Ответы Петра Журавлёва: 1. Помните ли вы свою первую роль (на профессиональной или «любительской» сцене, или, может быть, ещё в детском саду)?
- 1980 год, г. Камышин Волгоградской обл., ( моя малая Родина) Дворец Культуры текстильщиков, кружок ТЮЗ, спектакль-сказка « Зайка – зазнайка», роль – Серый Волк. В кружок ходили маленькие дети и, в основном ,– девочки, но нас с моим другом, Женькой Злобиным, это не смущало, мы страстно хотели быть артистами, а это был единственный театральный кружок в городе. Спектакль был самым настоящим, мы играли его на большой сцене ДК и даже были программки. Двое десятиклассников (Женька – охотник, я – Волк) и много маленьких девчонок, играющих зайчиков, лисичек и прочих живностей – наверное это было забавно! Помню, в спектакле я пел (заранее записанную) песню Волка. А тогда я был страшным поклонником М.Боярского, как раз вышли фильмы «Три мушкетёра», «Мама», т.д., и я не только его хорошо копировал в песнях, но и, вообще, был очень похож на него внешне – длинные волосы на прямой пробор и усы (на счастье, они у меня уже росли). Так вот, мой Волк пел голосом Боярского, и я очень расстраивался, никто не верил, что это пою я – настолько это было похоже.
2. Помните ли вы, что читали при поступлении в театральный?
- Сразу после школы, в 17 лет, я поступал в Саратовское театральное училище. Читал стихотворение Дениса Давыдова (почему именно Давыдова??? – сейчас сам удивляюсь), какой-то короткий рассказ Чехова (какой конкретно – сейчас уже не помню) и басню Наума Альтшуллера – это вообще загадка, видимо хотел удивить приёмную комиссию, вот и выбрал современную басню. После первого тура выяснилось, что у меня маленький репертуар. А откуда я знал, что нужно больше? Я же парень из глухой провинции, готовился сам… В общем, пришлось бежать в библиотеку и срочно учить что-то новое ко второму туру. Что-то подготовил, а вот что – не помню, была страшная нервотрёпка, но всё обошлось и, в итоге, я поступил.
3. Чем вас привлекают роли классического репертуара? Казалось бы, хорошо знакомые пьесы, многочисленные экранизации и театральные постановки, все придумано и сказано... И все равно актеры мечтают о ролях Гамлета, князя Мышкина, Гурмыжской и леди Макбет. Почему?
Какую тему вы бы выбрали для своего моноспектакля?
- Роли классического репертуара – это ,как стены древнего храма, как ствол многовекового дуба… Прикасаясь к ним, ты чувствуешь высоту, глубину и мудрость Времени… Это всегда ответственно, страшно и желанно. Про тему моноспектакля , именно своего, ничего не могу сказать. В любом спектакле, в любой роли можно вскрыть темы, которые тебя волнуют. Я всегда играю про себя, про то, что знаю, или хотел бы узнать, понять, почувствовать.
4. Всегда ли вам нравится роль в спектакле? И как играть, если роль не нравится?
- В основном, артистам не нравятся роли, если они маленькие и если они прямолинейные, т.е. с персонажем на протяжении пьесы ничего не происходит. Ну, с маленькими ролями ничего не поделаешь, хотя есть выражение – «Нет маленьких ролей, есть маленькие артисты», но я бы с этим поспорил. Ведь не должен же артист, выходя с «кушать подано» сыграть НЕЧТО , потянуть на себя «одеяло» и завалить сцену, где есть главные герои? Не должен! А что ему делать? Ничего. Ждать другие роли. А вообще, роль в спектакле не должна не нравиться, это в идеале. Я считаю, если не нравится роль в пьесе, то на это и существует репетиционный период, чтобы сделать её своей, да ещё самой любимой на момент премьеры. Всё зависит от тебя самого. Это как заставить себя влюбиться в неинтересную женщину. Нет неинтересных женщин, есть ленивые мужчины! Ну вот, опять и пришёл к «Нет маленьких ролей…» Смешно! Но как бы это не было банально, я стараюсь жить так. Для меня, репетиция нового спектакля - роман с новой ролью. Этот роман не всегда лёгкий, но всегда заканчивается счастливой «свадьбой» - премьерой! Я всегда люблю свои роли. Но роль – это одно, а есть спектакль, - это другое. Вот спектакли, в которых участвуешь, не всегда нравятся… Но это не моя «территория», за спектакль отвечает режиссёр, это его профессия, я не могу вмешиваться. Поэтому приходится, как на войне, быть солдатом, и защищать свою высотку, свой окоп, свою роль. Ведь, в конце концов, зритель будет смотреть на тебя, и будет говорить плохой ты артист, или хороший. А про спектакль – плохой, или хороший режиссёр. Но всегда хочется, чтобы и спектакль, и твоя роль были интересными зрителю, и, конечно же, самому себе!
