крен в эту привычную для театра сторону. Но, к счастью, до сентиментальности в самом простом, примитивном смысле этого слова дело не доходит. Во многом – как раз благодаря тому жанру фантасмагории, который на деле предпочел режиссер, отчасти благодаря игре Александра Куликова, которому удается не впадать в эту самую сентиментальность. Впрочем, сказать, что спектакль абсолютно безупречен и гармоничен, я не решусь. На мой взгляд, основное, что отделяет его от «идеальности» – это некоторые актерские работы – не плохие и не хорошие, а просто традиционные для этих актеров. Очевидно, что спектакль интересен, прежде всего благодаря своей форме, благодаря по-новому преподнесенному режиссером и автором инсценировки Ильей Боровиковым содержанию, и благодаря какой-то своей положительной энергетике. Ирина Хорохорина "Петербургский дневник"
|
|
| |
Alena | Дата: Пятница, 16.01.2009, 02:22 | Сообщение # 5 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Афиша спектакля "Белая ночь"
|
|
| |
Alena | Дата: Воскресенье, 27.09.2009, 03:01 | Сообщение # 6 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| "Зашумело в голове..." Литературные шедевры редко появляются на наших сценах в одном экземпляре. Сыграли "Белые ночи" Ф. М. Достоевского на гастролях в Петербурге актеры "Мастерской Петра Фоменко", и тут же "Белую ночь" показал Молодежный театр на Фонтанке. Правда, они столь же несхожи меж собой, как "вода и камень, лед и пламень". Даже названия принципиально различаются. У фоменковцев "ночи", а у режиссера Олега Куликова одна "ночь". Зато какая насыщенная и томительная! В согласии с заветами Всеволода Мейерхольда постановщики нынче стремятся охватить в одном спектакле все творчество автора. Вот и Куликов постарался поместить в полуторачасовую композицию если не всего Достоевского, то изрядный его кусок. Только мы настроимся на историю романтической Настеньки (Юлия Шубарева) и влюбленного в нее Мечтателя (Александр Куликов), как выскочит чертиком безумный персонаж рассказа "Чужая жена и муж под кроватью" (Андрей Шимко) и начнет размахивать пистолетом. Ну ладно, пусть бы этот несчастный ревнивец, караулящий жену на Фонтанке, побегал и подергался. Верю, в белую петербургскую ночь все становятся сумасшедшими. Нет, надо к "мужу под кроватью" прибавить монолог Ростовщика из повести "Кроткая", фрагмент из "Крокодила". Еще бы сюда князя Мышкина, Смердякова, Верховенского, Свидригайлова. Вот была бы компания! В московском спектакле поют Россини - в петербургском начинают и заканчивают представление гимном северной Венеции "Чижиком-Пыжиком". Многие содержательные аспекты народной песни были широко освещены в научной литературе. Однако не подлежит сомнению: ключевыми в тексте и постановке Куликова являются слова "зашумело в голове". Видимо, зашумело в голове молодого режиссера. Захотелось ему выкрикнуть что-нибудь дикое и нечленораздельное. Чтобы потом зашумело в голове у зрителя. Для этого двух молодых людей недостаточно. Понадобилась уголовная шайка из четырех мужчин, временами напоминающих лису Алису с котом Базилио. Впрочем, скорей всего, эти мужички заимствованы из какого-нибудь сериала типа "Будни уголовного розыска". Чтобы зритель не заскучал, хулиганы пытаются изнасиловать Настеньку, пугают финкой Мечтателя, а в свободное от наказуемых деяний время изображают Бабушку (Петр Журавлев), толкают свадебную коляску и т. д. Словом, слуги просцениума с триллеровским уклоном. Самая загадочная фигура ранней повести Достоевского — Жилец. Мы так и не узнаем, какие дела он устраивал в Москве в течение года и почему, вернувшись в Петербург, не бросился заключить в свои объятья будущую жену Настеньку. В спектакле Молодежного герой Леонида Осокина еще загадочнее. Зачем он с силой, редкой для мужчины, читающего французские романы, держит дверь в свою комнату, не пуская Настеньку - она рвется выяснить отношения и уехать с ним в Москву? И с чем связана циничная усмешечка, когда он в финале смотрит на свою невесту в объятьях Мечтателя? Далее Жилец ведет себя и вовсе нахально. Перекладывает в руки девушки "корзину, коробку, картонку...". Не