-«Ночь ошибок» – одна из самых гениальных комедий мировой драматургии, неслучайно ее изучают в театральных вузах: она включена в программу по истории зарубежного театра! Это - блестящая комедия положений, с потрясающими характерами, острыми ситуациями, классический образец комедии. Поэтому актерам «вкусно», «сладко» в этом участвовать, игровой материал доставляет огромное удовольствие. Конечно, сменился ряд исполнителей в спектакле, хотя два человека остались неизменными, это Владимир Маслаков - молодой Марлоу, и Геннадий Косарев – мистер Хардкэстль. Менялись исполнители, но сохранялось решение. Когда актерам доставляет большое удовольствие играть, то зрителям доставляет не меньшее удовольствие это смотреть. Спектакль мы выпускали с большими муками: не было денег, на каждом шагу возникали проблемы, а получился хит на несколько сезонов. Это было совершенно неожиданно, хотя теперь-то я понимаю, что такой результат, в общем, был заложен, потому что подобралась прекрасная молодая компания. И материал такой выигрышный, яркий… Очень много споров, азарта вокруг него возникало… И хотя мы «в муках рожали», но когда, наконец, родили, то поняли, что создали истинный праздник для зрителя. Великолепной была работа художника Андрея Губина, такая точная находка - зонт, утонувший в карте Англии, словно в болоте, и поросший мхом; посмотрите: он как своеобразная эстрада, нависшая над зрителем, как сцена, и в то же время - в нем люди живут… Михаил Воробейчик - это просто театральный костюмный гений! Совершенно изумительная музыка и очень хорошие песни были написаны Маратом Камиловым, они в спектакль не вошли, и мы придумали еще один удачный ход, когда песни исполняются в антракте, поэтому спектакль и в антракте как бы не прекращается.
И вот прошло десять лет, сейчас уже можно оглянуться назад и понять, что все эти составляющие были очень убедительными, точными находками, и они соответствовали пьесе!.. Блестящая комедия, праздник для зрителя, для актеров, для режиссера, - все это превратило спектакль в хит, по-моему, никогда пустых залов на нем не было, доходило до смешного, когда сидели девочки, поклонницы, в центральном проходе и прежде актеров произносили какие-то смешные реплики, которые они уже выучили наизусть. При всем этом у меня возникало немало трудностей со спектаклем, у меня с ним очень сложные отношения, потому что иногда, временами, он превращается в «балаган», становится пустым, по этому поводу мы периодически очень сильно «сражаемся» с актерами. Пьеса замечательна еще и тем, что там много любви, эмоций, душевных затрат. А если актеры убирают душевные затраты, убирают лирику, любовь, спектакль превращается в плоский балаган, в эдакую «развлекуху» на один вечер… Так что сложной жизнью живет «Ночь ошибок». Но живет! Мы недавно сыграли двухсотый спектакль, 29 августа (2006г.) отметим его десятилетие. Это, наверно, и для города приятное событие, не всякий спектакль держится в репертуаре 10 лет. Хотя у нас есть и постарше: «Своя семья или Замужняя невеста», вообще в 1992 году поставлена!..
-Пожелаем долголетия и новой вашей работе! Почему вы остановили выбор на очень известной пьесе Джеймса Голдмена «Лев зимой»?
-Я первый раз прочитал ее очень давно, она сразу меня поразила. На мой взгляд, это одна из гениальных пьес, которые ХХ век оставил человечеству. Потрясающая история, напряженная, драматичная. Давно я на нее «зуб точил», но что-то все не совпадало, и сам я, наверно, не был готов. Сейчас, мне кажется, мы дозрели до этой пьесы, и у нас в театре есть, кому ее играть. Дело в том, что когда-то Валерий Кухарешин и Алла Одинг выходили вместе в главных ролях на одну площадку, в одном спектакле, который стал легендой Молодежного театра. Это «Сирано де Бержерак», очень многие этот спектакль помнят и помнят эту пару. С тех пор они во многих спектаклях участвовали, но ни разу больше не оказывались партнерами в главных ролях, не было такого. И вот прошло лет 20, они по-прежнему красивые, замечательные, еще более талантливые артисты, и родилась идея вывести их на площадку опять в паре, только в другом материале. Тем более, что и он, и она могут такой материал играть. Король Генрих и королева Элинор - это сложнейшие две роли, острейшие, драматичные, временами трагичные, временами комические, и вот артисты вновь сойдутся в этом «дуэте – дуэли», даст Бог, все состоится, зимой мы планируем спектакль выпустить. А пока репетируем…
В Петербурге завершились съемки фильма "Технология"
30 июня (2007 г.) киностудия "SL-Studio" завершила в Петербурге съемки фильма "Технология". Картина стала дебютной работой режиссера Вадима Дуленко в кино. До этого, что характерно для российского кинематографа, он занимался клипмейкерством и компьютерной графикой. Можно сказать, что Вадим Дуленко и продюсер Сергей Кабаргин, создавали студию специально для съемок — идея создания студии родилась одновременно с замыслом "Технологии", работа над которой требовала павильона с внушительным парком техники. "Технология" обещает быть одновременно философской трагикомедией и экшном.
