Полный вариант беседы с Александром Рыбаковым, Владимиром Маслаковым и Константином Дунаевским. Константин Дунаевский
Как сложилась ваша группа, как она создавалась?
Если посмотреть на название нашей группы - «МаслаРыбаКости», то естественно, что она начинается с «Масла». Это некая аббреиватура... Маслаков — это наш лидер, идейный вдохновитель, он собственно это всё и придумал. В прошлом году, 23 июня, у него была презентация книжки в Молодежном театре на Фонтанке и, поскольку он давным-давно уже выступает и уже известен в большом кругу исполнителей, ему захотелось сделать небольшой оркестрик. И он с этим подошел ко мне и спросил, что у меня 23 и не хочу ли я ему в этом помочь. Я сказал...ну тогда я ещё не был артистом Молодежного театр, для меня любая работа была...я хватался за всё возможное и конечно я ему согласился с удовольствием помочь. И там был ещё третий парень — Коля Иванов, это ныне студент мастерской С.Спивака, он тогда поступал и тоже нам согласился помочь, сыграть на баяне. Но к сожалени потом он отвалился, потому что естественно на 1 курсе это совмещать нереально с учебой... А к этому моменту, к зиме, Александр Рыбаков демобилизовался из армии...поясню, что это тоже ныне артист Молодежного театра, талантливейший джазовый пианист и не менее талантливый аккордионист. И вот так сложилось наше трио, за которое мы держимся и у которого далеко идущие планы. Мы хотим выступать, хотим расти как музыканты, как артисты и получаем от этого грандиозное удовольствие.
Как складывается репертуар? У вас есь песни и ваши собственные, и на стихи других авторов...
Хороший, очень хороший вопрос. Я поясню. Изначально, когда наше трио оригинального состава сложилось, о котором я сказал, у нас была задача такая — нужно было сделать концерт по Владимиру Семеновичу Высоцкому, к юбилею, в концертном зале у Финляндского вокзала. И мы занимались только этим, мы не трогали Вовкины песни, которых у него очень много и очень хороших, мы занимались Высоцким. Мы сделали 26 песен Высоцкого, и когда мы сделали концерт, мы поняли, что хотим дальше продолжать и стали потихонечку заниматься песнями Володи, которых мы к сегодняшнему моменту сделали около 13, то есть половина концерта в принципе в кармане уже есть. И планируем к юбилею театра сделать полноценный концерт Владимира Маслакова, возможно даже с приглашенными музыкантами... А что касается репертуара нашей группы, есть некие разногласия, потому что Володя — он человек, который воспитан на Высоцком, на Елене Камбуровой, это его ориентиры, его кумиры, Булат Окуджава, Визбор, Галич... Мы же с Сашей люди более современные, мы воспитаны немножко на другой музыке и мы пытаемся в песнях Володи, которые мы делаем...мы пытаемся их делать неможечко...осовременивать, уходить вот от той манеры и делать что-то, ни на что не похожее...и тем самым мы реализуем какие-то наши музыкальные пристрастия. Я например пою в концерте Высоцкого одну песню, «Чужая колея», мы её сделали совершенно по-современному, но при этом я понимаю, чью песню я пою, как это нужно преподносить зрителю. Петь Высоцкого как Дима Билан — естественно, в тебя полетят помидоры и другие предметы, поэтому мы всё-таки стилистики определенной придерживаемся и в принципе мы музыканты не бездарные и если...Вот недавно проходил концерт к 9 мая и мы с удовольствием сделали песни военных лет...и пытаемся в этом во всем выдерживать некий стиль, то есть не делать это пошло, не делаь это вообще, а делать это с четким пониманием, для кого это будет звучать и чтобы это звучало...мы же артисты и мы же не просто играем, мы ещё и какую-то мысль трактуем...в этом во всем глубокая мысль.Вот и всё.
А музыку пишете совместно?
