Дата: Суббота, 02.10.2010, 20:38 | Сообщение # 301
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
САД, МАРКИЗЫ, СЁСТРЫ И КОСМОС
История петербургского «Летнего Буффа» в Измайловском саду похожа на график — выше, ниже. Случалось, совсем замирала. С начала ХХ века вдруг выплёскивалась каким-нибудь событием после долгого молчания. Например, показом «Серсо» Виктора Славкина и Анатолия Васильева, — и не только по поэтическим свойствам, но и по месту гастроли (в забытом здании-сарае стиля модерн), эта игра в «Серсо» не могла не запомниться. Всё изменилось именно тогда, в восьмидесятые. Небольшой уютный зелёный остров на набережной Фонтанки за последние тридцать лет стал популярным театральным адресом — но не старый «Летний Буфф» эпохи модерн, и не советский, единственный в своём роде театр «Буфф» под руководством Исаака Штокбанта (у которого свои графики судьбы, и свой переезд в евростандартные апартаменты), а стоящее напротив «Летнего Буффа», в глубине, низкое, неказистое здание, обвитое плющом, задекорированное пышными кустами сирени. Этот Молодёжный театр справляет ныне тридцатилетие, в нём художественно руководили Владимир Малыщицкий и Ефим Падве. И вот уже двадцать лет во главе Молодёжного — Семён Спивак. Он отмечает и личный юбилей.
Иначе говоря, в этом году поводов для праздников в Измайловском саду предостаточно. Среди них самый долгожданный — реконструкция старого «Летнего Буффа». Заброшенное, похожее на склад здание развлекательного театра начала ХХ века сбросило, наконец, леса и открылось стильным, бело-кирпичным зданьицем в виде буквицы «т», с галереями по периметру, окнами со шведскими стёклами, и всё это естественно вошло в зелёную среду сада. В тени старых деревьев, бережно сохранённых, выставлена садовая скульптура и высажены модные садовые культуры, хрупкие лиственницы, пышнолистные раскидистые хосты. Это «садовое» обрамление как нельзя лучше подошло для летнего комплекса юбилейных событий Молодёжного — «30 лет в кругу друзей».
Таким образом, Молодёжный театр с нынешнего сезона работает на двух сценах: большой (бывший «Летний Буфф»), и малой, доныне единственной. Под конец текущего театрального года, для фестиваля юбилеев, Молодёжный собрал свои «хиты» и подготовил премьеры. Новая большая сцена открылась своеобразно: воспоминанием о «Маркизе де Сад», спектакле, поставленном Спиваком в 1997 году. Занятно, что спектакль-воспоминание, его вытянутые по горизонтали мизансцены и его сценография (Владимир Фирер) органично вписались в новый интерьер. Растянутая в ширину сцена закрыта болотно-зелёным занавесом, в зале расставлены светло-зелёные удобные кресла хитрой конструкции — они откидываются, едва садишься. Сидений побольше, чем на нынешней малой сцене мест на сто (значит, новый зал для четырёхсот зрителей). Над зелёным («садовым») полем зрительного зала высятся металлические фермы, — всё, что осталось от «Летнего Буффа». Амфитеатр спускается к сцене по ступеням, задрапированным светло-серым ковровым покрытием. Хотя новый театр вместительней старого Молодёжного, изнутри он не кажется таким просторным, как снаружи. Много новых искусственных материалов в дисгармонии с «железным» прошлым «Летнего Буффа». И, пожалуй, поспешили с буфетом, втиснутым в фойе второго этажа и похожим на клетку. Только высокие окна с видами на сад искупают эту коммерческую составляющую театрального процесса. Зеркала, зеркальные стёкла, мягкие полы, чёрно-зелёная полость театрона — начинается новый период Молодёжного. Об этом же коротко, в двух словах, сказал, по привычке не выйдя, а выскочив на поклоны (после бурных аплодисментов), Семён Спивак.
