|
"Жаворонок" - Форум - Раз ступенька, два ступенька...
"Жаворонок"
| |
Alena | Дата: Четверг, 07.02.2008, 20:20 | Сообщение # 1 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
|
Жан Ануй
Перевод с французского - Н.Жарковой
Постановка н.а. России Семёна Спивака Режиссер - Андрей Дежонов Режиссер-ассистент - Мария Мирош
В спектакле звучит музыка из произведений И.С.Баха, Г.Бреговича, Г.Ф.Генделя, В.А.Моцарта, К.Матсуи, Р.Коккианта
Премьера - 2001 год
"Есть нечто более сильное, чем все на свете войска: это идея, время которой пришло." - Виктор Гюго
УЧАСТНИК АКЦИИ "СПЕКТАКЛЬ МЕСЯЦА"
|
|
| |
Alena | Дата: Четверг, 07.02.2008, 20:21 | Сообщение # 2 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| В Молодежный театр на Фонтанке меня привел <Жаворонок>. Я услышала про этот спектакль по радио, и меня взволновали слова режиссера, что если у человека есть вера, то он должен держаться ее до конца. Я помнила о своем давнем желании и при первой возможности решила пойти именно на спектакль <Жаворонок>. Всем, кто любит Молодежный театр на Фонтанке, посвящается. На сегодняшний день я уже смотрела <Жаворонка> четыре раза и пойду еще раз. Исполнительница главной роли актриса Регина Щукина в интервью городской газете <Метро> сказала, что спектакль полон гениальных монологов. Действительно, несколько раз, будучи в зрительном зале, я жалела, что не взяла с собой блокнот и ручку - так много там емких изречений, которые хотелось бы записать! <Новейшая история не представляет предмета более трогательного, более поэтического жизни и смерти Орлеанской героини>, - сказал о Жанне д'Арк великий Пушкин. История простой французской крестьянки вновь и вновь волнует нас, теперь уже в интерпретации в недавние времена запрещенного к постановке Жана Ануя, потому что в ней высвечиваются самые сокровенные вопросы человеческого бытия - о смысле жизни, об отношениях человека с Богом, о том, что делает человека сильным. Этот спектакль делает душу более открытой и более чистой. Регина Щукина играет Жанну так замечательно, что трудно себе даже представить на ее месте какую-то другую актрису - настолько она совершенна, одновременно проста и понятна, и в то же время возвышенна. Играющая в других спектаклях героинь эмоционально сложных, обычно более взрослых и, скорее, бытового плана, здесь актриса преображается - она действительно становится шестнадцатилетней девушкой, божественным промыслом назначенной спасти свой народ от врага и погибнуть, преданной этим же народом. Тема, затронутая спектаклем, очень серьезна. Я думаю, художественный руководитель театра народный артист России Семен Спивак, взявшись за постановку этой пьесы, совершил подвиг задолго до подвига Владимира Бортко, а наличие аншлагов на <Жаворонок> доказывает, что народ не быдло с не меньшей очевидностью, чем массовый просмотр сериала <Мастер и Маргарита>. При этом оптимизм Ануя созвучен жизнеутверждающему началу, характерному для постановок Семена Спивака. Я как зритель очень благодарна режиссеру за заключительный задорный танец, смягчающий, но не снимающий трагизм только что происходившего на сцене. Как будто кто-то мягкой рукой вытирает тебе очистительные слезы: Вообще, на мой взгляд, Семен Спивак - мастер по использованию музыки в своих постановках. От музыкальных заставок в <Жаворонке> мороз продирает по коже. По-моему, невозможно, говоря о Молодежном театре, не сказать о Сергее Барковском - наверное, легче сосчитать те спектакли Молодежного, в которых он не участвует, чем те, в которых он блистает. Публика его очень любит, и неизменно его выход сопровождается аплодисментами. Заслуженный артист России Сергей Барковский очень свободно держится на сцене, он остроумен и всегда готов к импровизации. Но под конец я хотела бы сказать о главном. О том, что Молодежный театр на Фонтанке - это наш театр. Он очень петербургский, потому что отражает характер питерского человека - более продвинутого, более повидавшего в жизни, чем жители провинциальных городов, и в то же время не совсем потерявшего связь с необъятной нашей родиной. Театр - искусство коллективное, в этом его преимущество и сложность. Театр начинается с вешалки - вы замечали, с какой любовью работают администраторы, билетерши и гардеробщики Молодежки? Театр - живой организм, и живет не только работой звезд, но и так называемых актеров второго плана и массовки - мне думается, это истинные герои Молодежного театра, создающие его атмосферу, столь притягательную для зрителя. Этот театр - наш, потому что он искренний, он не халтурит, ему можно верить. Молодежный театр на Фонтанке - это всегда праздник. Хочется поблагодарить Молодежный театр за смех и слезы, за возможность на время оторваться от прозы жизни, за то, что он помогает нам понять самих себя. Спасибо! Мы вас любим! (из журнала Неворусь)
|
|
| |
