[22-03-2007] Санкт-Петербург: спектакль Молодежного театра на Фонтанке «Мистер-Твен — только для взрослых» отметит юбилей
Юбилейный 200-й спектакль «Мистер-Твен — только для взрослых» пройдет на сцене Молодежного театра на Фонтанке в четверг, 22 марта. Моноспектакль заслуженного артиста России Михаила Черняка существует в репертуаре с 1990 года. Артист под фортепианный аккомпанемент Елизаветы Ливанской читает сатирические рассказы знаменитого писателя, и перед зрителями проходит целая галерея твеновских чудаков.
«На протяжении всех этих лет к спектаклю не ослабевает внимание публики», — отметили в театре.
Спектакль получил Гран-при Всероссийского фестиваля моноспектаклей в Перми (1991) и приз зрительских симпатий на фестивале моноспектаклей в Геленджике (1992).
22 марта зрителей ждет праздничный концерт и театральный капустник, в котором примут участие известные актеры Петербурга – Александр Баргман и Ирина Полянская, заслуженный деятель искусств России Юрий Томашевский, рок-музыкант и поэт Михаил Башаков исполнит свои песни, а Владимир Маслаков – песни Александра Галича и Владимира Высоцкого.
Михаил Черняк: "Наш театр отличается от других тем, что ориентируется не на философию и сомнительные эксперименты, а на зрителя. Он очень душевный и близок самым разным людям. Атмосфера у нас всегда очень теплая и домашняя". http://bnss.spb.ru/issue22/theme13.htm
22 марта в Молодежном театре состоится праздничное, двухсотое представление моноспектакля «Мистер Твен – только для взрослых». Об этом событии мы беседуем с заслуженным артистом России Михаилом Черняком.
-Кому принадлежит идея спектакля «Мистер Твен только для взрослых»?
-Идея спектакля принадлежит моей учительнице Марии Иосифовне Давыдовой. Она была человеком известным в кино- и театральных кругах нашего города, в своё время даже определявшим художественную политику и репертуар многих театров Ленинграда - Петербурга. Её хобби было готовить к поступлению в театральный институт мальчиков и девочек. У Марии Иосифовны было много учеников, самый известный – Юрий Богатырёв. Узрев во мне искру, она меня подготовила к поступлению и потом «творчески руководила» мной до конца своей жизни. Почти все её идеи я так или иначе воплотил: это спектакли Молодёжного театра «Мистер Твен - только для взрослых», «В полночный час, в эпоху Возрожденья», «Анекдоты XX века», «Своя семья, или замужняя невеста», «Стакан воды», «Ночь ошибок», «Любовные кружева» … Она была первым режиссёром постановки, но её имени нет в афише. Есть имя режиссёра Аллы Азбукиной, которая помогала выпускать спектакль на сцене «Приюта комедианта» – там он был впервые показан в 1990 году. Мария Иосифовна тогда уже была пожилым человеком, не выходила из дому.
-Как Вы считаете, почему спектакль так долго живёт?
-Он живёт на энтузиазме, прежде всего, на моём. К тому же, это - уникальный материал, который не идёт больше ни на одной сцене Санкт-Петербурга! При имени Марк Твен все в первую очередь вспоминают о «Томе Сойере». А ведь он автор огромного количества произведений, с потрясающим чувством юмора. Замысел спектакля возник из одного рассказа, написанного в 1861 году, который называется «Людоедство в поезде». В России тогда только ещё отменялось крепостное право, а Марк Твен уже предсказал и отобразил со всей иронией, юмором и поразительной точностью то, что мы сегодня называем «предвыборной грызнёй». К этому рассказу – он в спектакле второй по счёту – примкнули все остальные. Спектакль живёт и благодаря композитору Марату Камилову, которого, к сожалению, тоже уже нет. Он написал потрясающую музыку, а Виктор Большаков – тексты песен. Эстафету Марата Камилова перехватила очень мною любимая Лиза Ливанская, которая сейчас занимается бизнесом, но приходит в театр, чтобы аккомпанировать в двух спектаклях: «В полночный час, в эпоху Возрожденья» и «Мистер Твен только для взрослых». Так что,- благодаря её энтузиазму – тоже. За шестнадцать лет существования спектакля в нашей стране сменился целый ряд общественно-политических эпох, и каждой из них он созвучен, потому что это Марк Твен.
-Как менялся спектакль с течением времени?