Я приоткрою небольшой секрет, как проходят репетиции...мы трио...Володя приносит песню, она в принципе готова, только с гитарой, на которой он и играет у нас в группе. Мы эту песню с Сашей слушаем и у нас начинает рождаться некая оркестровка,мы тут же придумываем какую партию на клавишах, тут же рождается партия на контрабасе и через 15-20 минут песня в принципе уже готова, как концертный вариант, но мы поняли, что это не предел и из песни можно делать мини-спектакль и вот в эту сторону мы сейчас...то есть возможно мы где-то подпоем..у нас есть песня «Лето минус восемь», где мы всем втроем поем. Возможно, где-то остановка какая-то...То есть мы пытаемся театрализовывать музыку Владимира и тогда это из этого возникает объем, это интересно смотреть в первую очередь, не слушать, приходя на концерт, а именно смотреть — как они это делают, как они поворачиваются, как они отыгрывают и чем больше этого в нашей группе присутствует, тем лучше.
То есть актерское в вашей музыке есть?
Естественно! Если бы актерского в нашей музыке не было, то это всё бы закончилось, ещё не дойдя до концерта Высоцкого. То есть мы хотим расти и у нас есть эта группа, эта группа как лишний тренинг по актерскому мастерству тоже, то есть ни в коем случае мы не воспринимаем это как рок-группу или джаз-бенд какой-то, нет. Мы пытаемся из этого из всего делать какое-то театральное...искать какое-то актерское существование...И это правильно, мне кажется, потому что очень много групп, в России, и в Санкт-Петербурге, и лишь немногие чем-то берут зрителя, я думаю, что они берут зрителя какой-то оригинальностью. Вот мы эту оригинальность ищем и я думаю, что потихоньку она к нас начинает приходить.
Александр Рыбаков
Как образовалась группа? Как вы пришли в эту группу?
Получилось так, что группа...что я служил в армии в тот момент, когда группа начала свою жизнь, и я пришел, когда Костя с Вовой что-то уже пробовали, искали..они меня пригласили или позвали, я не очень помню как это случилось, просто я попал как-то с ходу и всё стало хорошо. Но суть в том, что ещё когда я не ушел в армию, мы с Вовой разговаривали на эту тему и звучала фраза — почему бы не попробовать придумать что-нибудь вместе, либо я на рояле, он на гитаре, как-то попробовать быть вместе...но мы тогда так и не попробовали, мы просто об этом поговорили. А попробовали они с Костей, у них хорошо получилось и я уже после армии я присоединился и мы очень хорошо сейчас развиваемся в плане музыки, радуемся нашему совместному музыкальному существованию
Как складывается репертуар?
Всё дело в том, что когда мы втроем начали репетировать, уже буквально месяц оставался до 25 января, это день рождения Владимира Высоцкого, а поскольку Володя очень любит Высоцкого и много песен играет на гитаре, он предложил сначала попробовать сделать концерт к этой дате. И концерт выпал на 23 января и мы очень плотно засели на репетициях именно над песнями Высоцкого.Поэтому вначале был таккой резкий старт, плотные репетиции и конечно стихи Высоцкого нас в чем-то ограничивали музыкально. У Высоцкого очень сильные стихи и песни, это его песни, это его музыка, наш момент был важным, как мне кажется, в том, как мы эти стихи и эту музыку сейчас понимаем, молодые актеры, как мы её понимаем, вот так нам и надо это выразить в музыке, то есть переложить её, причем при разном прочтении немножко разные смыслы бывают, поэтому мы думали о драматическом...мы не претендовали на профессиональных музыкантов...у нас есть какое-то образование минимальное, но в основном мы актеры, три актера, именно на этом строится наше творчество и мы строим пенсю именно актерски, то есть мы не идем от музыки, мы идем от того, как Володя исполняет песню.Поэтому началось всё с Высоцкого, а потом мы стали пробовать делать песни Окуджавы, мы работаем над песнями Володи, которые он сам пишет. И мы уже здесь пытаемся больше развернутся в музыкальном плане. Был даже такой случай, что пришло время как-то называть группу, и помимо названия МаслаРыбаКости, которое родилось по началу наших фамилий и имен, ничего не было и я предложил придумать песню про МаслаРыбаКости, про то, как контрабас солирует...про нас. Пусть будет такая визитная карточка. И Вова буквально за 4-5 дней придумал песню, мы её сделали как такой своеобразный рок-н-ролл. Но этого бы ничего не было, если бы у нас троих не было желания. Мы периодически где-то играем, нас куда-то зовут... К лету мы должны выпустить первый диск. Летом едем на музыкальный фестиваль во Францию.