подумайте, ради бога, что я жду от театра соответствия духу Достоевского или, тем более, эпохе. Хотелось бы только робко напомнить про желательность художественной логики, осмысленности малюсенькой. Ну пусть главные герои - не мечтатели, не наивники, не восторженные влюбленные. Когда тут мечтать, когда надо успеть проскользнуть между пистолетом, ножом, булыжником и другими орудиями театрального труда. Настенька в белом пальтишке - отнюдь не эфирное создание. Знает, почем фунт лиха. Видимо, поэтому через слово нервно прихахатывает. Любит она "прикалываться". Под стать ей и весельчак Мечтатель. Круглолиц, на устах всегда улыбка. Булыжник наготове. Приятно, что герои трагичнейшего русского автора, несмотря на постоянный физический и нравственный мордобой, превратились в больших оптимистов. Но получилась какая-то нескладуха. Мешает Достоевский своими фразочками. Приближенные к современности сценические персонажи не могут с легкостью периодически "нырять" в девятнадцатый век и разговаривать так, будто имеют отношение к классической литературе. Хотелось бы определиться, чьему перу они обязаны своим рождением — Куликова или Достоевского. Молодежный всегда был любим за свою деликатность, лиризм, мягкий юмор. Даже бандюганы в "Трехгрошевой опере" по Брехту были у Семена Спивака обаяшками, не говоря уже о Кабанихе из "Грозы" Островского. Видимо, захотелось поэкспериментировать, пошуметь. Вслед за анти-"Белыми ночами" планируется в этом сезоне второй (после спектакля Андрея Могучего) анти-Гамлет. Нужен ли театру второй Могучий? Пусть будет первый Спивак. А если у кого-то в голове зашумело, примите таблетку от головной боли. Может, и полегчает. Евгений СОКОЛИНСКИЙ ФОТО Владимира ПОСТНОВА "Санкт-Петербургские Ведомости" Выпуск № 153 от 21.08.2006 г. http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10238096@SV_Articles
|
|
| |
Marina | Дата: Понедельник, 28.09.2009, 00:34 | Сообщение # 7 |
Почётный ступенечник
Группа: Модераторы
Сообщений: 2658
Статус: Offline
| Quote (Алёна) Молодежный всегда был любим за свою деликатность, лиризм, мягкий юмор. Даже бандюганы в "Трехгрошевой опере" по Брехту были у Семена Спивака обаяшками, не говоря уже о Кабанихе из "Грозы" Островского. Видимо, захотелось поэкспериментировать, пошуметь. Во многом я согласна с автором статьи. Этот спектакль выпадает из стиля Молодежки, я во всяком случае на него второй раз вряд ли пойду...
|
|
| |
Alena | Дата: Понедельник, 28.09.2009, 01:39 | Сообщение # 8 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Quote (Marina) Этот спектакль выпадает из стиля Молодежки, я во всяком случае на него второй раз вряд ли пойду... А он как-то незаметно и выпал (т.е. практически исчез) из репертуара Молодёжки...
|
|
| |
Marina | Дата: Воскресенье, 07.03.2010, 18:59 | Сообщение # 9 |
Почётный ступенечник
Группа: Модераторы
Сообщений: 2658
Статус: Offline
| "Белая ночь" (Санкт-Петербургский Государственный Молодежный театр на Фонтанке) Мелодрама Под пасмурным петербургским небом, на берегах Фонтанки встретились Настенька и Мечтатель. Случайно встретились, случайно полюбили друг друга. Эта, казалось, простая и сентиментальная история любви по роману "Белые ночи", обретая сюжетные линии из других произведений Ф.М. Достоевского, становится поэтической метафорой Петербурга - города, хорошо знакомого, но всегда удивительного, фантастического и мистического. "Белые ночи", по словам Олега Куликова, - это один из самых простых и красивых материалов Достоевского. Размышляя о будущем спектакле, режиссер и автор инсценировки Илья Боровиков приняли решение взять из разных произведений Федора Михайловича Достоевского любовные сцены - драматургически хрустальные сцены любви. Взаимоотношения мужчины и женщины становятся здесь главным сюжетом. В нем переплелись и сложились в единый сценический текст отрывки из повестей "Кроткая", "Чужая жена и муж под кроватью", "Белые ночи" и романа "Идиот". Человек, увлекающийся Достоевским, без труда отыщет эти бусинки, эти капли любви из разных произведений. Поэтому назвать спектакль "Белые ночи" было бы не верно. Скорее это одна - длиною в