5. Ваше отношение к антрепризе?
- Отношение сложное. Я ещё не видел ни одного спектакля, который бы мне понравился. Именно Спектакля. Хорошие артисты в любом материале, в любом коллективе смотрятся хорошо. Но! Спектакль – это не только хорошие артисты, это должна быть команда, а команда, семья, я думаю, может быть только в репертуарном театре. Но я надеюсь, что когда-нибудь увижу интересный антрепризный спектакль.
6. Какую именно роль играете с наибольшим удовольствием?
- Смотри вопрос № 4
7. Как обычно заканчивается день после спектакля? Спокойно ложитесь спать или надо выговориться, с кем-то пообщаться, плотно поужинать, на что-то отвлечься и только глубокой ночью уснуть?
- Каких-то особых ритуалов нет. Конечно, пообщаться, конечно, плотно поужинать, может даже с рюмочкой, а иногда помолчать хочется и есть не хочется. Но уж что глубокой ночью уснуть, а то и под утро – это про меня. Я – сова.
8. Как снимаете стресс после несправедливой критики или обиды?
- Да разными способами… Беседой с близкими людьми. Простой физической работой. Игрой на компьютере. Всем, чем угодно, лишь бы дальше уйти от темы стресса.
9. Хочется ли вам, чтобы вас узнавали зрители при случайной встрече? Или лучше остаться незамеченным?
- Актёрская профессия – одна из самых амбициозных в мире. И я никогда не поверю, чтобы артист не хотел узнаваемости, славы. Кто так говорит - тот лукавит, я думаю.
10. Считаете ли вы себя красивой (красивым)?
- Не урод, и не красавчик.
11. Как вы относитесь к "пробам" в кино, театре?
- Всегда хожу на пробы. А как ещё режиссёру понять, что ты за артист? Правда не всегда удаётся за короткую пробу показать себя, но таковы правила, они для всех одинаковы. Конечно, в идеале, было бы лучше пригласить режиссёра в театр, на свой спектакль. Иногда это удаётся.
12. Если бы сейчас у вас появилось много (т.е. реально много, но с учетом спектаклей, работы и т.д.) свободного времени и денег, что бы вы сделали в первую очередь?
- Съездил бы к родителям, в Волгоград.
13. Если активный отдых - то какой?
- Люблю играть в большой теннис, люблю рыбалку.
14. Какая из гастрольных поездок запомнилась вам больше всего? Почему?
- Я вообще люблю гастроли. Люблю узнавать новые города, страны. Гастроли – это новые впечатления и внутреннее переключение. Поэтому каждая поездка на гастроли для меня радостна и желанна. Мои родители как-то сказали мне, какая у тебя интересная профессия, столько можно повидать! И это действительно так, мы с Молодежным театром уже объездили пол мира. Очень трудно выделить что-то одно. Это была и Аргентина через Амстердам, и Шанхай с китайской Венецией, и сама Венеция – чудо, с Миланом и Флоренцией, и Мадрид с Толедо и Сиговией, а Париж с Версалем и Фонтенбло, Берлин, Варшава, Братислава и ещё много-много всего. Как выделить что-то одно? Невозможно. А российские города? Так радуют сердце! Недавно мы были в Ростове на Дону – прелесть! Новгород – чудо! Про каждые гастроли можно рассказать много интересного и запоминающегося.