Alena | Дата: Четверг, 07.02.2008, 20:22 | Сообщение # 3 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Из интервью с главным режиссёром Молодежного театра на Фонтанке С.Я. Спиваком: "Пьеса Жана Ануя причислялась к разряду "Интеллектуальной драмы". История постановки этой пьесы - история политическая и идеологическая, о жестокости и кривлянье власти, а я всегда считал, что театр - территория души, а не политики. Поэтому я не любил эту пьесу. Даже не знаю, когда случился перелом, не помню. Наверное, когда второй режиссер Андрей Дежонов, пришёл с идеей постановки и его поддержала Наталья Дмитриева игравшая, в Ленкомовском спектакле Опоркова роль Жанны. Они пришли поздно вечером с текстом. Я ещё раз внимательно вчитался, и работа пошла: пьеса из отталкивающей стала постепенно любимой, потом самой дорогой, самой зовущей и тянущей. Оказалось, что она абсолютно человеческая, и обращена - хотя написана полвека назад - непосредственно к тем молодым людям, которые ежевечерне заполняют наш зал. Этот спектакль о тех, в ком горит огонь творчества, а в любом молодом человеке он горит особенно ярко". Музыкальный руководитель спектакля Иван Благодер привнёс в постановку мощнейший симфонический балкано-цыганский фольклорный фон. Имя ему - Горан Брегович, сербский композитор, соавтор почти всех фильмов Эмира Кустурицы. Порой кажется, что стены театрального зала должны разлететься от страстной, захватывающей слух музыки. Даже если бы плохо играли актёры, спектакль можно было бы смотреть с закрытыми глазами - только слушать. Имя композитора запоминается навсегда, о нём хочется знать абсолютно всё. Из интервью с Гораном Бреговичем во время московских гастролей в апреле 2001 г.: "На Балканах существуют две старейшие музыкальные традиции: религиозная и военная музыка. И большое счастье, что во все эти вещи в какой-то момент были вовлечены цыгане. Традиция духовых оркестров - она, разумеется, идёт от военных. И так повелось, что военные оркестры часто приглашали цыган - просто они могли быстрее других научиться играть на инструментах. И когда эта музыка, которая должна заставлять людей идти на смерть, попала к цыганам, она сразу стала немного другой. У цыган нет дисциплины. Ты предлагаешь им мелодию, даёшь какие-то указания, а дальше они всё делают по-своему. Они просто не способны думать о чём-либо как о вещах, заслуживающих уважения. Это связано с отношением цыган к Богу. У них нет религий - в христианском или мусульманском смысле слова. Они слишком горды, чтобы преклоняться перед Богом. У них с Богом прямые отношения. Так вот, даже военные марши, когда их играют цыгане, становятся в чём-то весёлыми и танцевальными. И эти Военные оркестры стали играть на свадьбах и похоронах. Даже в музыке всё тот же жизненный круговорот". Актриса Регина Щукина, исполняющая роль Жанны Д'Арк, ни в чём на уступает юной Инне Чуриковой в фильме "Начало". У неё совсем другое решение образа. Она играет Жанну как единственную, вернее - как последнюю свою роль. И зрителю приходится отдавать последние душевные силы, когда она из глины, из вязкой трясины "поднимает" сломленных духом мужчин. Семен Яковлевич пишет: "… его поддержала Наталья Дмитриева…". Творческой судьбой именно этой актрисе дано право "поддержать" или "отвергнуть" идею постановки. Она, переигравшая в 60-70-е годы всех джульетт в ленинградском Ленкоме, сыгравшая главную роль в телефильме "Бумбараш", именно она, как никто, чувствующая музыкальную основу сцены, роли, умеющая создать незабываемый пластический образ, обжечь обертонами сильного голоса, она - заняла свое единственное место в Молодежном театре. Лирическая героиня разглядывает теперь роль с позиции философского осмысления. Ее главными средствами стали ирония, сарказм, жесткая графичность образа. И она всегда точно подхватывает настроение партнеров и доводит сцену до совершенства. Наталья Дмитриева безукоризненно играет мать королевы, находя в этом образе несуществующие у драматурга краски. Роль короля Франции, сыгранная Сергеем Барковским - абсолютный бенефис. Озорной, искрометный, витиеватый под "барокко", а порою - марионеточный. И, кажется, как можно, живя в Петербурге, или хотя бы приезжая в Петербург, не видеть этот спектакль? В нем каждая почти роль не мыслима к замене. Есть два великолепных актера - Сергей Бызгу и Ирина Полянская, которые параллельно с С.Барковским и Р.Щукиной репетировали главные роли, но так и не вышли на сцену. И не потому, что не "потянули бы". А просто они сыграли бы новый спектакль в существующей оправе. Могло бы не сростись. 16.11.2006
|
|
| |
Alena | Дата: Четверг, 07.02.2008, 20:24 | Сообщение # 4 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Jumina написала: 3 замечательных статьи о ЖАВОРОНКЕ (извиняюсь, что без ссылок! Не помню уже где нарыла! Но точно - в интернете!): 1) Лица действующие и бездействующие "Жаворонок" Ануя в постановке Семена Спивака в Молодежном театре ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ, как и все другие, Семен Спивак ставил долго и тщательно. Собственно говоря, работу начинал режиссер Андрей Дежонов (что и отражено в программке) с актрисой Ириной Полянской, а в финале ее подхватил главный режиссер театра уже с Региной Щукиной. Так что вопрос: почему режиссер именно сейчас решил ставить эту пьесу? - задавать как-то некорректно. Ясно, что ему пришлось "доводить" постановку молодого коллеги. Хотя после спектакля вопрос этот возникает, и ответ на него найти довольно сложно. Даже если учесть, что на фоне сегодняшних событий текст пьесы звучит удивительно актуально. Почему все люди - от простолюдина до короля - подчиняются этой Жанне? Одной юношеской горячности тут явно маловато. Это достаточно спорная роль - всего лишь вторая в жизни главная роль для ученицы Спивака - молодой актрисы Регины