|
Роль театра в жизни (из темы о "Касатке") - Форум - Раз ступенька, два ступенька...
Роль театра в жизни (из темы о "Касатке")
| |
Нинелька | Дата: Воскресенье, 19.07.2009, 00:28 | Сообщение # 1 |
Знаток театра
Группа: Пользователи
Сообщений: 437
Статус: Offline
| Давайте попробуем теперь разговаривать здесь, потому как в теме "Касатки" это оффтоп.
Когда бездарна пьеса, а актеры - кто в лес, кто по дрова, - не лучше ли убраться из театра?
|
|
| |
Юра | Дата: Воскресенье, 19.07.2009, 00:28 | Сообщение # 2 |
Постоянный посетитель
Группа: Пользователи
Сообщений: 60
Статус: Offline
| Серьёзно о «Касатке»? Тогда надо всё своё мировоззрение хотя бы вкратце излагать. Прежде всего, хочу извиниться перед поклонниками Михаила Афанасьевича Булгакова. Дело в том, что для меня не только он является «ничем особенным», но и Лев Толстой и Фёдор Достоевский и всякие-прочие-разные называемые Великими и не называемые таковыми… Всё дело в том, что я получил очень специальное высшее образование. Когда на словах, виртуально Учителя учат тебя различным Мудростям, Благородностям, Моралям, Нравственностям и Духовностям, а на деле, реально поступают с тобой прямо противоположно тому, чему учат. Подобно тому, как жулики разводят лохов, обирают их до нитки и отправляют на смерть, проповедуя: «Главное – это Верить!». Поэтому Авторитетов для меня сейчас нет в принципе. Ибо я твёрдо знаю, что конкретному человеку действительно важен и интересен именно и только он Сам Единственный и Любимый. И больше всего об альтруизме и любви к ближнему кричат самые чёрствые, самовлюблённые и бесчувственные эгоисты. Ну не способен представитель homo saiens сопереживать другому как себе! Даже простейшая головная боль у стоящего рядом чужого нами в принципе непостижима, несмотря на то, что сами мы испытывали подобное сотни раз. И разве что родной и близкий, дорогой нам человек побуждает нас если не чувствовать то же, что и он, то искренне СОчувствовать ему. До участи же других нам и дела нет, как бы на словах с пеной у рта мы не объявляли обратное. Исходя из этого, единственной функцией так называемого Великого Искусства является Развлекательная. Поскольку какие бы серьёзные темы не затрагивались в тех или иных произведениях искусства, прозе, стихах, спектаклях, кино, реально воздействовать на человеческое сознание чужое горе или счастье, а уж тем более горе или счастье вымышленных персонажей НЕ МОЖЕТ. Во всяком случае, в полезном для индивидуума направлении. Вот посмотрели мы какое-нибудь очень умное и содержательное театральное действо, прочитали сто томов Льва Толстого, изучили все фильмы Андрея Тарковского. Чувствуем себя такими умными, интеллигентными, начитанными, моральными, нравственными, духовными! А дальше-то что? Есть о чём поговорить? Да. А какое-нибудь прикладное значение всему этому словоблудию имеется? Посочувствовали герою книги, всплакнули над участью погибшего, талантливо сыгранного любимым актёром, персонажа. Умилились своей «способности сопереживать». Вообразили себя добрыми, хорошими, неравнодушными, искренними! Браво! …А по пути из театра домой отвернулись и «не заметили» избиваемого на улице несчастного. Эволюцию восприятия произведений искусства и культуры в целом, если таковая в ком-либо вообще происходит, я определил для себя как «от Пугачёвой к Пугачёвой». Объясняю. Всем нам в детстве нравятся песни Аллы Пугачёвой. Потому что действительно эта певица обладает талантом и (правда, не всегда) вкусом. Но в тот период, когда мальчики и девочки взрослеют, превращаются в юношей и девушек, получая некоторое образование, они вдруг начинают стесняться своих симпатий к этой «попсовой» исполнительнице. Кто-то начинает слушать рок, кто-то альтернативу, кто-то блатную