"Жанр не поддается строгому определению. Элементы боевика, детектива, приключенческого кино сочетаются в "Технологии" с чертами трагикомедии, фильма-исповеди, философской притчи", — рассказывает Вадим Дуленко. Сыграли в фильме Евгений Славский, Вадим Франчук, Ромуальд Макаренко, Михаил Черняк, Борис Соколов.
По сюжету, гениальный ученый изобретает лекарство от всех болезней — "Каротин-6", а затем становится случайной жертвой бандитской разборки и погибает прямо на глазах 12-летнего внука Севы и его друга Кости. Сева посвящает свою жизнь тому, чтобы разобраться в дедовских исследованиях и отомстить за его смерть. Костя — человек более прагматичный — уезжает в Германию, но, услышав призыв друга помочь, возвращается.
Мишеней для отмщения у молодых людей целых три: криминальный авторитет Пикассо, которому и предназначалась пуля; его незадачливый киллер; корыстолюбивый и недалекий директор НИИ, которой при жизни Севиного деда не смог оценить изобретение по достоинству.
Будут в картине и отечественные представители мира криминала, и китайская мафия, и российские спецслужбы, и вертолеты, и взрывы, и сложные трюки. Непросто, оказалось, например, сбросить машину со стометровой высоты, да так чтобы она упала в нужную точку, а съемочная группа внизу осталась жива и здорова.
Несмотря на обилие признаков жанра action создатели картины настаивают на том, что это будет скорее жанровой игрой и пародией, а глубинная суть "Технологии" — человеческая и философская. Выйти в прокат картина должна весной 2008 года.
«Просто смейтесь», - призывает зрителей Михаил Черняк - исполнитель моноспектакля "В полночный час, в эпоху Возрожденья…", в основу которого положены французские эротические новеллы XIV - XVI веков. Артист поведает о пикантных случаях из жизни бывалых соблазнителей и непорочных девиц. Но блюстители нравственности не должны пугаться. Они не услышат со сцены ни вульгарности ни пошлости. Истории и песенки в интерпретации Черняка выглядят целомудренно и смешно. Все желающие позабавить себя старинными любовными интригами смогут познать «главное житейское правило» - чтобы хорошо жить, надо веселиться. Режиссер-постановщик Семен Спивак.
Мультик "Смешарики" Пин, Лосяш, Копатыч - Михаил Черняк
Пин - Изобретатель-самоучка, гениальнейший пингвин всех времен и льдин. Виртуоз в своих железных изобретениях. Он из груды металла может собрать все, что угодно, и это «все, что угодно» будет как угодно работать. Результат предугадать практически невозможно. Но для Пина главное не результат, а процесс. Он будет творить и изобретать, работать и работать, и когда-нибудь прославится за самое великое изобретение в мировой истории!
День Рождения – 9 августа. Любимая игра – конструктор. Любимый вид спорта – летать на самолете. Озвучивает: М. Черняк
Лосяш - Рассеянный ученый, живущий в мире философских теорий. В отличие от Пина прочитал много научной литературы и стал настоящим (или почти настоящим) ученым. Любит покачаться в гамаке с хорошей книжкой, но при этом не забывает смотреть за движением звезд и предсказывать будущее. Наш философ умеет предсказывать не только будущее, но и погоду. Не всегда, конечно, он дает точные прогнозы, но где не бывает погрешностей?
День Рождения – 25 мая. Любимое созвездие – Большая Медведица. Любимый род занятий – чтение. Озвучивает: М. Черняк
Копатыч - Неутомимый огородник и садовод. Экспериментатор и любитель генной инженерии. Добродушный, отзывчивый и целеустремленный. Именно Копатыч выращивает самую сладкую морковку для Кроша и вкуснейшую сочную вишню для пирогов Кар-Карыча.
День Рождения – 8 октября. Любимое растение – только что его посадил и еще не придумал название. Любимая игра – лото. Озвучивает: М. Черняк
Актеры "Если честно, то озвучивать мультики иногда бывает сложнее, чем выступать на сцене. Потому что на сцене ты сам двигаешься, сам открываешь рот, сам огорчаешься или радуешься – а здесь нужно угадать, как это будут делать нарисованные герои. Это непросто, но ужасно увлекательно". http://www.smeshariki.ru/ru/cartoon/authors/chernyak
Заслуженный артист России.