Щукиной. Она играет девчонку из народа, отнюдь не одержимую дяволом или движимую божественным провидением, а руководствующуюся банальным здравым смыслом. Ну, конечно, "голоса" она слышит, но в реальности это происходит, или это лишь ее детская экзальтация - разобраться сложно. Если нужно кого-то убедить, то доводы она находит точные и емкие, как рекламный слоган (недаром Ануй в юности занимался рекламой), примерно так: ты умный, красивый, талантливый, поэтому должен сделать именно так, а не иначе. "Главное - "отбояться" первым, еще до сражения", - учит она короля-ребенка Карла (одна из удачнейших ролей Сергея Барковского), напрочь лишенного мужества и играющего на троне в бильбоке. В тяжелые минуты, когда ее бьют или обижают, она не просто падает на землю, а припадает к земле, будто черпая от нее силу жить и смелость говорить. Вообще нужно сказать, что во многом благодаря изумительным декорациям Эмиля Капелюша спектакль оказался метафоричен и многозначен и в своем режиссерском решении. Зрителю есть о чем задуматься. На сцене - то ли органные трубы полифонического действия, то ли колоннада дворцового зала, то ли клетка бытия, сквозь прутья которой прорывается Жанна. На одной из колонн висит кукла в воинском одеянии и в терновом венце, вероятно, сама Жанна, чья судьба роковым образом уже предрешена. Два колеса у задника сцены - огромное красное "колесо смерти", страданий и разрушений - и поменьше белое, похожее на колесо сельской мельницы или крестьянской повозки - будто два глобальных символа времени. Жизнь страны остановилась, или даже - время истории не движется. Одно, красное, будто кровавый путь большой истории - пожарищ, катастроф и войн. В финале Жанна всеми своими силами, упираясь руками и ногами, пытается сдвинуть с места это зловещее колесо и в конце концов отгоняет его ценою своих мук и смерти. Второе, белое, - символ Франции, застывшей в ужасе от войн и страданий. Его вращает тоже Жанна, но уже с помощью короля Карла, изменяя ход истории. В конце спектакля персонажи застывают в позе остановившихся игрушек, все они марионетки, сыгравшие свои роли в заранее расписанном сценарии жизни. Действующее же лицо должно действовать - совершать поступки, изменяющие течение истории, иначе оно становится лицом бездействующим, уныло плывущим по течению и не способным ничего изменить. Именно о лице действующем получился этот спектакль - о простодушной девчушке Жанне, вначале беспечной и свободной, как жаворонок, а в финале уже сознательно всеми своими силами двигающей вперед колесо истории.
|
|
| |
Alena | Дата: Четверг, 07.02.2008, 20:25 | Сообщение # 5 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Jumina написала: 2) Под колесами любви О чем же эта история про Жанну Д'Арк? Пожалуй, это самый частый вопрос, задаваемый не только критиками, но и зрителями. Вероятно, режиссерам и актерам всегда трудно на него ответить. Зритель должен прийти, посмотреть и все сам для себя решить. Для Молодежного Театра на Фонтанке, в чем не раз можно было убедиться, нехарактерно особо акцентировать какие-то аспекты политики, истории, социального окружения. Да, это есть в пьесе. Но нет этого в спектакле "Жаворонок". Нет и четких границ добра и зла, положительного и отрицательного. Потому как Семен Спивак в своих работах фактически затрагивает одну тему - Человек, его душа, его мир. Так же получилось и в работе с Андреем Дежоновым. Сначала человек, потом война и все остальное. Жаворонок - Жанна (Регина Щукина) просыпается первой, она слышит свою песню, будит всех, с кем сталкивает ее жизнь. Люди просыпаются, чтобы услышать, не песню Жаворонка, а услышать свою песню, услышать себя. Наверное, так, с субъективной точки зрения, можно понять новый спектакль. А может и пьеса об этом? Слышат себя и друзья, и враги Жанны. И, благодаря потрясающей игре актеров, герои меняются. Как поменялась Жанна. И перемены эти радуют, печалят, а то и пугают нас. Но мы видим главное: перед нами живые люди, в чем-то, такие как мы, пусть и относительно далеки во времени. Конечно же, главная движущая сила спектакля - Жанна в исполнении Регины Щукиной. Очень не хочется сыпать избитыми определениями: замечательно, прочувствовано, найден нужный подход, характер и т.п. Зачем? Кто видел спектакль, и так все поймет. Кто еще нет - посмотрит. Было бы желание. Позволю себе такое сравнение, тем более что и в прессе и в разговорах о спектакле подобное все равно, нет-нет, да появится. Когда я смотрел нашумевший фильм Люка Бессона "Жанна Д'Арк", сначала было жаль Жанну, потом жалость исчезла, и показалось: "Так ей и надо!". Не знаю почему. В спектакле "Жаворонок" в Жанну натурально влюбляешься. Она создает движение, мир раскачивается, как раскачиваются в начале спектакля железные трубы на сцене. Клетка рушится. Жаворонок на свободе. И в финале к Жанне не появляется жалости. Все та же любовь и неотвратимость событий. Зато всех, кто остался без Орлеанской Девы, какой ее показала Регина Щукина, не ненавидишь, а именно жалеешь. Что рождает движение в спектакле? Несомненно, любовь. Любовь радует, дарит надежду. Любовь убивает. "Чингисхан и Гитлер купались в крови, но их тоже намотало на колеса любви" В этот ряд смело можно поставить и Жанну Д'Арк. Любовь к Богу, а значит, любовь к людям привели ее на костер. Колесо любви, которое