музыку, а кто-то воспаряет в эмпиреи классики. Так культура реально калечит и трансформирует человеческое сознание. Потому что заставляет индивидуума отказываться от того, что на самом деле ему нравится, но считается «некультурным» в силу типа своей массовости и растиражированности. На самом же деле, единственное, что внушают различные области культурного образования, это самомнение о своей будто бы Избранности. Мы Избранные, потому что мы слушаем Правильную музыку, читаем Правильные книги, смотрим Правильное кино и спектакли. Все остальные – неполноценные, не достойные нашего уровня существа. Если кто-либо хочет стать достойным нас, он должен стать таким же как мы, должен стать нашей копией, потерять свою индивидуальность во имя нашей Избранной стадности. Чем поклонник Баха и Мусоргского может быть лучше фаната Аллы Пугачёвой, если он не способен уважать и презирает свободу выбора иного, не похожего на него индивидуума? То бишь, любое даже самое серьёзное и содержательное из искусств не только не меняет человека к лучшему, скорее наоборот. И если ты взрослеешь и эволюционируешь, после чего пелена разного рода культурных мифов и иллюзий спадает с твоих глаз, то тогда ты понимаешь, что не надо стесняться балдеть от хитов Аллы Пугачёвой, поскольку она может быть и не лучше, но отнюдь и не хуже Баха, Мусоргского, Михаила Круга, Sepultura, Nirvana, Сергея Шнурова, Beatles и проч. и проч. Всё вышесказанное является подводкой к тому, что я хочу сказать о спектаклях Семёна Спивака. Тут кто-то из критиков обвинял его в сентиментальности и слащавости. Видимо, один из поклонников Льва Абрамовича Додина, который упорно, несмотря ни на что, продолжает ставить Умные, Проблематичные, Серьёзные спектакли, заставляющие его поклонников думать, что они лучше других. Прошу прощения, но мне трудно совсем избегать сравнений двух театральных мэтров Очень Культурной Столицы. Я верю человеку только тогда, когда он не только что-то громогласно объявляет, но и подтверждает свои слова реальными поступками. Я не могу верить в искренность режиссёра, который призывает меня быть не равнодушным к участи других в своих спектаклях, но сам в своей реальной жизни абсолютно равнодушен ко всему и всем кроме самого себя и своего Эго! Поэтому для меня в Очень Культурной Столице нет более не честного, не искреннего, фальшивого, не живого и не правдивого театра, чем МДТ. Ах, если бы все Учителя Мудрости и Духовности отвечали за свой базар по полной! И чтобы каждое своё словечко им приходилось доказывать в действиях! В «Тайнах следствия-4» есть такой врач, Мировая Величина, которому все поют панегирики, потому как у его метода лечения положительная динамика, хотя на самом деле он не лечит больных, а калечит здоровых… И вот, наконец, она «Касатка». Пустышка! Индийская мелодрама! Сладкая и сентиментальная сказочка! В которой нет ни слова ни о морали, ни о нравственности, ни о духовности. Где не затрагиваются серьёзные проблемы человеческого духа, мук интеллекта, нравственного выбора. Спектакль о Любви – и всего-то! Но лично для меня этот спектакль – Вершина. Вершина, которую я, как сам стремящийся быть автором произведений искусства, стремился бы достичь. Всё гнилое зерно авторов, затрагивающих в своём творчестве Умные, Проблематичные, Серьёзные темы в том, что других они как бы Учат быть Лучше, Моральнее, Нравственнее, Духовнее, но сами они таковыми не являются и на самом деле не стремятся быть, а это значит, что проповедуют другим то, во что сами не верят, то есть просто-напросто цинично лгут и лицемерят. Спектакль же просто о Любви ни на что кроме как на развлекательное зрелище не претендует, именно поэтому он честнее, искреннее, правдивее, моральнее, нравственнее и духовнее всякой