В 1985 году окончил актерско-режиссерский курс ЛГИТМиК (курс З.Я. Корогодского).
Играл в Молодом театре: "Ночь после выпуска" (Игорь Проухов), "Пеппи Длинный чулок" (Томми), "До третьих петухов", "Снежная Королева" (Северный Олень, Кай), "Удар" (Молодой человек), "Маугли" (Дикобраз Саги).
С 1991 года работает в Молодежном театре Режиссер - постановщик спектаклей Молодежного театра: "Своя семья, или Замужняя невеста", "Ночь ошибок", "Стакан воды".
Совместно с Семеном Яковлевичом Спиваком работал над спектаклем "Любовные кружева" ("Женитьба Белугина").
Выступает в моноспектаклях "В полночный час, в эпоху Возрожденья..." автор и исполнитель моноспектакля "Мистер Твен - только для взрослых" 1996 год - «Ночь ошибок» Оливер Голдсмит, режиссер Михаил Черняк (Сэр Чарльз Марлоу) 1999 год - «Касатка» Алексей Толстой, режиссер Семен Спивак (князь Бельский) 2006 год - "Король - Олень" Карло Гоцци, режиссер Геннадий Тростянецкий (Бригелла)
Работы в кино и телесериалах: "Улицы разбитых фонарей", "Тайны следствия", "Агентство "Золотая пуля". "Все золото мира" "Холодильник и другие"
Радио: Был автором и ведущим воскресной музыкально-развлекательной программы "Отдушина" на СПб радио. До декабря 1996 года был автором и ведущим юмористической программы "Холодная восьмерка" (радио "Балтика").
Представьте себе человека с хорошим вкусом и потрясающим чувством юмора, который при этом почти не улыбается. Представьте себе, что он полноценно и усиленно трудится как минимум в пяти местах. Представьте себе, что он никогда и никуда не торопится, потому что в его сутках сорок восемь часов. Представьте себе, что у него приятный голос, пользующийся огромным спросом у изготовителей рекламных роликов. Представьте себе, что этот человек никогда не выходит из себя, и потому общение с ним превращается в праздник. А теперь не спрашивайте меня, в каком романтическом сне привиделся мне этот нереальный герой. Такой человек существует. Его имя - Михаил ЧЕРНЯК.
В его дипломе о высшем образовании наверняка что-то написано. Например, "Артист драматического театра и кино". Только это неважно. Потому что человек этот был, есть и, по-видимому, навсегда останется "Черняком из Молодежного театра", где бы что бы он ни делал. Его имя, его образ, его существование намертво связаны с театром в Измайловском саду, где он и актер, и режиссер, и глава капустников, и душа общества, хотя и забежал только на минутку.
Михаил Черняк был обворожителен в "Мещанине во дворянстве". (И продолжал бы обвораживать, если бы спектакль не был "съеден" школьниками и не ушел из репертуара.) Сцена встречи учителей, нанятых господином Журденом, всегда была одной из самых популярных в "Мещанине". Черняк играл Учителя танцев. Кудрявый, восторженный, шустрый и преданный высокому искусству, которое, с его точки зрения, представлял, этот Учитель больше минуты спокойно усидеть не мог. Он входил в раж, подпрыгивал, помавал руками, вставал в позы, произносил монологи и очевидно был одержим идеей служения прекрасному. С серьезнейшим лицом он демонстрировал восхищенному работодателю "образчик самых изящных телодвижений" - танец в собственной постановке, напевая какое-то несуразное "пурум-пам-пам-пам:" А танец этот больше напоминал утреннюю зарядку, украшенную непристойными элементами. Но Учитель так старался представить свое мастерство в лучшем виде, так трепетно гордился своими танцорами, так старался обучить неуклюжего заказчика, так яростно набрасывался на Учителя фехтования, защищая дело своей жизни, и так искренне распевал "Gaudeamus", - что глаз от него отрывать не хотелось.