-Этот спектакль потерпел сокрушительный провал на премьере в «Приюте комедианта». Не было ничего скучнее, страшнее, зануднее, тяжелее, чем «Марк Твен – шоу» – как он тогда назывался (мы решили, что это название будет созвучно бывшей тогда популярной американской программе «Маппет-шоу»). Когда мы его выпускали, спектакль был перегружен. Все песни, которые там есть, я не только пел, но ещё и танцевал,- это было очень тяжело. Но с течением времени мы спектакль облегчили, от многого отказались. Потом он стал идти очень редко, и я понял, что в «Приюте комедианта» спектакль никому не нужен. Я попросил Семёна Спивака прийти посмотреть, и мы решили, что «переселим» постановку на сцену Молодёжного театра. Как-то раз летом кто-то заболел или уехал, и решено было сыграть « Марк Твен–шоу» в экспериментальном порядке. Всё прошло очень хорошо, и спектакль оставили на сцене Молодёжного театра. Когда мы его переносили, очень помог Семён Яковлевич Спивак, который мощной режиссёрской рукой корректировал спектакль. Потом мы сменили название на «Мистер Твен - только для взрослых»: чтобы зрители не ждали «шоу» и не ожидали увидеть на сцене детскую историю про Тома Сойера. Смена имени, кстати, тоже помогла спектаклю расти и развиваться дальше…
-Как меняется восприятие спектакля зрителями с течением времени?
-Иногда спектакль проходит очень здорово. Так было в прошлый раз, поскольку приближались выборы. Второй и третий рассказы в спектакле про это – про чёрные PR – технологии, про то, как и люди, и целые средства массовой информации поливают друг друга грязью. Находясь на пике подобных событий в жизни, публика над этим очень смеётся в театре... Мне кажется, если бы в обществе происходили другие процессы, спектакль был бы просто забавной сказкой.
-Вы думаете, люди стали бы ходить на «забавную сказку»?
-Они ходили бы развлекаться, знакомиться с творчеством Марка Твена, с творчеством артиста Михаила Черняка, а сейчас кроме Марка Твена, кроме Черняка, они получают ещё что-то. Они острее понимают, благодаря «увеличительному стеклу» театра и Марка Твена, в каком обществе живут, что за процессы в нём происходят. Я хотел бы когда-нибудь оказаться в Америке и положить цветы на могилу Твена, как я сделал, когда был в Праге и положил цветы на могилу Аркадия Аверченко. Эти два писателя оказали сильное влияние на мою актёрско-режиссёрскую жизнь.
-У спектакля «Мистер Твен только для взрослых» есть награды…
-Этот спектакль произвёл дикий фурор на фестивале моноспектаклей в Перми в 1991 году! Я тогда ещё был никому не известным молодым артистом. Нас с Маратом Камиловым поселили в ужаснейшую гостиницу. Но как только мы сыграли спектакль, нас сразу переселили в гостиницу получше: вокруг нас стали ходить на цыпочках, потому что мы взяли главный приз. Вокруг нас начался бум. Российское телевидение сделало программу про спектакль, которая снималась в Молодёжном театре. Нас пригласили в Геленджик на другой фестиваль моноспектаклей, где мы взяли приз зрительских симпатий…
Двухсотый спектакль «Мистер Твен только для взрослых» на сцене Молодёжного театра на Фонтанке станет сюрпризом для зрителей. Он идёт в одном действии, а в этот раз будет сделан антракт, после которого состоится концерт. В нём согласились принять участие Юрий Томошевский, который был художественным руководителем «Приюта комедианта», когда спектакль рождался; поэт и рок-музыкант Михаил Башаков; известный петербургский артист Александр Баргман и артист Молодёжного театра на Фонтанке Владимир Маслаков.
Интервью с Михаилом Черняком в газете "Утро Петербурга" (от 31.08.2006г.):
«Ночь ошибок» с Михаилом Черняком
У каждого зрителя есть свой герой, любимый артист, свой Роберт Де Ниро, Майкл Дуглас, Леонардо Ди Каприо, наконец, от одного присутствия которого на экране или сцене просто дух захватывает. Для меня таким вот любимым героем стал петербургский актер и режиссер Михаил Черняк. Именно он открыл мне в свое время потрясающий Молодежный театр, где он предстает трогательно-нежным князем Бельским в «Касатке», играет, по отзывам критиков, буквально на грани фола самовлюбленного Бригеллу в «Короле-олене» и появляется сразу в трех моноспектаклях всегда разный, яркий, запоминающийся, остроумный и ироничный. Мы встретились с Михаилом Черняком сразу после открытия сезона в Молодежном театре на Фонтанке.