«Маркизу де Сад» вспоминали шесть актрис — из первого ряда Молодёжного, разодетые в специально аляповатые туалеты от Фирера (согласно его вариациям на темы XVIII века), и послушно, как роскошные марионетки, танцующие под голос невидимого «маркиза де Сада», какого-то итальянского эстрадного Орфея. Образ соблазнителя сложился из шансонов-баллад ХХ века — все шесть прекрасных, разнохарактерных и вздорных дам были заворожены и взяты в плен ритмами и тембрами золотых мужских голосов. Новую сцену открыли Дария Юргенс, Наталья Дмитриева, Надежда Рязанцева, Елена Соловьёва, Наталья Суркова и Александра Бражникова. Выбор спектакля-воспоминания не случаен. В музыкально-костюмной феерии Семёна Спивака на темы французской революции (в политике, умах и образе жизни) есть что-то совсем не философское, не экзистенциальное, и не самурайское, а нечто исконно лицедейское, вечно игральное, артистически переполненное, всегда радостное. Такой сплав интересов не часто и не везде выпадает актёрам, хотя он характерен для последних двадцати лет Молодёжного. И в других спектаклях театра Спивака преобладает ликующая сценичность и всегда существен допуск между режиссёрской архитектоникой спектакля и актёрской свободой. В «Маркизе де Сад» многое поэтому идёт от ансамбля исполнительниц — от их темпераментов, чувства юмора, манеры, техники, воображения. Таким спектакль был при появлении своём, и таким остался доныне, подгадав к закрытию (или открытию?) юбилейного сезона.
Этот сезон с прибылью новой площадки ознаменован премьерой — на большой сцене. Алексей Янковский поставил пьесу Ивана Вырыпаева «Валентинов день». Это пьеса дважды о любви. Во-первых, о любви-воспоминании, потому что молодой драматург не забыл лирическую мелодраму Михаила Рощина «Валентин и Валентина». У Вырыпаева это история тоже о них, о том, как Валентина и Валентин постарели и расстались, встретились, расстались навсегда, пьеса о не разлучённых разлучниках, о тех, кто, согласно одной из реплик, созданы для того, «чтобы любить и страдать». Вырыпаев, заворожённый некогда популярной и счастливой в своей сценической судьбе пьесой, взял да и продлил её по-своему, включив сюда прошлое, настоящее и будущее, ибо действие происходит в 2012 году — тогда должно рощинской Валентине стукнуть шестьдесят.
Во-вторых, пьеса Вырыпаева просто о любви. В ней есть треугольник, в котором нелюбимой, случайной женой Валентина стала соседка Катя, спившаяся после смерти мужа. Она живёт бок о бок с одинокой Валентиной, отмечающей грустный юбилей. Их общая территория — то ли мемориал, то ли погост. Мелодрама? Ещё какая! С ружьём, которое пугает, как у Чехова, но никого не убивает. Со слезами и мрачным юмором, проклятиями и полётами. Алексей Янковский — режиссёр «климовского» (от Клима) и «васильевского» (от Анатолия Васильева) театра, что означает прежде всего толчок от обыденности в ритуал, быт, возведённый в высокую степень поэзии, быт, отстранённый от быта и перенаправленный в трагедию с мощным жестом и словом. Валентина в бархатном платье «на выход» (или для правительственного концерта), юная-молодая Катя в усреднённых комплектах одежды советского производства, шестидесятилетняя выпивоха Катя в ватнике и со спортивным инвентарём (то лыжи, то коньки), залежавшимся где-то в утробе старой квартиры — три сестры по женской доле (а надо сказать, что актрисы Екатерина Унтилова, Анна Геллер и Светлана Строгова ещё и сёстры в спектакле Семёна Спивака «Три сестры»).