15. Какой спектакль из репертуара Молодёжного театра, кроме детских, вы посоветовали бы посмотреть детям младшего школьного возраста (не культмассово, с родителями)?
- Трудно ответить. Я знаю, что наши некоторые артисты иногда вынужденно приводят своих маленьких детей в наш театр, и те с удовольствием смотрят взрослые спектакли. Может потому, что на сцене их родители? А может, и нет. Думаю, дети могли бы смотреть наши спектакли, если бы они были короче. Для ребёнка спектакль, протяжённостью в три и четыре часа – тяжеловат.
16. Ходите ли вы на спектакли в другие театры? Какие из постановок произвели на вас наибольшее впечатление? "Переключаетесь" ли вы или смотрите спектакли глазами актёра?
- Когда есть возможность, всегда хожу в другие театры. Это очень полезно. Вообще, я даже не знаю, что приносит больше пользы – чужой плохой спектакль, или хороший. И то, и другое нужно смотреть. Недавно, когда мы с театром были в Москве, у меня появился свободный вечер, и мне удалось сходить в театр. Это был театр Моссовета, спектакль «Шум за сценой». Мне интересно было посмотреть именно этот спектакль, потому что, буквально год назад, репетировал в Молодёжке в этой пьесе. У нас не сложилось по техническим причинам, и спектакль отложили в сторону. А как они? Получил «удовольствие». Но не буду вдаваться в подробности, это отдельный большой разговор, скажу только, что они другие. Я не расстроился, что потратил время на пустой спектакль, потому что вынес для себя и много полезного. Я в очередной раз убедился , что комедию нужно играть другими мышцами. Не кривляниями и дурными голосами. Впредь так и буду делать. Но это так, для примера. А насчёт переключения – не знаю, я смотрю спектакли и как зритель, и как актёр. Как-то это соединяется, само собой. Ведь, когда ведёшь машину, ты следишь за дорогой и видишь как красиво вокруг. Получается же? Из последних понравившихся спектаклей – «Переводчик Даниель Штайн» Улицкой в театре сатиры на Васильевском.
17. Случалось ли вам экстренно вводиться на какую-либо роль в спектакле? Каковы были ваши ощущения при этом?
- Один раз было такое. Правда , роль небольшая, поэтому особого стресса не испытал. Это был срочный ввод в «Касатку». Буквально за пять минут до начала спектакля выяснилось, что артист не придёт. А я репетировал в репзале. Пикантность ситуации была в том, что ввести в спектакль можно не каждого. В роли нужно играть на гитаре, что не все могут. Да ещё три песни. Нам с Н.Сурковой хватило пяти минут, чтобы найти нужные тональности, ну а остальное …было делом техники. Спасибо музыкальной школе, которую в детстве я, всё-таки, закончил. С тех пор я играю в этом замечательном спектакле, «Касатка». Про ощущения ничего не могу сказать, потому что всё было так быстро, что даже не успел испугаться.
18. Какие качества вы считаете важными, необходимыми для актёра?
- В первую очередь – это талант, без него никуда. А уж потом можно перечислять много качеств, которые складываются в одно – Любовь. Любовь – это и терпение, и труд, и страсть, и вкус, и ум, и … много-много всего.
19. Какие из актерских фобий знакомы вам не понаслышке?
- Мне иногда снится профессиональный кошмар: пять минут до начала спектакля, и за эти пять минут я должен вспомнить спектакль и текст роли, которую играл 25 лет назад. Пять минут растягиваются на всю ночь и превращаются в пытку. Хорошо, что этот сон приходит очень редко!
20. Вы азартны? "Тусовочный" ли вы человек?
- Наверное, азартен. Потому что, если у меня что-то не получается, завожусь и не успокоюсь, пока не получится. Это касается всего, не только профессии. А тусовки я не люблю.
21. Хотели бы вы принять участие в одном из ТВ-шоу (игре)? Если да, то в каком (какой)?