медленно движется по сцене. Или колесо судьбы? Во всяком случае, когда оно становится красным как кровь или огонь, именно Жанна продолжает его движение. Раскачавшая мир и исчезнувшая под колесом любви. Кто-то может быть недоволен тем, что столь серьезная тема разыгрывается на сцене, но при этом действие довольно смешное. Смех и слезы рядом. Как в жизни. Смех - он как песня. Настоящую песню нельзя держать в себе. Позволю себе процитировать Миллера: "Как можно петь, когда рушится мир? Когда все вокруг залито слезами и кровью? Но мученики, сжигаемые на кострах, пели. Они не слышали криков боли. Они пели, потому что полнились верой. Вера и радость, неотъемлемые части вселенной". В этом спектакле как таковых песен нет. Есть великолепная музыка. У каждого своя. Особенно тема Жанны. Разумеется, музыка Г. Бреговича украсит любой спектакль, как украшала она фильмы Э. Кустурицы. Но, когда слышишь в спектакле о Жанне Д, Арк, основную музыкальную композицию ленты "Время Цыган" - Ederlezi, впечатление потрясающее. Легко провести параллели, которые рождают самые интересные и разнообразные ассоциации. Проблематично все рассказать о постановке в небольшой заметке. Хочется сказать о многом - о великолепных актерских работах Сергея Барковского, Натальи Дмитриевой, Романа Нечаева, Сергея Гавлича и других; о сценографии Эмиля Капелюша, о музыкальном оформлении Ивана Благодера. Но лучше сходить в Молодежный Театр на Фонтанке . Услышать и увидеть "Жаворонка".
|
|
| |
Alena | Дата: Четверг, 07.02.2008, 20:26 | Сообщение # 6 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Jumina написала: 3) Между небом и землей Семен Спивак вместе с Андреем Дежоновым поставил "Жаворонка" Жана Ануя - пьесу, неожиданную для репертуара Молодежного театра. "Жаворонок" - драма идей, демонстративное столкновение манифестов. Режиссеры изъяли резюме, оставив лишь точки зрения. Возможные варианты. "Жаворонок" в Молодежном театре - приглашение к размышлению. Мы все учились в школе, мы помним, что Жанна д'Арк боролась за освобождение Франции (некоторые даже знают, против кого), а потом ее сожгли на костре. Мало кто задумывался, стоило ли бороться. В течение четырех часов разные люди на сцене будут мучительно пытаться понять: кому и зачем понадобился подвиг глупой девочки с косичками и открытой улыбкой. А за ними втянутся и люди в зале: действительно, кому и зачем? Человек в ответе за свою судьбу - всегда считал и продолжает считать Семен Спивак. Человек в ответе за всех, кто с ним рядом - считает его героиня Жанна. Движимый высокой целью, ты губишь себя, и потом не взывай к архангелам: ты знал, на что идешь. Ты оторвался от земли, но не достигнешь неба - разве что дымом от собственного костра. Спивак впервые построил на сцене безвыходную ситуацию. Женщина, ведущая на смерть и несущая смерть - образ кошмарный. Печать избранничества - не оправдание и даже не объяснение. Спивак оставляет открытым финал, потому что трагедию подытожить невозможно, можно только сосчитать жертвы. Жанна, какой ее играет Регина Щукина, неуклюжа и боязлива. Ее жесты размашисты, смех слишком громок, представления о мире примитивны, и все, что ей хочется - это сидеть на лугу и вместе с мамой, папой и братом глазеть на летящего в небе жаворонка. Ей совершенно не нужно ее высокое призвание, для нее оно мучительно, но она, в отличие от окружающих, осознает: ни на кого другого перевалить свой крест невозможно. Твердящая без конца о Боге, Жанна кажется чрезмерно наивной, как Золушка на королевском балу. Но, вероятно, не так уж и важны слова, с помощью которых людям возвращается достоинство, военачальнику - мужество, королю - величие, священнослужителю - милосердие. Простодушие не красит вождей. Лишь к концу своей миссии, указанной ей Михаилом Архангелом, Жанна осознает весь ужас содеянного. Тогда она и берет на себя ответственность за войну. Она не вспомнит тех, кого возвеличила, зато хорошо помнит тех, кто погиб на ее глазах. Жанна д'Арк знает, почему она отправилась на костер. Это была хоть слабая, но попытка искупить свою вину перед теми, кого она привела к смерти. В "Жаворонке" Спивак отказывается от привычной ему и родной игровой стихии. Более того, он не создает даже уютной атмосферы для беседы. Здесь говорят не по душам, а о душе. В прежних своих спектаклях Спивак знал, на чьей он стороне. Здесь он в постоянном сомнении, хотя очевидно: как и у персонажей, у режиссера вызывает уважение сознательная гибель народной героини, запутавшейся в собственных призваниях. В сером пространстве покачиваются серые стволы - деревья, за которыми необходимо разглядеть лес. А из-за леса поднимается красное колесо - для каждого колесо судьбы, для всех колесо истории. Оно наполовину скрыто ширмой, и только к концу рассказа мы узнаем, кто его вращает: палачи и герои. Дрожащая, на подгибающихся ногах, подойдет к нему Жанна, соберется с силами и покатит его. Заливаясь слезами, кусая губы, падая, но яростно толкая колесо, которое стало ее костром, ее проклятием. Хотя бы только ради того, чтобы видеть, как эту сцену играет Регина Щукина, мне кажется, стоит смотреть "Жаворонка". А народ, от короля до простолюдина, опять столпится в поле и разинув рты будет любоваться полетом нового жаворонка, вьющегося между небом и землей и не принадлежащего ни земле, ни небу.