Но пьеса и спектакль не только, пусть дважды, о любви. Есть там грусть-тоска то ли по прошлому, то ли по будущему. Неуютное, голое жильё (художник Александр Шишкин), где все двери — от комнатных до шкафных — распахнуты настежь, где на кровати с панцирной сеткой прыгают, или возле огромной мигающей пятиконечной звезды стоит в почётном карауле забытая богом пионерка в белом переднике и красном галстуке. Где круглый стол-одиночка не окружён уютом, то есть сидениями, и ничем не покрыт, а стоят на нём в лучшем случае — бутылка водки да торт со свечками, а в худшем — Катя, исполняющая, словно на школьном утреннике, письмо Валентину, — всё это собрание призраков и признаков, разгромленное жизненное пространство и площадка для отлёта, место встречи живых и не живых, космодром перепутанных времён. Странные патетические женщины, что и в нижнем белье, и в комсомольской прозодежде, и в бархатном наряде готовы не говорить, а декламировать, не переживать, а представлять — все они устремлены, как ни странно, — туда, к звёздам, к свободе и счастью без страданий, без квартирных вопросов и мученичеств морали. Сила притяжения космоса убедительней, чем сила притяжения земли. Открытый космос — сфера надежды. Гость оттуда — космонавт в полном облачении, втискивающийся между пионеркой и железной кроватью. Под громкий, бодрый, как военный марш, финал, с песней о любви, эта реальность, это унылое настоящее взлетает, оставляя после себя только «леса», обломки великого броска ввысь (или прочь), о котором всегда мечтало человечество.
«Валентинов день» намечает ещё один вектор в истории Молодёжного. Театр, в котором сложились прочные традиции спиваковского периода, пробует иную «музыку». И в самом деле: не слово является опорой режиссуры Спивака. Текст в его театре на втором плане, на первом — богатая палитра игры, затейничества, стилизаций, импровизаций. Поэтому спектакль, в котором сначала идёт декламация в духе классической трагедии (Валентина), рядом — слово в духе психологизма Достоевского (старая Катя), ко всему прочему — словесный напор, как в пьесах шестидесятника Виктора Розова (молодая Катя), этот спектакль из разряда «говорильных» у Васильева и «настроенческих» у Клима. Отточенные движения рук Валентины, как в учебниках по сценическому жесту классицизма, прямые, фронтальные мизансцены, речевые потоки, оттесняющие в сторону динамику, пластику; культура монолога, — всё это актрисами Молодёжного взято на вооружение и всё «выстрелило». Неизвестно, правда, насколько долго спектакль сумеет сохранить своеобразие того сценического языка, который возник в «Валентиновом дне», ибо привычное, как правило, берёт своё. Тем более, что режиссёрский рисунок Янковского кажется излишне спонтанным. Что в нём случайно, а что внутренне обосновано и строго логично, разгадать (если захочется) трудно. Янковский захватывает внимание эмоцией, зажатой в слове, и на этот раз, в «Валентиновом дне», верх берёт эмоция, словно расправившая крылья и поднимающая на них слово.
Премьера показала, что резервы для непривычного в театре есть. Пьесу Вырыпаева ставили и раньше — в духе ремейка, с явными признаками ностальгии по семидесятым годам, и с актрисами, которые могли бы играть тогда, в семидесятые, молодых героев в пьесе Рощина. Но это совсем не то. Молодёжный смотрит шире, дальше. Поэтика слабо прививавшегося у нас театра слова и послания, геометрии и статики, представления и настроения, возвышенного и ритуального приложена к пьесе, отталкивающейся от мелодрамы и направленной куда-то к «странным сближениям» в области духа, истории, психологии и чувства. Хотя… не так всё далеко друг от друга. Финал «Валентинова дня», этот отрыв от земли, от неизбежной скуки судьбы напомнил о финале спектакля БДТ 1987 года — «На дне». Обитатели ночлежки (чем не те же жильцы валентиновой квартиры?) остались на дне, а стены, преграждавшие им путь на свободу, медленно поднялись под свою мелодию — гимн вечности «Солнце всходит и заходит», поплыли и скрылись в заоблачной высоте, то есть под колосниками. Режиссура Г. А. Товстоногова (не без помощи Эдуарда Кочергина, точно выполнившего наказ о превращении ночлежки в космодром), закрывшего этим спектаклем и свой театр, и русский театр ХХ века, под занавес напророчила тему внеземных исканий в человеческой душе, которая будет по-прежнему волновать театр ХХI века. Наверняка даже больше, чем театр ХХ.
