ВОЛНА СТРАСТЕЙ,
СПЛЕТЕНЬЕ СУДЕБ… Часто ли вам удается задушевно побеседовать с любимыми артистами, например, о любви? 11 ноября после спектакля «Лев зимой» состоялась вторая творческая встреча актеров со зрителями в рамках новой акции Молодежного театра «Спектакль месяца». Говорили на самые животрепещущие темы – зрители узнали что-то новое как о театральном процессе, так и о внутреннем мире исполнителей.
Пьесу Джеймса Голдмена «Лев зимой», неоднократно экранизированную и представленную на подмостках, безошибочно можно причислись к величайшим пьесам ХХ века. Сыграть ее героев мечтали многие. Известный советский и литовский актер Альгимантас Масюлис мечтал о роли короля Генриха тридцать лет. Он ее дождался! И незадолго до смерти написал книгу, которая называлась: «Тема: всегда есть возможность». Всегда есть возможность - это последние слова Генриха, произнесенные в пьесе. В Молодежном театре они переведены несколько иначе: «Всегда есть шанс». Шанс все исправить, выбрать иной путь.
Такую тему и предложила для обсуждения ведущая вечера, Ирина Жукова. Но, разумеется, за час общения акценты беседы смещались неоднократно.
Начали зрители с предположений – действительно, был ли шанс у героев пьесы исправить ошибки, сгладить семейный конфликт? Всякие попытки домысливания пресек режиссер спектакля Михаил Черняк - зачем гадать «что было бы…», если пьеса основана на реальных событиях XII века, и о «финишной прямой» каждого из героев при желании можно узнать подробней.
Однако ответы на самые интригующие вопросы, связанные с жизнью главных героев пьесы, Михаил все-таки предложил зрителям.
И они узнали, что легендарный исторический персонаж и правитель Англии Ричард Львиное Сердце и есть тот самый сын Генриха, по пьесе - главный претендент на трон. Узнали, что младший сын Джон, не сомневающийся в своей коронации, действительно взошел на престол, но только после смерти Ричарда в одной из битв. А королева Элинор, удивительная женщина, с именем которой связана целая эпоха, пережила и Генриха, и Ричарда, дожив до 82 лет. Как дороги ей были ее владения! Умерла она, получив известие, что ее любимый замок в королевстве «отбил» французский король Филипп. Зрители уже по спектаклю знали, что Филипп обещал вернуть Франции все свои земли и, как выяснилось, слово свое он сдержал.
Но пьеса – не историческая хроника. События, развивавшиеся 10 лет, мастерски уложены Джеймсом Голдменом в три дня рождественских праздников. Не случайно в Молодежном театре на капустнике по случаю премьеры спектакля «Лев зимой» прозвучали такие строчки:
«И кровавыми слезами
Обливается народ,
Глядя, как одна семейка
Собралась под Новый Год»…
Пьесу без преувеличения можно назвать трагедией, несмотря на открытый финал. Михаил Черняк обозначил на встрече главную линию, которую видит в спектакле – это история двух людей, любящих и ненавидящих одновременно, Генриха и Элинор, короля и королевы, мужа и жены, отца и матери. Зрители с удовольствием подхватили разговор о «самом главном».
Неоднократно королеву Элинор называли эгоисткой, и Алла Одинг не могла не высказаться о своей героине:
- Конечно, эгоистка. Бывает, человек так увлекается, доказывая, что он «круче тучи», что губит отношения. Элинор все подчинила чувствам к мужу, не замечая, как дети отдалились от нее. Но смысл, как мне кажется, в том, что от любви не убежишь, она настигнет, как бы ты не старался ее подавить. Мне было очень интересно разбираться в характере королевы. А самым сложным на площадке было не любить своих детей…
Интересовались зрители и процессом создания спектакля. Михаил Черняк открыл «секрет» распределения ролей:
- Так складывается, что в первый список на мои спектакли Александр Андреев (Джон) никогда не попадает, но вот уже третий спектакль он в итоге оказывается в числе занятых, и я этому рад, - рассказывает режиссер. – Мне вообще очень повезло с ансамблем! Александр Удальцов (Филипп) к моменту распределения был еще студентом. Я даже не знал, как он играет, но увидел его, и мне показалось, что король Франции - именно он. С главными героями вопросов не было: давным-давно я увидел эту пару, Валерия Кухарешина и Аллу Одинг, в спектакле Ефима Падве «Сирано де Бержерак». Они уже тогда были потрясающим дуэтом – Сирано и Роксана. И мне захотелось снова соединить их на первых ролях.
Зрители оценили актерскую работу каждого участника не только аплодисментами, но и теплыми словами. На таком спектакле, как «Лев зимой» зрительская поддержка кажется особенно актуальной.
- В комедиях зал мгновенно реагирует, и играть становится легко, - комментирует Алла Одинг. – В этом же спектакле существовать тяжело – зал замирает, тишина… Ты не чувствуешь реакции. Спектакль сложный, в нем много текста, в который нужно вдумываться. Не всем это под силу и не каждому порой хочется. Иногда люди выходят. Но, если в конце я вижу благодарных, как сегодня, зрителей, для меня это самое главное.
Роман Нечаев (Джеффри) поддержал «королеву-мать»:
- Для меня по внутреннему ощущению этот спектакль самый трудный, в него нужно постоянно вникать, чтобы не дать ему «посыпаться».
И даже режиссер подтвердил, что «самое сложное – некая легкость». Можно было бы согласиться с режиссером, полагающим, что «смотреть пьесу трудно», но тем, кто остался на встрече, трудной пьеса не показалась. Особенно приятно было прочитать на следующий день в гостевой книге Молодежного театра: «Огромное спасибо за спектакль «Лев Зимой»! Впервые посетив ваш театр, поняла, что влюблена в этот уютный зал. Встреча с труппой добавила положительных эмоций». Похожие реплики раздавались и из зала во время вечера.
Так прошла вторая встреча из серии «Спектакль месяца». Многое осталось за кадром этой статьи – общение оказалось плодотворным. И, если на первом обсуждении (спектакль «Жестокие игры») слово чаще брали зрители, то на этот раз актеры активно включились в разговор. Одно сошлось поразительно – зрители не желали расходиться, несмотря на поздний час…
Мария СУКОНКИНА
"Просцениум", номер 19-20 (99-100, ноябрь 2010)