|
|
| |
Alena | Дата: Четверг, 07.02.2008, 20:28 | Сообщение # 7 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| lenandana написала: В Гостевой Молодежного театра был неожиданный (для меня) отзыв о "Жаворонке" ( http://mtfontanka.spb.ru/php/gd/guest.php ). В очередной раз поразилась тому, как неодинаково люди воспринимают одни и те же вещи! Не скажу, что это плохо, но вот что мне явно не нравится в подобного рода отзывах - это поучительный тон и какое-то ничем (для меня) не подкрепленное самомнение, плюс преподнесение своего субъективного мнения, словно это истина в последней инстанции. "Бедное музыкальное оформление"... а я с трудом могу так сразу вспомнить, где бы музыка впечатляла сильнее, чем в "Жаворонке"! Она там вообще как еще один актер, который заставляет переживать, сострадать, освобождает и дает волю чувствам, когда сдерживаться уже не то что не хочется - сил нет... У вас бывало когда нибудь, чтобы после какого-то срыва или обиды слезы закипали, но ты их сдерживаешь, и "прорывает" не когда с еще большей обидой или грубостью сталкиваешься, а как раз от чьего-то доброго слова или участия? Из меня хамством слезы не выбьешь, зато от чего-то хорошего запросто могу заплакать. Вот и с музыкой в "Жаворонке" также - она слишком прекрасна и удивительно тонко подобрана, чтобы не затронуть, не усилить впечатление. И одновременно это разрядка, поскольку оставаться в том же напряжении уже невозможно... Учитывая, сколько желающих было узнать и приобрести именно музыку к "Жаворонку", вряд ли это только мое мнение о "музыкальном оформлении" спектакля. Уважение вызывает главная героиня, вывезшая на себе весь спектакль и некоторых его участников То ли похвалила, то ли наоборот... в чем слабость остальных участников - так и непонятно. Даже в детских учебниках по-английскому учат: если есть какое-то утверждение факта, нужно его подкреплять примерами. Но, видно, некоторые и так слишком умные, учебников не читают. "Голливудский ширпотреб" - боюсь, в Америке этот спектакль в "широких кругах" не прошел бы на "ура", но, может, это во мне стереотипы говорят. "Жаворонок" не развлекает, а заставляет думать, в отличие от голливудских комедий или мелодрам (мне многие из них даже нравятся, но изначально настрой - здесь расслабишься, а не подумаешь о жизни и о том, как этот мир устроен). Так что несчастный голос актрисы (Регины Щукиной) пострадал зря. Чтобы публика что-то поняла, необязательно бить её поленом по башке. Надо же, у Регины Щукиной в спектакле несчастный голос! А женщине-автору, видимо, известно лучше, чем другим, что нужно публике. Но я - как раз часть публики, и что мне нужно - известно как раз Семену Спиваку. И не скажу, что меня кто-то бил поленом или что меня раздражали какие-то крики. Если честно - вообще нет в памяти выпадающих из спектакля криков. Но, видимо, "Жаворонок" - это мой спектакль, в нем есть все, что переворачивает душу, и все кажется очень органичным, и юмор тоже. Более того, чем неожиданнее какая-то шутка, тем больше хочется плакать в другие моменты. Как и в "Криках из Одессы", как в "Трех сестрах" - эта игра, вызывающая улыбку и тут же слезы - как шоковая терапия. На одной серьезности, мне кажется, зрителя до такого состояния не довести. В общем-то, это, наверное, можно и с "поленом по голове" сравнить, только не в том смысле, в котором сравнение было раньше. Сила не в крике, сила в энергетике. Тут не в децибелах дело, а в интонациях. В напоре... Ну, поскольку я криков не в тему и не помню (а как раз в энергетике, по моим впечатлениям, недостатка не было), мне даже не поспорить. Меня поражает другое - у человека после спектакля в голове словно игра в крестики-нолики вместо обалденной картины. Я в театр иду не для того, чтобы ознакомиться с фактами из жизни, не за энциклопедической информацией, а за ощущениями. Наверное, это как наркотик - если спектакль "задел", погружаешься в какое-то особое состояние, и хочется потом снова его испытать. И в голову не приходит "здесь надо бы говорить потише, эти стулья заменить бы на другие, кремовые шторы вовсе не кремовые получились"... Это вещи из разных плоскостей, и как они у кого-то пересекаются - я не знаю. Это либо надо специально зацикливаться на том, что бы такое выкопать (зачем тогда ходить в театр? чтобы потом написать что-нибудь неприятное?), или (что не так "криминально") иметь изначально такой подход ко всему - таких людей мне просто жаль, они многое теряют. Хотя, возможное, и многое находят - просто этого уже МНЕ не понять. Главное, что меня возмущает - это пишется от имени ЗРИТЕЛЯ, зрителя в целом, ПУБЛИКИ - значит, в том числе и от моего, раз я тоже зритель. И кто-то там дает советы (хотя в данном случае и советов-то не было), как сделать так, чтобы мне (зрителю) спектакль донести. Нет уж, спасибо, позвольте иметь собственное мнение на этот счет.