Чем станет этот пробный шар, спектакль-баллада о смятении, любви, спасении, — для Молодёжного театра? Да и вообще — как насчёт медведей в берлоге, даже если один из них шёл мимо и заглянул ненадолго? Ответы даёт театральная реальность. В наиболее академических театрах (они же режиссёрски прочные театры Петербурга) уже действует принцип сосуществования. Там встречаются и делят сцену и труппу режиссёры разных поколений, мировоззрений и стилей. Неизвестно, пример ли это для режиссёрского театра в целом, для театра будущего и для Молодёжного в частности.
Дата: Понедельник, 04.10.2010, 18:05 | Сообщение # 302
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
25 сентября 2010 г. в Центре испанского языка и культуры ADELANTE в рамках дня Европы состоялась творческая встреча с актрисами Молодежного театра на Фонтанке Мариной Ординой и Региной Щукиной.
Актрисы рассказали об «испанских» спектаклях театра – «Бумажной розе», «Зимней сказке» и «Дон Кихоте», а также о гастролях Молодежного театра в Мадриде, Альмагро и недавних московских гастролях (в рамках которых был показан спектакль "Дон Кихот", с большим восторгом принятый московскими зрителями). Также актрисы поведали маленькие "закулисные тайны" репетиционного процесса с испанскими женщинами-режиссерами Магуи Мира и Ириной Куберской, ещё больше заинтересовав слушателей. Встреча прошла очень тепло и интересно. Пришедшие с удовольствием обнаружили, что Регина Щукина интересуется Испанией не только в рамках работы – уже несколько лет она учит испанский язык и изучает культуру этой страны. Обидно только, что присутствовало немного народу. Было бы очень здорово, если бы подобные встречи проводились почаще и информация о них появлялась заранее.
Жаль, что не было возможности записать встречу на диктофон - сделала только фотографии.
Дата: Понедельник, 04.10.2010, 18:27 | Сообщение # 303
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
КОМАНДА МОЛОДЕЖНОГО - СНОВА ЧЕМПИОНЫ!
27 сентября 2010 г. на Малой арене стадиона «Петровский» в четвертый раз прошел традиционный театральный турнир, посвященный памяти Кирилла Юрьевича Лаврова. Второй раз команда Молодежного театра стала чемпионом.
Футбол – это драйв, юмор, адреналин и возможность проявить грани таланта как игроков-артистов, так и болельщиков. Чего мы только не видели за эти годы! Команду Комиссаржевки в одеянии «Двенадцати месяцев» из одноименного спектакля, «шамана» Молодёжки – Ирину Полянскую с тазиком в руках за воротами противников. В прошлом году «Лицедеи» поразили всех цветовой гаммой своих трико. Ну и, конечно, до этого года ни один турнир не обходился без традиционной стычки Сергея Мигицко и Владимира Маслакова. Ленсоветовцу просто нет равных в искусстве картинного падения на глазах у судей, и в этот раз артист, наконец, получил приз в номинации «За артистизм на футбольном поле», из года в год достававшийся капитану нашей команды Сергею Барковскому. В общем, хулиганят артисты-футболисты много и с удовольствием, чтобы не разочаровать зрителей ни на сцене, ни на поле.
Помимо Золота кубка, в нашу команду ушел приз лучшему бомбардиру – Егору Кутенкову. Но победа была нелегкой, капитан команды Сергей Барковский на поле приехал прямо с поезда из Москвы, где артист выступал на гастролях. К тому же, команда участвовала в сокращённом составе с одним запасным, так что выдержать семь игр к ряду было геройством. В итоге мы вырвали победу у дебютантов турнира – команды ТЮЗа, вратарь которой, Виталий Кононов, заслуженно стал лучшим вратарем турнира. Команда Ленсовета заняла почётное третье место, а ее игрока Сергея Перегудова признали самым элегантным мужчиной на поле.
В завершении турнира «Сборная фестиваля» уступила «Зениту-84» со счётом 5:2, но обидно не было. Праздник удался! В следующем году Кубок Кирилла Лаврова отметит пятилетие. Надеемся, в нем смогут принять участие и те 5 команд, которые открыли турнир в 2007 году: Ленсовета, Молодежка, БДТ, Балтийский дом и Александринка, которая из-за гастролей пропустила игру в этом году.
Дата: Воскресенье, 17.10.2010, 18:39 | Сообщение # 305
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Акция "спектакль месяца" в Молодёжном театре на Фонтанке.