прочей типа Умной, Проблематичной и Серьёзной шелухи. Притом, что «Касатка» идейно может быть и пустышка, но отнюдь не пустышка энергетики и таланта. Более того, сотворить три часа спектакля, в котором, казалось бы, нет никакого особенного содержания, мысли и метафоризма, то есть толстолобикам даже и порассуждать не о чем, но сотворить это так, что смотрится всё на одном дыхании, и погружаешься во всё это ты совсем ни как в мелководный ручей, но в мощную, сильную, большую, полноводную реку, которая захватывает, очаровывает и несёт тебя на своих волнах под лучами яркого и греющего солнца, под силу только Настоящему Мастеру своего дела, уверенному в себе, полноценному, сильному и действительно содержательному. Кто-то скажет: попса. А я скажу: человек нашёл себя и реализовался красиво, мощно и, безусловно, талантливо. Найти себя, найти свой стиль, найти свою нишу в мире людей, а особенно в мире Великого Искусства весьма не просто. Я не знаю, что раньше ставил, и что впредь будет ставить Семён Яковлевич Спивак, но для меня «Касатка» - это воплощение того, как можно творчески состояться, не уходя в какие-то запредельно великие смыслы и содержания, но при этом профессионально качественно и человечески достойно. Ах, ещё о цели режиссуры. И о цели всего Великого Искусства в целом. Многоуважаемые дамы и господа! Не предавайте вы Великому Искусству такое уж большое значение! Вспомните, что есть масса других более важных и значительных областей человеческой деятельности. Давайте уважать и восхвалять хлеборобов и пекарей, которые нас с вами каждый день кормят. Давайте уважать и ценить уборщиц, сантехников и мусорщиков, благодаря которым мы не оказываемся по уши в грязи и помоях. О людях, которые действительно нам жизненно необходимы, нам почему-то не рассказывают по телевизору и в прессе, нам они кажутся совсем не интересными и ничтожными, они, простые работяги, рабочие и крестьяне, в современной Духовно Возрождённой России почему-то перестали считаться героями. И об их существовании мы вспоминаем только тогда, когда в их деятельности возникают какие-либо серьёзные проблемы. Когда же, наконец, мы будет по достоинству ценить не словоблудов, которые вместо реальных дел занимаются лишь саморекламой, в исступлении самозабвения «принося себя в жертву» нам, при этом вполне не плохо (за наш счёт) существующих, позволяющих себе всё, что угодно, оправдывая это Высшими Целями, не несущих ни за что никакой ответственности, да ещё и презирающих нас как легко внушаемых лохов? Люди, занимающиеся Великим Искусством НИЧУТЬ не лучше любых других. И задача режиссёра (как и любого другого специалиста в своей области) в том, чтобы наиболее профессионально и качество создать тот продукт, который является его, режиссёра, специализацией. Я съел вкусную булочку, удовлетворил голод, получил физиологическое и душевное удовольствие. Потому что пекарь, испёкший эту булочку, оказался Мастером своего дела. Такое же ощущение у меня должно оставаться и после просмотра спектакля в театре. Я не должен понимать, как это сделано, я не должен знать технологию производства. Но я должен выходить из театра с ощущением не потерянного зря времени. Я не должен уметь выразить своё удовольствие от спектакля словами, но я должен почувствовать это самое удовольствие. И суть тут не в том, чтобы спектакль был умным или глупым, содержательным или пустым, а в том, чтобы энергетика талантливого, любящего свою работу профессионала заражала меня и проникала в меня. Если подобный эффект есть, то само собой возникает и содержание и смысл в представленном мне действе. Если же подобного эффекта нет, то это на самом деле пустышка, о каких бы умных и содержательных вещах в ней не «говорилось». Юрий Свищёв.