|
|
| |
Alena | Дата: Четверг, 07.02.2008, 20:29 | Сообщение # 8 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Обращаясь к жанру интеллектуальной драмы, постановщик спектакля н.а.России С. Спивак виртуозно «прошил» струящуюся ткань откровенно игрового материала современным философским подтекстом. Пьеса-диспут начала 1950-х о Жанне д’Арк, исполненная тревогами Жана Ануя о судьбах Франции, обернулась размышлением о человеческом, личностном призвании каждого из нас. Возможно ли в эпоху тотального компромисса остаться верным себе? Какой ценой дается счастье избранных – внутренний покой осознания своей правоты в отвергающем тебя мире? Поставив перед собой и зрителем ряд непростых вопросов, театр не впал ни в тяжеловесное мудрствование, ни в затертый штамп. Общеизвестная история юной пастушки, ведомой божественными голосами по пути освобождения Франции, органично зажила на новой, современной нам почве. Уловив театральную природу пьесы, режиссер поставил философскую притчу о человеке-творце, художнике – одиноком изгое, творящем свой странный и непостижимый мир. «Жаворонок» – гимн искусству и творческому началу в человеке. Дробная структура пьесы, сложенной из минисюжетов, и атмосфера театра, в ней главенствующая, оказались идеально созвучными режиссуре Семена Спивака. Обживая литературно безупречный, вполне современный текст «Жаворонка», авторы спектакля внесли в него непринужденность импровизации, балансирующей между трагедией и фарсом. Интерпретация главной роли неожиданна: Жанна Регины Щукиной – одна из самых юных орлеанских дев, каких знала история театра. В разочарованиях взрослеющей героини мы невольно узнаем свои болезни роста. «Жаворонок» Молодежного театра парит в поднебесье вечности, но под ним распростерта знакомая нам земля. Пройдя через десятилетия, пьеса растеряла изрядную долю пафоса; театр, подстать времени и нам самим, постоянно снижает его иронией. Молодежный театр не намерен поучать и указывать верный путь. Театр рассказывает о человеке, сохранившем свое лицо – явлении в наше время непривычном, но ценном. Каждый раз, когда Жанна побеждает, сзади выкатывается колесо, окрашенное красным цветом крови (вспомним «Красное колесо» А.Солженицына). В финале маленькая посланница архангела Михаила сама окажется в этом кровавом барабане и погибнет. Нет, режиссура не хочет закончить действие апофеозом коронования Карла в Реймсе, как это сделано в подлиннике Ануя. В небе порхает жаворонок – как знак радости жизни, которая, вероятно, существует, несмотря на войны, костры, религиозные догмы и одиночество. Семен Спивак о спектакле: -Во всех наших спектаклях существует идея «поднятия головы». Я считаю, наше время выбирает в нас не самые светлые черты характера и мировоззрения. Что сейчас востребовано? Хитрость, цинизм, зло, умение обманывать. Наш театр пытается сказать зрителю: несмотря на это, ты еще можешь быть добрым, веселым, открытым, светлым, любящим. Героиня Регины Щукиной была оставлена всеми. Ей нужно обладать колоссальными внутренними ресурсами, чтобы верить в свое призвание. Стоило ей чуть дать трещину, как ее враги смогли победить ее. Отрекаясь от себя, она уже не смогла продолжать жить. Наш спектакль и о том, что, если ты теряешь себя, ты теряешь все. В сущности, профессия режиссера в том и состоит, чтобы поднимать людей, «быть Жаворонком». Ведь режиссер не знает никакой другой жизни, кроме своей, и ставит спектакли про себя. Сергей Гавлич (исполнитель роли Кошона) о спектакле: -Материал сложный, и спектакль с самого начала складывался нелегко, хотя во время читки все было замечательно. Поначалу Жанну начинала репетировать Ира Полянская. И вот появились станки, они очень доброкачественно были сделаны, висели настоящие металлические трубы, и нам предстояло первый раз репетировать с этими трубами. В начале спектакля, когда Жанна в лесу, все это раскачивается, и Ира Полянская, пробуя первый проход, со всем энтузиазмом трубы раскачивала, и одна труба, разлетевшись, ударила ее прямо в лицо. Актрису увезла «Скорая», травма оказалась серьезной. Потом эти трубы поменяли на пластиковые. Это был такой определенный знак, что легко не будет… Но выпуск спектакля не допускал промедления, и Семен Яковлевич из своих студентов выбрал Регину Щукину, она начала