14 октября 2010 г. в Молодежном Театре на Фонтанке впервые прошла акция «СПЕКТАКЛЬ МЕСЯЦА». Зрители были приглашены не только посмотреть спектакль «Жестокие игры» по пьесе А.Арбузова, но и принять участие в его обсуждении.
Спектакль стал своего рода «трамплином»: зрители вместе с участниками встречи попробовали разобраться, как сегодня складываются взаимоотношения родителей и детей. Тема дискуссии была: Отцы и Дети. Вечная проблема или наша неспособность договариваться?
Зрители смогли пообщаться с создателями спектакля: актерами, художественным руководителем постановки Семеном СПИВАКОМ и режиссером Денисом ХУСНИЯРОВЫМ.
Для участия были приглашены и актеры, которые на сцене АБДТ впервые сыграли эту пьесу в 1978 году: н. а. России Елена ПОПОВА, н. а. России Наталья ДАНИЛОВА, н.а России Юрий БОГАЧЕВ.
Также в творческой встрече принимали участие психологи и специалисты в области конфликтологии, которые, посмотрев спектакль, постарались оценить его и со своей профессиональной точки зрения.
Премьера спектакля «Жестокие игры», который возник как студенческий, а потом вошел в репертуар Молодежного театра, состоялась 5 июня 2009 года.
Спектакль – Лауреат Гран-при Первого Международного фестиваля «Молодежные театральные сезоны» - «АПАРТ».
Исполнитель роли Кая Сергей Яценюк стал номинантом петербургской театральной премии «Золотой софит» сезона 2009/2010 «За лучший дебют».
«Спектакль месяца» – новая акция, которая будет проходить ежемесячно. В ее программе вечерний спектакль и встреча с актерами и гостями Молодежного театра.
Дата: Понедельник, 18.10.2010, 03:36 | Сообщение # 306
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Семейный праздник на Фонтанке/Юбилейный фестиваль Молодежного театра на Фонтанке "Нас поздравляют друзья"
В Санкт-Петербурге, на набережной Фонтанки, под сенью деревьев Измайловского сада праздник. Театр, чья слава давно уже распространилась за пределы Петербурга, отпраздновал свой юбилей. Фестиваль, начавшийся 8 июня, был посвящен не только 30-летию театра, но и еще двум замечательным датам: 60-летию его художественного руководителя Семена Спивака и 20-летию его работы в этом театре.
Такое совпадение случается нечасто, однако, когда речь заходит о Молодежном театре, то впору говорить если не о волшебстве, то о маленьких чудесах, которые случаются здесь почти каждый вечер. Чудо произошло и на этот раз. Недельный фестиваль включил в себя не только знакомые и полюбившиеся многим спектакли, но и собрал гостей с разных концов света: со своими постановками приехали коллективы из Испании и Франции, а среди поздравлений были приветственные слова от многих театров как Санкт-Петербурга, так и всей России.
Как справедливо отметила в своей книге «Нескучный сад Семена Спивака» Ольга Скорочкина: «Межчеловеческие отношения тут решаются не на ветру. Не на космическом сквозняке - на домашнем совете, за столом». Действительно, весь фестиваль, несмотря на большое количество важных гостей и правительственные поздравления, оставляет ощущение чего-то доброго, мягкого и домашнего. Словно за большим столом, под зеленым абажуром Измайловского сада собрал Семен Яковлевич своих многочисленных друзей, угостив их на славу своими, ставшими уже легендарными спектаклями. Но чудо есть чудо, и в отличие от предыдущих юбилеев организаторы подготовили для своих зрителей настоящий подарок. Можно с уверенностью сказать, что этот подарок оказался не менее дорогим и для самого театра, ведь впервые за все время его существования спектакли игрались на двух сценах. За каких-то пять лет напротив старого, покрытого виноградом и хмелем здания, выросло новое, включающее не только большую сцену, зрительный зал, рассчитанный на 406 мест, но и все необходимые служебные помещения.