Есть у вас свои поклонники? Не вас как актеров, а вас как группы?
К.Д. - Ну я отвечу кратко — у нас достаточно концертов, я насчитал 15 и мы как правило не занимаемся рекламой и не занимаемся тем, кто придет. Но не было ни одного раза, чтобы никто не пришел. Постоянно приходят. Значит, это кому-то нужно. И мы всё делаем для того, чтобы количество люде, которые нас узнают, увеличивалось в геометрической прогрессии.
Владимир Маслаков
Как образовалась группа?
Изначально я уже давным-давно пою свои песни, пытаюсь что-то читать на сцене, стихи, прозу и всегда это делал один, с гитарой. Подошел Костя Дунаевский перед презентацией книги и говорит — а давай мы тебе подыграем на контрабасе. Для меня было полной неожиданностью, как сочетаются контрабас и гитара и мое слабое пение, потому что когда появляются инструменты, уже здесь нужно петь, минимум в ноты надо попадать. А так я сам себе был хозяин, куда хочу мажу, куда хочу не мажу, для меня в песне важнее стих, слово, поэтому очень мало уделял времени муз стороне. И тут вот Костя взял контрабас, мы подключили Николая с аккордионом и уже зазвучала гармония, в которую нужно было попадать и..буквально 4 песни всего у нас было на презентации. Потом просто не оставили это дело, это было перед отпуском, по осени решили собраться, уже не было Коли и тут мы долго искали, кого нам взять, какой инструмент взять, что будет сочетаться с контрабасом и гитарой, пока случай не освободил нашего артиста из армии, из армии вернулся Саша Рыбаков, потрясающий аранжировщик, музыкант. И мы стали потихонечку делать песенки, причем мы... классический если брать ансамбль — контрабас требует ударного, это называется спайка, гитара — ритм, а потом уже можно брать какой-то инструмент...бас, ритм, ударные — классическое звучание всех ансамблей. Но мы умышленно не берем это и не делаем, потому что мы пытаемся музыкой заниматься с драматической стороны. Слово важнее остается. Мы только-только начали и ещё это какие-то пробы, но как я вижу, наверное будет и серьезная музыка, мне бы так хотелось. И сделать сочетание, как совсем недавно родилась песня Пет-я ночь, и буквально недели три назад возник проигрыш, куда я включил ст-е Бродского... И это идеально, когда ребята занимаются музыкой, плюс мой интерес — к слову. Получается такой синтез. Нам нравится. А если нравится человеку, который это делает, то это обязательно кому-то в зале понравится, если это не полная глупость. Хотя и полная глупость, даже нравится ещё больше!
В вашем творчестве вы используете стихотворения двух поэтов — Бродского и Высоцкого, это сочетание не случайно? Оно значит что-то для вас?
Есть музыкальная подложка под стихи Бродского. С песен Высоцкого мы начали. Мы не ставили себе задачу делать под Высоцкого, мы попытались пойти драматическим ходом. Какие-то песни чуть по-другому зазвучали, что-то открылось, что-то потерялось безусловно. Это было интересно. Касаясь вопроса Высоцкий-Бродский...На Высоцком вырос. Бродского сначала не принимал, я дорос до Бродского чуть позже, к концу театрального иснтитута, к 23 годам. Лет в 20 мы с девушкой даже спорили, я говорил — это не стихи, это математика! Она говорила — ты ничего не понимаешь, какая же это математика, почитай! А я прочитал буквально 2 стихотворения и я не понял, не почувствовал и читал я уже с предубеждением, что ну что тут может...Бродский стал уже модным в конце 80-х...А потом вдруг само-собой..Думаю — надо всё-таки почитать, действительно стал читать, это гениальный поэт 20 века, один из лучших поэтов, как он сам говорил — в этой иерархии мест нет. Где-то в году 2000-2002 я попробовал сделать такую вещь — подложить под стихи музыку. Записал диск, какие-то вещи там удачные,какие-то нет... Дорого то, что молодые ребята, дети, услышав, как я читаю эти стихи, покупали диск, слушали и подходили и говорили, что слушают дома Бродского.
Нина Киреева
май 2010 г.