|
|
| |
Настя | Дата: Воскресенье, 19.07.2009, 00:28 | Сообщение # 3 |
Постоянный посетитель
Группа: Пользователи
Сообщений: 65
Статус: Offline
| Юра, вот двойственное отношение у меня к Вашим сообщениям...с чем-то согласна, а что-то вызывает полное недоумение... Вам так не везло с окружащими в жизни? Вкусы меняются, но это же логично, человек меняется и круг интересов расширяется, а что-то уходит в тень. Quote (Юра) И суть тут не в том, чтобы спектакль был умным или глупым, содержательным или пустым, а в том, чтобы энергетика талантливого, любящего свою работу профессионала заражала меня и проникала в меня. Если подобный эффект есть, то само собой возникает и содержание и смысл в представленном мне действе. Если же подобного эффекта нет, то это на самом деле пустышка, о каких бы умных и содержательных вещах в ней не «говорилось». А вот с этим согласна. Искренне люблю творчество двух разных режиссеров - Спивака и Воронцова. Это два настоящих профессионала, увлеченных своим делом и эти люди сумели собрать вокруг себя сильных актеров. -Мы, ставим драму или комедию, стараемся говорить о возвышенном, вечном, об истинном, - говорит режиссер Владимир Воронцов, - В жизни многое складывается так, что все представляется безнадежным. И вообще как-то принято думать: если в постановках такого-то режиссера есть трагические моменты, то эти спектакли отражают мрачное мироощущение. Но мы делаем спектакли о тех, кто способен противостоять безнадежности. Мы рассказываем о вечных идеалистах и Дон Кихотах, о тех, кто всегда ищет выход и дарит другим надежду. Может быть, тут есть некая наивность. Но надежда всегда в чем-то наивна и простодушна. Этим она и противостоит цинизму.
"Когда говоришь, что думаешь, думай, что говоришь" (с) Григорий Горин
|
|
| |
Alena | Дата: Воскресенье, 19.07.2009, 00:28 | Сообщение # 4 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Настя, судя по приведённым словам В.Воронцова, у них со Спиваком схожее мироощущение и отношение к спектаклям
|
|
| |
Настя | Дата: Воскресенье, 19.07.2009, 00:28 | Сообщение # 5 |
Постоянный посетитель
Группа: Пользователи
Сообщений: 65
Статус: Offline
| Алёна, ну, наверно, поэтому обоих нежно люблю, ценю и восхищаюсь)))
"Когда говоришь, что думаешь, думай, что говоришь" (с) Григорий Горин
|
|
| |
Юра | Дата: Воскресенье, 19.07.2009, 00:28 | Сообщение # 6 |
Постоянный посетитель
Группа: Пользователи
Сообщений: 60
Статус: Offline
| А я вот думал над тем, есть ли у меня любимый театральный режиссёр, но я таки не оказался настолько театралом, чтобы сделать осознанный выбор. Может быть, Григорий Козлов, режиссёр «Леса» в Театре на Литейном и «Бедных людей» в ТЮЗе. Морфов в Театре имени Комиссаржевской. Сенин в Театре имени Ленсовета хоть и не гипергениальный творец, но что-то такое не слишком бездарное у него получается. Советую посмотреть его «На всякого мудреца довольно простоты» с артистом Александринки Лысенковым, называемым некоторыми едва ли не гением. В каждом театре вообще-то есть свой фаворит-режиссёр, наиболее успешно реализующий себя на почве конкретной труппы. Про Молодёжку, с которой я познакомился совсем недавно и весьма на короткий срок, мне на самом деле трудно объективно судить. Дон Кихоты говорите… Нет, образ ВИРТУАЛЬНЫЙ этого героя действительно заманчив и романтичен (не из романа Сервантеса, а то, во что идеализировали его после). Только вот в обычном мире подобным людям моментально ломают хребет и забивают если не на смерть, то до состояния не желания бороться даже за свою жизнь, а не то что за какие-то идеалы. Но самое грустно-забавное, что как раз те кто его забил, начинают представлять себя публике Дон Кихотами… Юрий Свищёв.