В первый день фестиваля на этой сцене прошел творческий вечер «Вспоминаем легендарный спектакль "Маркиза де Сад"». Спектакль по пьесе Юкио Мисимы, поставленный Спиваком в 1997 г., сейчас уже снят с репертуара, и вечер заставил многих вспомнить те одиннадцать лет, когда он шел на старой сцене, а иным, к числу которых отношусь и я, подарил последнюю возможность увидеть его. С первого взгляда может показаться, что слово «легендарный» нескромно, однако не стоит забывать, что право на этот эпитет даровали беспрестанные аншлаги и любовь зрителей. Шесть женщин, одетые в роскошные платья и ведущие легкий и, кажется, непринужденный разговор, атмосфера сказки, величественные золотые колонны на заднем плане, красные тона, немного приглушенный свет - все это захватывало внимание с первых секунд действия настолько, что становилось непонятно, как можно передать такую сложную философскую пьесу столь легким и красивым языком. Ко всему этому примешивались и магические голоса Адриано Челентано и Паоло Конте, не оставляя у зрителя сомнений в том, что ради такого мужчины, каким был Донасьен Альфонс Франсуа де Сад, героини готовы на многое, если не на все, и это самое желание создает между ними незримые узы, которые можно назвать привычным для Театра на Фонтанке словом «семья».
По мере того, как изменялась атмосфера действия, и роскошные наряды превращались в обычные платья, зритель начинал понимать, что его незаметно и ненавязчиво вовлекли в водоворот, где зло и добродетель нащупывают тонкую, порой едва различимую грань друг между другом.
Тем, кто знаком с другими спектаклями Семена Спивака, подобная пьеса может показаться совершенно ему несвойственной. Он пользуется одной краской, но подобной краски нет ни в одной палитре, она его собственная и неповторимая. Режиссер нашел тонкое решение: он показал все, что обрамляло зло, оставив пустое место, которое зритель, знакомый с многочисленными современными постановками, да и просто с окружающим его миром, с легкостью заполнил сам. Однако Семен Спивак не был бы самим собой, если бы в финале не дал зрителю надежду, последний луч света. Совсем не тот, к которому, словно под гипнозом, устремились все герои пьесы, но тот, который излучала главная героиня Маркиза Рене де Сад (Дарья Юргенс), не поддавшись магическому зову и оставшись на сцене в полном одиночестве с фразой: «Отошли его прочь. И скажи: "Вам никогда больше не увидеться с госпожой маркизой"».
Параллельно на малой сцене шел спектакль «Дни Турбиных», который мне, к сожалению, не довелось увидеть.
Практически каждый спектакль Спивака становится событием в театральной жизни Петербурга, фестиваль словно поставил перед собой задачу за одну неделю попытаться с разных сторон отразить историю последних двух десятилетий пребывания Семена Яковлевича в театре. Не хватало только изюминки. Той самой, которая позволит установить связь времен и докажет, что в этом театре помнят свое прошлое и гордятся им. Такой изюминкой стало решение восстановить спектакль «Танго» по пьесе Славомира Мрожека в прежнем составе на один вечер. Этот спектакль, родившийся в 1988 г. еще в Молодом театре, через год вместе со своим создателем перебрался на сцену Молодежного театра, где и просуществовал без малого два десятилетия.
В те далекие годы появилось очень много спектаклей по пьесам Мрожека, однако количество не всегда переходит в качество. Секрет успеха Спивака, на мой взгляд, в том, что он взял эту пьесу не ради того, чтобы оказаться на гребне модной волны, а потому, что главное в ней - это как раз семья, круглый стол и человеческие отношения - темы, не уходящие со сцены Молодежного театра и по сей день. И совершенно не важно, что семья эта разговаривает на странном, не всегда понятном языке, хранит все старые детские вещи и даже катафалк, оставшийся после смерти дедушки. Важно, что это одна семья, со свойственными каждой семье традициями и укладом.
Тем не менее, с первого взгляда этот уклад производит впечатление полного хаоса и Артур, роль которого блестяще исполняет Анатолий Петров, делает все, чтобы этот хаос остановить. Спивак не стал долго размышлять об игровой природе театра абсурда, о сложных формах. Он сделал все по-честному и очень серьезно, отчего зрительный зал не мог без смеха смотреть на эту странную семейку. Однако ближе к концу смех неизбежно пропадал. Смерть бабушки Эугении (Елена Соловьева) в этой, как казалось, бодрой и веселой комедии, граничащей с фарсом и клоунадой, расставляет все по своим местам. И начинаешь понимать, что все, что происходило до этого, было не фарсом, а реальностью живых людей.