- Не хотел бы. С одной стороны, понимаю, что участие в ТВ-шоу, сразу делает артиста известным на всю страну, а с другой – тот ли это способ для достижения признания? Представьте себе на минуту участие в ледовом шоу Смоктуновского, Борисова, Лебедева, Басилашвили. Как-то не представляется. Я не ставлю себя в один ряд с этими гигантами, но всё же…не гоже.
22. Влияет ли как-то на вашу игру присутствие в зале знакомых, родных людей? Если да, то как?
- Многие артисты не любят, когда в зале во время спектакля сидят родственники или друзья. Не знаю, как это объяснить, но я обожаю такие спектакли. Получаю огромное удовольствие.
23. Видите ли вы во время спектакля реакцию зрителей? Если увидите спящего зрителя, вам это смешно или обидно?
- Во время спектакля я, в основном, не вижу, а слышу зрителей. Это неописуемое счастье – чувствовать дыхание зала, когда зал представляет собой некий единый организм, и он в контакте с тобой. Спящего никогда не видел, но отношусь к этому спокойно, разные бывают ситуации в жизни, иногда хочется поспать совсем в непредсказуемом месте. Наверное, это было бы смешно – увидеть спящего зрителя.
24. Не мешает ли вам фото- и видеосъемка во время спектакля?
- Не мешает, если съёмка без вспышки.
25. Становились ли вы когда-нибудь «жертвой папарацци»? «Обижали» ли вас журналисты?
- От папарацци не страдал, журналисты не обижали. А критики – это отдельная статья.
Ответы Петра Журавлёва на «индивидуальные» вопросы:
1. Как вы поняли, что ваше призвание - театр? Тернистым ли был путь в Молодежный театр?
- Сколько себя помню, с самого раннего детства, хотел быть артистом и всё делал, для того, чтобы это случилось. А насчёт призвания… Когда пять лет не работал в театре, понял, что ничего не хочу и не умею делать, как только выходить на сцену. Путь в Молодёжку, кажется простым, а когда вспомнишь нюансы, то не очень. После школы – Саратовское театральное училище, потом два года в Волгоградском ТЮЗе, и потом, в 1986 году – Молодёжный театр на Фонтанке.
2. Легко ли вас обидеть? Прощаете ли обиды или отношение к такому человеку меняется навсегда?
- Обидеть меня не легко, я не обидчивый, терпеливый. Только бывают, к сожалению, в жизни ситуации… Я просто перестаю общаться, или общаюсь вынужденно, «через губу».
3. Танцевали ли вы так же здорово в ранней молодости? Были ли завсегдатаем танцплощадок?
- На танцплощадке в парке бывал частенько, а в школе не получалось, т.к. на танцах находился на сцене, пел и играл на гитаре в ансамбле.
4. Что хочет мужчина?
- Мне кажется, того же самого, что и женщина – Счастья, Гармонии, Любви. Но у всех, к сожалению, разные критерии этих категорий…
5. Есть ли такой предмет (неодушевленный), который играет в вашей жизни большую роль?
- Конечно в доме всегда есть некие предметы, которые тебе очень дороги, но , чтобы они ещё играли большую роль – нет. В основном, как память о ком-то , или о чём-то. Я как-то переезжал с одной квартиры на другую, в машину погрузили все мои вещи, с собой я взял только документы и деньги. В машине мне места не было, поэтому я поехал своим ходом. Когда приехал на новую квартиру – машины с вещами ещё не было. Её не было через час, через два… Обокрали? И я подумал, а что уж такого там ценного? По большому счёту – ничего. И как только я смирился с потерей, машина приехала, оказалось – пробки.
6. Есть ли у вас любимые и нелюбимые места в Петербурге?
- Я люблю Петроградскую сторону, Петропавловскую крепость. Может потому, что там я прожил почти 18 лет? Когда первый раз приехал в Питер в1982 году, сразу почувствовал, что это мой город, здесь я хочу жить.
7. Какую музыку вы слушаете в тяжелую минуту для поднятия настроения?
- В тяжелую минуту как-то специально музыку не слушаю. Очень люблю Вивальди «Времена года», и просто классику – Бах, Чайковский, Шопен, Скрябин, Дебюсси.