|
|
| |
Нинелька | Дата: Воскресенье, 19.07.2009, 00:29 | Сообщение # 7 |
Знаток театра
Группа: Пользователи
Сообщений: 437
Статус: Offline
| Quote (Юра) Исходя из этого, единственной функцией так называемого Великого Искусства является Развлекательная. Поскольку какие бы серьёзные темы не затрагивались в тех или иных произведениях искусства, прозе, стихах, спектаклях, кино, реально воздействовать на человеческое сознание чужое горе или счастье, а уж тем более горе или счастье вымышленных персонажей НЕ МОЖЕТ. Во всяком случае, в полезном для индивидуума направлении. Я очень-очень долго ходила кругами вокруг компьютера и придумывала, что я могу конструктивного ответить на это заявление. А потом как-то решила, что ничего отвечать не надо. Единственное, что я настоятельно рекомендую Юрию - это писать за себя. На ваше сознание ничто не воздействует и вы ходите в театр развлекаться - я за вас рада. Но за всех не нужно говорить. Например, на мое сознание искусство воздействовать может и это постоянно происходит. Я думаю, что и не только на мое. А тем, на кого ничто не воздействует, я всё-таки настоятельно рекомендую не скучать 4 часа на спектакле, который их ничуть не трогает, а пойти погулять, благо погода хорошая, а эффект тот же - полное равнодушие.
Когда бездарна пьеса, а актеры - кто в лес, кто по дрова, - не лучше ли убраться из театра?
|
|
| |
Юра | Дата: Воскресенье, 19.07.2009, 00:29 | Сообщение # 8 |
Постоянный посетитель
Группа: Пользователи
Сообщений: 60
Статус: Offline
| Ну почему же равнодушие? Радость! Радость, когда ты наблюдаешь талантливо и качественно сделанную работу. И каким-то образом эта радость на меня воздействует, меняет меня на… один вечер. Вот захотелось мне, уважаемая Нинелька, с Вами пообщаться, а общение это очень важно для человека, вот у нас и нашлась общая тема для разговора… А актёр не будет умирать на сцене. И не надо! Пусть он гениально СЫГРАЕТ смерть, а мы, давайте, при этом БУДЕМ ЗНАТЬ, что он всего лишь гениально играет, здорово делает свою работу. Сначала я посмотрел «Метро», высказался так очень ПАФОСНО по поводу этого спектакля, а потом попал в аналогичную происходящему в этом спектакле ситуацию, которой тоже поделился. Конечно, я соображал, как же ПРАВИЛЬНО я должен себя вести в соответствующей ситуации после просмотра «Метро» и своего отзыва на него. Но руководствовался ли я этим спектаклем или поступал так, будто бы никогда его не смотрел? То есть заявив, скажем так, героическую позицию в отзыве на спектакль, должен ли был я повести себя героем в реальной ситуации? А каждый раз ведь свои очень сложные и многогранные обстоятельства, чтобы судить о них объективно. Лично мне показалось, что я довольно разумно и правильно проявил себя, кому-то покажется иначе. Театр не бесполезен и некую свою благородную функцию выполняет. Но глубин человеческого сознания он не затрагивает. Просто потому, что человека меняет только СВОЙ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ. Как бы потрясающе не играла актриса на сцене или в кино беременность и роды, как бы хорошо не был описан подобный процесс в соответствующей литературе, Вы, Нинелька, всё равно не проникнетесь им до тех пор, пока сами это не переживёте. Я посмотрел спектакль, Вы, Нинелька, посмотрели спектакль, обоим он нам очень понравился, вместе под ручку (или не под ручку!) мы пошли домой в хорошем настроении и вдруг в этом хорошем настроении нам захотелось совершить что-то хорошее и МЫ ЭТО СОВЕРШИЛИ! Это здорово, театр безусловно повлиял на нас положительно. Но, повторюсь, лишь на довольно короткий промежуток времени, не меняя наших личностей, что на самом деле тоже, в общем-то, не так уж и плохо. Опять же, дорогая Нинелька, если мы с Вами встретились в театре, нашли общую тему для разговора, а потом полюбили друг друга и родили ребёнка, который вырос и открыл средство от СПИДа, то и в данном случае нельзя сказать, что театр – это плохо. Я и не говорю, что театр – это плохо. Кто вообще сказал, что развлечение – это плохо? И не надо так уж рефлексировать по этому поводу. Дарить людям хорошее настроение – это тоже весьма почётный и благородный труд. А насчёт конкретно моего посещения театров, то эта тема отпала сама собой. Там, где я сейчас живу, театров нет, так что любоваться актрисами я теперь могу только по телевизору и видео. Но даже из своей деревеньки я теперь могу иметь удовольствие общаться с Вами, Нинелька, а случилось это благодаря Молодёжному Театру на Фонтанке! Буду ли я после этого всерьёз проклинать театры? Просто спокойнее надо ко всему относиться, адекватнее, без фанатизма. Игра других людей всё равно не заменит личную жизнь каждому человеку и это надо понимать. Юрий Свищёв.