Спектакль оказывается не менее актуальным и сегодня, тем более что финал, к которому приводят благие намерения Артура, поистине похож на ад, ведь, как и во все времена, находится «прагматичный троечник с двумя извилинами в голове», который приходит и строит всех под дулом пистолета. Именно таким оказался незаметный, циничный и услужливый Эдик, которого великолепно сыгранный Станиславом Мухиным. Тема свободы и рабства проходит красной нитью по этому спектаклю, и фееричное танго в конце действия, повторяемое под несмолкающие аплодисменты зала, не способно вытеснить ощущения если не ужаса, то щемящей тревоги. Словно клоун на арене цирка вдруг сел и заплакал по-настоящему. Пожалуй, это один из немногих спектаклей Спивака, с которого уходишь не со светом в душе, но с грустью и желанием сохранить этот свет во что бы то ни стало.
Еще одну грань разнообразного репертуара Молодежного театра на Фонтанке представил давно полюбившийся зрителям спектакль «Касатка» по пьесе Алексея Толстого. Непередаваемая легкость бытия, облаченная на этот раз в деревенскую простоту и очарование провинциальной жизни, покорили зрителей с той же естественностью, с какой покоряет сердца воздушный змей, взмывающий под колосники театральной коробки новой сцены. Этот змей стал переходом от невыразимо скучной, пыльной и полной долгов городской жизни князя Бельского (Михаил Черняк) к свежему деревенскому воздуху. Зал с радостью готов был разделить его восторженные вздохи, крики, ужимки и прыжки, потому что не он один чувствовал струю свежего воздуха, идущего прямо со сцены. Воздух этот совершенно по-разному влиял на героев, и если Илье Ильичу Быкову (Александр Строев) он придавал особый кураж сильного и решительного мужчины, то главную героиню, Марью Семеновну Косареву, Касатку (Наталья Суркова), привыкшую к большому городу, он опьянял. За столкновением этих не уступающих друг другу начал, мужского и женского, зритель следил, затаив дыхание, вплоть до кульминационного взрыва - щелчков кнута и грозы, разрешающей все противоречия.
Но была в этом спектакле еще одна сила, существовавшая вне противоборства города и деревни. Силе этой было подвластно очень многое, она чувствовала себя как дома не только в дешевой гостинице, где скрывались князь Бельский и Касатка, но и в деревне, под крылом тетушки Варвары Ивановны Долговой (Татьяна Григорьева).Сила эта - Абрам Алексеевич Желтухин - Сергей Барковский, при каждом появлении которого зал разражался аплодисментами, ведь герой покорял неунывающим присутствием духа, находчивостью и колоссальным зарядом положительной энергии.
Но за всей этой теплой и домашней атмосферой, за этим семейным столом снова повеяло какой-то грустью. И невозможно точно сказать, в чем здесь дело. Может быть, все дело в гигантском дереве на заднем плане, абсолютно лишенном листвы, с яблоками, готовыми сорваться от малейшего сотрясения? Дерево это - гениальное творение художников Марта Китаева и Михаила Платонова, - подпертое со всех сторон лесенками, словно бы символизировало всю эту семью, и нет сомнений в том, что урожай в этом году удался. Но что будет на следующий год? Тем более что следующий год - 1917-й.
Спектакли чередовались с шоу и просто поздравлениями от гостей театра. Молодежный театр на Фонтанке известен всему миру благодаря многочисленным гастролям, и теперь пришло время принимать гостей в Петербурге. Только три дня всецело принадлежали хозяевам, остальное время было подарено многочисленным друзьям театра. И каждый из этих дней имел свой характер и колорит. Измайловский сад каждый день изменял свой облик, представая то в виде испанской провинции, то французской Ривьеры, то превращаясь в Chinatown с бумажными фонариками и дракончиками.