репетировать, очень хорошо вошла в роль, так в ней и осталась. Возникла другая Жанна, возник, по сути, другой спектакль, мы искали его ритмические, энергетические параметры, определенный пульс, чтобы действие не казалось длинным. С моим персонажем тоже было сложно. Здесь действовал принцип: играя плохого, ищи, где он хороший. Кошон из тех, которые решают судьбы других людей. Это иезуиты, а они так умеют работать с людьми! И мы стали искать позитив во всем, искать человеческие моменты, чтобы у каждого возникала своя правота, момент открытия. И это придало спектаклю определенную легкость. Когда мы играли спектакль в Москве, было много скептиков, которые сидели и смотрели: ну, что там привезли эти питерцы? А потом нас принимали на ура… (из журнала "Молодёжка" №11)
|
|
| |
Alena | Дата: Четверг, 07.02.2008, 20:37 | Сообщение # 9 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| ЛьДинка написала: Жаворонок. Неприметная птичка, которую не сразу разглядишь среди жухлой травы. Но когда он поет в солнечных лучах свой гимн Жизни, мало кто останется равнодушным. Какой волшебной силой наполнена его песня, заставляющая нас оторвать взгляд от пыли и праха под ногами и устремить его ввысь. К Небу. Так и Жанна, простая, деревенская девушка была наделена удивительной силой, которая вселяла в сердца людей несокрушимую Веру в Человека. Слабая, но такая сильная девушка, твердо верившая в величие прекраснейшего из творений Создателя. Я согласна, во всех постановках Молодежки Человек, его Судьба, его Душа - это центральная линия. И в "Жаворонке" это звучит особенно отчетливо. Во всех монологах Жанна, взывая к тому или иному персонажу, обращается к его лучшим качествам, о которых тот и сам , порою, не подозревает. И дофин становится королем, а войска отправляются в Орлеан, чтобы сбросить англичан в море. Регина Щукина. Я была просто поражена тем, как она вела свою роль, тем КАК она "выкладывалась" на сцене. Это, что называется, 100% попадание в роль. Преобажение бесхитростной девчушки в бесстрашную воительницу, решительно восходящую на костер в конце спекталя....Низкий поклон Регине...Это незабываемо! СБ... я видела его в спектаклях, где он играл "маленьких людей", и когда на сцену вышел Карл...вы меня простите - я онемела от изумления...Так непривычно и так чудесно это было. Умный, но трусливый дофин, прячущийся за маской этакого enfant terrible... Но не это самое восхитительное. А вот когда Жанна узнает дофина, укрывшегося среди свиты - на его лице проносится целая череда эмоций. От удивления и восхищения - до ужаса и, даже, отвращения... и все это в доли секунды... А затем, уговариваемый Жанной, точно так же мечется между страхом и желанием стать по-настоящему Королем... Это здорово! правда, здорово!!! Граф Уорвик... Роман Нечаев... Я теперь не знаю, кто же мне нравится больше в его исполнении. Студзинский в Турбиных, Соленый в Сестрах или этот восхитительный персонаж. Художественное оформление. До сих пор не разобралась, что же означают эти трубы... Почему-то они проассоциировались с набатом, возвещающим о беде...А вот колесо истории, всем своим видом напоминающее колесо пыток, проворачивающееся каждый раз, когда Жанне удается сделать еще один шаг на пути, указанном ей Господом, а в конце спектакля превращающееся в косетр - это очень сильная художественная находка. Музыка. Я ОБОЖАЮ Бреговича, я люблю Нотр-дам-де Пари.. Я считаю, что эта музыка, по своему влиянию, по своей эмоциональной окраске не имеет равных. НО...Видимо это мое обожание мне и мешало воспринимать музыкальное оформление как часть спектакля. Потому что всякий раз, когда звучала "Death" или "Dreams" - перед глазами вставал видеоряд Аризоны дрим Кустурицы... "Время цыган" и "Андеграунд" - тоже присутствовали...Но "Аризону" я затерла до дыр и музыка оттуда - уже в моей крови...Поэтому трудно ее воспринимать применительно к иному произведению. То же самое происходит с "Ave, Maria"... Мдя.. многие знания порождают порою многие печали... "...Я полюбила. и любовь моя так велика. Я боюсь за нее..." и эти слова из головы не выкинешь, а они мешают "чистому" восприятию... Вот такое.. несколько сумбурное впечатление от спектакля. Теперь я понимаю, почему он является одним из самых любимых зрителем спектаклей Молодежки!