|
|
| |
Нинелька | Дата: Воскресенье, 19.07.2009, 00:29 | Сообщение # 9 |
Знаток театра
Группа: Пользователи
Сообщений: 437
Статус: Offline
| Quote (Юра) Театр не бесполезен и некую свою благородную функцию выполняет. Но глубин человеческого сознания он не затрагивает. Просто потому, что человека меняет только СВОЙ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ. Как бы потрясающе не играла актриса на сцене или в кино беременность и роды, как бы хорошо не был описан подобный процесс в соответствующей литературе, Вы, Нинелька, всё равно не проникнетесь им до тех пор, пока сами это не переживёте. Я продолжаю вас просить говорить только за себя. Меня меняет не только мой личный опыт. Мое мировоззрение, отношение к религии, любви, людям и тд и тп может поменять спектакль, фильм, книга. Это так. Но при этом знаю людей, которых не меняет и личный опыт. Каждому - свое. Quote (Юра) А актёр не будет умирать на сцене. И не надо! Пусть он гениально СЫГРАЕТ смерть, а мы, давайте, при этом БУДЕМ ЗНАТЬ, что он всего лишь гениально играет, здорово делает свою работу. А это уже зависит от актера и зрителя. Есть те, кто играет, что умирает, а есть те, кто умирает почти всерьез. Есть те, кто во время спектакля постоянно понимает, что это всего лишь игра, а есть те, кто погружается в спектакль и существует в нем. Каждому - свое. Quote (Юра) Игра других людей всё равно не заменит личную жизнь каждому человеку и это надо понимать. С этим я согласна, но ведь мы говорим о другом: о том, как воспринимать театр - как развлечение, как поучение, как средство самовоспитания или как-то иначе.
Когда бездарна пьеса, а актеры - кто в лес, кто по дрова, - не лучше ли убраться из театра?
|
|
| |
nastekkk | Дата: Воскресенье, 19.07.2009, 00:46 | Сообщение # 10 |
Постоянный посетитель
Группа: Пользователи
Сообщений: 67
Статус: Offline
| Quote (Нинелька) Прежде всего, хочу извиниться перед поклонниками Михаила Афанасьевича Булгакова. Дело в том, что для меня не только он является «ничем особенным», но и Лев Толстой и Фёдор Достоевский и всякие-прочие-разные называемые Великими и не называемые таковыми… Юра, извиняться не за что, так как никто поклонником Булгакова там себя, кажется, не называл Лично я всего-то навсего попросила Вас идентифицировать автора весьма забавной цитаты и назвать литературоведов. Последнее уже не обязательно, так как судя по вышеприведенной цитате дискуссия в русле данной темы будет весьма однообразной ![happy](http://s12.ucoz.net/sm/2/happy.gif)
|
|
| |
|
|