Второй день фестиваля был посвящен испанским гостям. В саду были накрыты столы, где можно было продегустировать и знаменитые испанские вина, и национальную кухню, а в фойе работали выставки графики и офортов Франсиско Гойи и фотоэкспозиция «Города Испании». В этот вечер на новой сцене звучали ритмы настоящего фламенко. Это был спектакль «Планета Сакромонте» театра Ирины Куберской - танцевальные зарисовки в стиле фламенко, объединенные общей цыганской темой. И хотя это действие нельзя назвать цельным спектаклем, потрясающее чувство ритма и настоящий испанский огонь в глазах исполнителей не оставили никого равнодушным. Тем более что выходящих после спектакля восторженных зрителей встречала вечерняя программа на открытой сцене, где свое искусство испанского танца показывали уже петербуржские коллективы.
Во время французского дня на дорожках Измайловского сада можно было встретить уличных мимов, прелестных цветочниц и даже клошара, читающего Мольера. Главным же событием стали приезд известного французского драматурга Мишеля Винавера, прочитавшего две свои пьесы, и спектакль «Жак-Фаталист» театра «Montansier» (Версаль).
Несмотря на то, что день Китая омрачил тот факт, что театр провинции Шаньдун со своей постановкой «Му Лан» приехать на фестиваль не смог, представление на старой сцене, состоявшее из различных мастер-классов по техникам ушу и Тай-Чи, игры на национальных музыкальных инструментах и многочисленных вокальных номеров продемонстрировало, что благодаря гастролям спектакля «Три сестры» в Шанхае Театр на Фонтанке приобрел новых друзей.
Венцом фестиваля явился гала-концерт, объединивший все предыдущие дни под сочетанием из трех цифр: 20-30-60. День начался с праздничного переезда всей труппы на новую сцену: мимо аплодирующих зрителей проходили знакомые актеры в костюмах из разных спектаклей театра, символически перенося эти постановки на новую сцену. Центральная площадка Измайловского сада превратилась в зрительный зал под открытым небом, и на сцене проносились воспоминания о прежних временах Молодежного театра, о двух замечательных режиссерах Владимире Малыщицком и Ефиме Падве, давно уже вписанных в золотые страницы истории Театра на Фонтанке. Со сцены звучали многочисленные поздравления от официальных лиц, среди которых были и письма от Дмитрия Медведева, Валентины Матвиенко, Александра Калягина и других, а также от различных театров России, среди которых были и АБДТ им. Г.А. Товстоногова, и Академический МДТ - Театр Европы, и Театр им. В.Ф.Комиссаржевской, и многие другие. Среди прочих выступили студенты и выпускники актерско-режиссерского курса СПбГАТИ, поздравив своего мастера веселым капустником и лишний раз доказав, что С.Я.Спивак не только замечательный режиссер, но и прекрасный мастер и педагог.
Последним аккордом фестиваля стал салют в честь тройного юбилея, и всю центральную площадь Измайловского сада усыпали конфетти в виде маленьких сердец. И не только в дни фестиваля этот театр дарит нам свое сердце, чтобы сделать нас немного лучше и дать ощущение семейного тепла, которое так редко можно найти в наше время.
Дата: Суббота, 30.10.2010, 16:06 | Сообщение # 307
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
С 28 по 30 октября 2010 года Молодежный театр на Фонтанке представляет технические достижения новой, Большой сцены на выставке «Арт. Театр. Музей» в ЛенЭкспо.
В выставке принимают участие три петербургских театра, в жизни которых за последний год произошли существенные изменения – это театр Буфф, переехавший в новое здание на улице Шаумяна, театр «Зазеркалье», переживший реконструкцию и Молодежный театр на Фонтанке, где открылась вторая сцена.
На выставке Театр на Фонтанке представляет фотографии, историю реконструкции, видео-ролик, презентующий технические возможности новой сцены и видеоэкскурсию по театру.
Выставку, скорее, можно назвать профессиональным форумом. Рядовому же зрителю было интересно увидеть макет сцены к готовящейся в Молодежном театре постановке по пьесе Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано». Этот макет также представлен в Ленэкспо. Премьеру спектакля зрители увидят в конце января 2010 года.