|
|
| |
Alena | Дата: Четверг, 07.02.2008, 20:38 | Сообщение # 10 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Безумство храбрых – вот мудрость жизни, или Два «Жаворонка» В июне 2007 года, под самый конец сезона, в Молодёжном театре на Фонтанке в сотый раз сыграли спектакль «Жаворонок» по пьесе Жана Ануя. Постановка Семёна Спивака горячо любима публикой. Зрителям нравится, что Молодёжный театр ставит перед ними серьёзные вопросы, но не пытается выбить из привычного ритма жизни, а, скорее, напротив, старается поддержать. В финале спектакля, даже после ухода героини, энергичный танец утверждает, что несмотря ни на что, жизнь продолжается. Все персонажи молча провожают прощальным взглядом летящего в небе невидимого жаворонка – душу Жанны, а может, гонца нового героя… До недавнего времени в Санкт-Петербурге пьеса Ануя шла только на сцене Молодёжного театра, но во время дипломной декады в Театральной академии появился ещё один «Жаворонок». Теперь их два: сложносочинённый, многофигурный Семёна Спивака – о месте отдельного человека в истории; и короткий, лаконичный Анастасии Анисимовой – о пути к себе. Художественный руководитель «Молодёжки» поставил историю девочки Жанны, которая, однажды услышав голоса, всей душой поверила в свою избранность и благодаря пламенной вере стала частью судьбы Франции. Она почувствовала, что колесо истории начинает делать сперва неспешные, а затем всё более ускоряющиеся обороты. Художник-постановщик Эмиль Капелюш материализовал этот механизм, впервые появляющийся в спектакле, когда, отрекшись от родных, растерянная, одинокая, но сильная Жанна (Регина Щукина), начинает свой путь к спасению Франции. Потом они вращают эту шестерёнку истории вместе с Карлом (Сергей Барковский), а в финале ей это приходится делать одной. Осознав, что не имеет права отрекаться от себя, маленькая Жанна встаёт позади огромного деревянного колеса и, преодолевая себя, начинает его толкать. А тем временем в правом краю сцены покоится другое колесо – маленькое, словно упавшее с оси крестьянской телеги. Как судьба Жанны, превратившейся из простой крестьянской девочки в Орлеанскую деву, переставшей быть членом своей семьи, но ставшей частью Истории. В игровом пространстве спектакля существуют два плана, которые в переломные моменты действия становятся единой реальностью: передний, где разыгрывается жизнь Жанны, вроде такая обыкновенная; и задний, отгороженный чёрным занавесом – где вращается огромное колесо. Маленький человек не может изменить истории, но может стать той силой, которая ускорит её ход. В постановке Анастасии Анисимовой история отходит на второй план. Выпускницу режиссёрско-актёрского курса Ю.М.Красовского интересует превращение Жанны из сумасшедшей упрямой девчонки в личность. Для своего режиссёрского опыта, в котором заняты выпускники разных курсов: Ю.М.Красовского, А.С.Шведерского, В.В.Норенко и артист Владимир Черных, она взяла ключевые сцены пьесы – этапы, которые героиня проходит на пути к себе. Худенькой, невысокой, похожей на мальчишку Жанне (Яна Савицкая) голоса дарят веру в себя. Рассказывая об этом на допросе заносчивому Варвику (Владимир Антипов), она рисует белым мелом на чёрном занавесе крылья Архангела Михаила, прислоняется к колышущейся ткани – и теперь уже у неё за спиной два больших крыла, которые будут помогать преодолевать непростые испытания. Это и игра в кошки-мышки с похотливым Бодрикуром (Владимир Черных), из которого она при помощи лести, хитрости, настойчивости своими маленькими цепкими ручками вылепляет союзника; и вселение уверенности в заикающегося, застенчиво натягивающего белую сорочку на колени дофина (Владимир Роговский); предательство и отчаяние, а как следствие – отречение под напором невозмутимого, расчётливого Кошона (Павел Сергиенко)... Вместо тюремной решётки – верёвочная сетка, в которой бьётся гибкая фигурка Жанны. Звонкоголосая птица поймана. Спасённая от смерти, но потерянная, она остаётся наедине с очаровательным Варвиком. Язвительный, нервный на допросе, он теперь лирично, задушевно рассказывает о своей невесте, о предстоящей счастливой, беззаботной жизни в Англии. Во взгляде Жанны проскальзывает тень тоски по тихому человеческому счастью... Но не она ли совсем недавно задорно отплясывала под залихватские напевы кельтской волынки, получив от Бодрикура помощь? Не она ли уверенно разучивала движения этого танца с робким Карлом? Да, именно она, и тогда она была собой! Для замужества и воспитания детей достаточно и других девушек… Во взгляде широко раскрытых глаз снова появляется решительность, и теперь смерть ей не страшна, потому что смелая крестьянская девочка обрела себя – бесстрашную Жанну д?Арк! Как и в постановке Семёна Спивака, в «Жаворонке» Анастасии Анисимовой нет пафоса, но есть юмор, благодаря которому Орлеанская дева становится почти обыкновенной резвой девчонкой с распущенной косой, которая лихо увёртывается от приставаний Бодрикура, крепко держит за руку колеблющегося Карла и жалеет пожилого Кошона. От других Жанну отличает только колоссальная внутренняя сила, благодаря которой героиня Регины Щукиной помогает остановившемуся колесу истории сделать решающий поворот и продолжить свой ход, а героиня Яны Савицкой утверждает, что даже такая хрупкая и на первый взгляд слабая девушка способна на многое. В Молодёжном театре «Жаворонок» идёт уже шесть лет, в Театральной академии его ещё только выпустили, и дальнейшая судьба спектакля пока не ясна, что очень грустно, потому что учебные работы такого уровня появляются нечасто. Анна Ушакова, студентка театроведческого факультета СПГАТИ. Из газеты "PRO-Сцениум" № 11-12 (август 2007) Интересно было бы посмотреть вторую постановку - и сравнить её со спектаклем Молодёжки...
|
|
| |
|
|