- Михаил, что интересного ожидает зрителей в новом сезоне?
- В августе мы отметили десятилетие спектакля «Ночь ошибок». Это большой праздник, солидная дата, серьезный срок для спектакля. В театрах обычно отмечают сотый, двухсотый спектакль. Двухсотый мы уже отметили, теперь предстоит десятилетие... «Ночь ошибок» - потрясающий спектакль, суперкомедия, в которой убойные комические ситуации перемешаны с безграничной любовью, она включена даже в программу творческих вузов по истории зарубежного театра. За эти годы всякое было в жизни спектакля, не было только одного - пустых залов.
- Изменился ли спектакль за эти годы?
- Менялся только состав артистов. Если что-то меняли, то по мелочам. Но по мелочам спектакль в нормальном живом театре (а мы имеем наглость и смелость считать себя таковым) разный всегда. Конечно, постоянный зритель мог бы сказать, что спектакль очень изменился. Появились зоны импровизации, ведь это комедия дель арте, она дает огромную возможность для импровизаций. Я как режиссер против этого, но бороться сложно - сам материал располагает. Бывало, «Ночь ошибок» превращалась в балаган, и ничего, кроме хохмы, в ней не было. Тогда я устраивал артистам скандал, звал художественного руководителя театра Семена Спивака, и мы общими усилиями приводили спектакль в порядок. Бывали и гениальные взлеты в жизни спектакля. В общем, мы прошли через все, кроме равнодушия публики.
- Скажите, как долго может жить спектакль?
- По-разному. «Трехгрошовая опера» в нашем театре шла шесть лет, «Своя семья, или Замужняя невеста» идет 14 лет. Это зависит от разных факторов. Случается, что человек, играющий главную роль, уходит, и бессмысленно вводить на эту роль другого артиста. Сложно представить, что случится со спектаклем «Стакан воды», если уйдет Сергей Барковский, - спектакль надо будет закрывать. Какие муки испытывал Семен Яковлевич Спивак, когда артист Воробьев ушел с роли Алексея Турбина в «Днях Турбиных»! Но тем не менее постановка идет, она интересна публике...
- Кто определяет срок жизни спектакля?
- Это складывается само собой. Естественно, важны мнение режиссера, зрительская реакция - зритель, как говорят, голосует ногами. Ну и, конечно, актеры, которым интересно играть. В «Ночи ошибок» юных двадцатилетних героев играют 35-летние артисты, но зрители прощают это театру. Мы пока спектакль держим, играть его всем нравится, это «вкусный материал».
- Что вы планируете поставить и сыграть в этом сезоне?
- Я приступил к репетициям супергениальной пьесы, дай бог соответствовать, - «Лев зимой» драматурга Голдмена. Это пьеса об английском короле Генрихе Втором эпохи раннего средневековья. Под этим правителем была огромная империя, он владел Англией, Францией. Это было то время, когда на одном историческом «пятачке» собралось невероятное количество сильных личностей: Генрих Второй, королева Элеонора, Ричард Львиное Сердце, король Франции Филипп Август. Примерно так, если бы у нас в одно время жили Иван Грозный, Петр Первый, Екатерина Вторая.
И еще я много лет мечтал вывести на сцену легендарную пару - Аллу Одинг и Валерия Кухарешина. Сейчас они вновь сойдутся на сцене в роли двух противников - короля и королевы. Премьеру собираемся показать зимой.
- Сложно ставить в театре, где главный режиссер Семен Спивак?
- Провокационный вопрос! Система Спивака - мощная художественная система, это режиссер с определенным театральным языком. Я ученик Семена Яковлевича, хотя он не был моим прямым учителем (я заканчивал курс у Корогодского), но считаю, во многом наши позиции схожи. К тому же я сам играю в спектаклях Спивака: в «Касатке» и «В полночный час, в эпоху Возрождения». Последний спектакль один из самых жестких по режиссуре.
- Вы в Молодежном театре играете три интересных моноспектакля. На ваш взгляд, это актуальный жанр, не кажется ли он тяжелым для современного зрителя?
- Нет, просто их сложнее играть, не за что спрятаться - нет партнеров, антуража, только один артист и зритель.