целую жизнь - "Белая ночь". Олег Куликов определил жанр своего спектакля как "фантастический реализм", ибо белая ночь – это всегда фантастически-поэтическая нереальность. Ночной Петербург откроется в спектакле Молодежного театра с неожиданной стороны. Его обитателями будут влюбленные пары, попавшие в красивую и удивительную сказку, сказку "о потерянной любви", возможную лишь Петербургской белой ночью… Режиссер: Олег Куликов Автор сценария: Автор инсценировки – Илия Боровиков Автор пьесы: Ф. М. Достоевский Хореограф: Сергей Грицай Художник: Анна Лаврова Актеры: Александр Андреев, Петр Журавлёв, Александр Карпухов, Александр Куликов, Алексей Одинг, Леонид Осокин, Андрей Шимко, Юлия Шубарева http://www.theart.ru/cgi-bin/performance.cgi?id=4007&txt=&pid=
|
|
| |
Alena | Дата: Четверг, 21.10.2010, 17:05 | Сообщение # 10 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Белая ночь Молодежный театр на Фонтанке По произведению Ф. Достоевского. Режиссер О. Куликов; в гл. ролях: А. Андреев, П. Журавлев, А. Карпухов Спектакли Олега Куликова — сильнодействующее средство от беспричинного оптимизма. Режиссер последовательно и методично обращается к авторам, скрывающим за иронией откровенный ужас от знания законов, на которых держится мир: Гоголь, Дюрренматт и вот теперь — Достоевский. Бесовщина, снежным вихрем вылетевшая из гоголевской "Шинели", пронеслась сквозь "Историю одного убийства" и затаилась в призрачной реальности "Белой ночи". Куликов сконцентрировал события "городского романа" Достоевского таким образом, что "Белая ночь" — не избранный отрывок из произведения, а безвременное сценическое бытие с намеком на бесконечность. Самое удивительное, что для своих метафизических изысканий Куликов выбрал Молодежный театр на Фонтанке — место, посещаемое в основном влюбленными парами, добродушными пенсионерами и романтически настроенными студентками. Он как будто решил провести серьезный эксперимент: найдется ли место для борьбы добра и зла в этом центре гуманизма? Сентиментальная история отношений Мечтателя (Александр Куликов) и Настеньки (Юлия Шубарева) приобрела в этом спектакле налет инфернальности благодаря присутствию странных персонажей в черном, настоящих винтиков в мощном механизме зла. Они коварно морочат наивного Мечтателя, ловко прикидываясь эпизодическими лицами, всегда готовы к уличной драке или своевременной помощи в тайном бегстве. Ими правит Жилец (Леонид Осокин), тот самый, к которому в итоге уходит Настенька, оставляя Мечтателя и дальше в его прекрасных грезах. У Достоевского персонаж приземленный в спектакле становится почти что Мефистофелем. Да и сама Настенька в исполнении Юлии Шубаревой — бойкая девица, скрывающая под белым пальтецом свою темную сущность. В разборках с ночными хулиганами она бьется на равных, а бедного Мечтателя корыстно использует в своих целях без тени стеснения. Непросто обстоят дела и с бабушкой Настеньки. Исполнение этой роли Петром Журавлевым наводит на мысль, что настоящая бабуля, похоже, стала жертвой сказочного серого волка. Но Настеньку не пугают ни волчьи повадки "бабушки", ни большие уши, ни зубастая пасть, ни зловеще поблескивающие стекла черных очков. В спектакле есть сюжетная линия, которая обрисовывает возможное будущее влюбленной пары: некто Степан (Андрей Шимко) — обманутый муж, который безуспешно разыскивает загулявшую супругу, — наверняка был в недалеком прошлом таким же мечтателем, как и главный герой, но еще более невезучим. Потрепанный жизнью, с горящими глазами и навязчивыми идеями, бродит он по рядам партера и донимает зрителей вопросами. Так что судьба героя Александра Куликова выглядит даже счастливой: выбор между мечтами и реальностью очевиден, пусть даже избавление от зла достается ценой одиночества. И если Акакия Акакиевича из "Шинели" подобная чертовщина довела до печального конца, то здесь Мечтатель всего лишь отделался легким испугом. А зрители, как герои Достоевского, могут выйти после спектакля на набережную Фонтанки и подумать о том, насколько вредно жить в мечтах. Елена Борисова 8 августа 2006 http://www.timeout.ru/theatre/event/28527/
|
|
| |
|
|