Или, например, Михаил Черняк очарователен в "Касатке" - одном из самых популярных сегодня спектаклей Молодежного театра. Он играет как раз того князя, какого написал автор и в существование которого поверить практически невозможно, - милого, приятного, слабовольного и слабохарактерного, подержанного, вызывающего материнскую нежность и человеческую жалость. Он любит цветочки, птичек и трепетных барышень. Его можно увести за собой на веревочке, - чем молодые женщины по очереди и занимаются, - и он пойдет, преданно глядя на свою покровительницу. Он из тех дворян, которые искренне верили, что булки растут в лавках, а деньги прилетают сами. Живи такой князь в деревне постоянно - он бы ходил в поле к мужикам, спотыкался о плуги, уворачивался от лошадей и громко восхищался бы природой и жизнью. И мужики бы не раздражались, не мечтали поджечь имение, а усмехались бы понимающе, глядя на размахивающего руками и то и дело устремляющего глаза к небу князя: "Чудит барин:"
Есть такая форма искусства - моноспектакль. У него есть старейшины, мэтры, а есть мастера. Так вот, Михаил Черняк - мастер. Он одним из первых в Питере - не столько для самореализации, хотя и для этого тоже, сколько для выплеска энергии - сделал моноспектакль под броским и непривычным тогда, десять лет назад, названием "Марк Твен-шоу". Потом как от "шоу", так и от всего названия пришлось отказаться: даже школьные учителя не все в курсе, что Марк Твен написал не только "Тома Сойера", и что детей не обязательно водить толпами на спектакль якобы "по школьной программе". Теперь спектакль называется "Мистер Твен - только для взрослых" и давно уже включен в репертуар Молодежного театра. Четыре твеновских рассказа объединены одним героем - условным ковбоем, младшим братом рекламного Ковбоя Мальборо, также не имеющего прямого отношения к пастушьему ремеслу.
Шляпа, джинсы, шейный платок и клетчатая рубашка - образ свободной натуры, мечта свободомыслящего человека конца советской власти. Бездельник с приятной внешностью, не обремененный ни семьей, ни службой, идет по жизни приплясывая, улыбаясь и делая открытые жесты. Он совершает самые разнообразные глупости - от баллотировки в губернаторы до редактирования сельскохозяйственной газеты, - и хотя очевидно, что ни к какому делу он не приспособлен, он опять же вызывает исключительно положительные эмоции, как и все прежние герои Черняка. Потому что человек, который со смертоносной убедительностью наглядно может доказать неизвестному оппоненту существование различия между арбузной лозой и дынным кустом, всегда приятен в общении.
Другой моноспектакль Черняка, "В полночный час, в эпоху Возрожденья:", на первый взгляд мрачен и лаконичен. Черное пространство, белые стулья, черное одеяние артиста - сразу видно, что речь о Мрачном и Далеком Прошлом. Но хулиганская сущность спектакля "продается" понимающим людям с первых же минут - когда исполнитель под видом опоздавшего зрителя осторожно, бочком, вдоль рампы пробирается в зал на глазах у изумленной публики и мнет в руках программку собственного спектакля. "Эротические новеллы Возрождения" в исполнении Черняка приобретают оттенок: свежесочиненных, наверное, только что на сеновале в качестве байки подслушанных и принесенных благодарной публике. Ни тебе надрыва, ни надлома, ни сомнений во вкусе. Зритель уходит с ощущением приятнейшим образом проведенного вечера:
Кто, кто и почему мог подумать, что Черняк - режиссер? Зачем ему это понадобилось? Кому бы пришло в голову, что в нем действительно столько энергии? Без него не обходилась половина спектаклей репертуара, и внутритеатральный капустник без него не то что был не в радость - просто не мыслился. А ему все было мало, и он поставил спектакль.
Михаил Черняк открыл петербургской публике имена драматургов Шаховского и Хмельницкого, современников и соавторов Грибоедова. Более того, он едва ли не первым за много лет выпустил на сцену водевиль - прелестный и непритязательный жанр. "Своя семья, или Замужняя невеста" пользовалась огромной популярностью - в силу милоты сюжета (тогда еще не показывали по всем телеканалам латиноамериканские мелодрамы) и глубокой положительности всех без исключения действующих лиц. Каждого режиссер наделил персональной песней - кого маршем, кого мазуркой, кого романсом, - специально написанными для этого спектакля. Каждому дал возможность несколько минут побыть главным героем. Удовольствие получили и исполнители, и публика. Тезис художественного руководителя и наставника, главного режиссера Молодежного театра Семена Спивака о том, что цель театра - поднимать душу и придавать людям жизненные силы, Черняк разделяет и поддерживает.
У Черняка-режиссера вкус такой же хороший, как у Черняка-человека. Он уж если берет что-то ставить, то это не замысловатая пьеса без начала и конца из жизни инопланетян. Это хорошая, даже отличная драматургия, из серии "хорошо сделанных пьес", с сюжетом, героями, злодеями (которые в конце непременно тоже оказываются добрыми и чуткими людьми), неожиданными поворотами ситуаций, пятью пудами любви и хэппи-эндом.
Черняк поставил знаменитую "Ночь ошибок" - из староанглийской жизни, построенную на нелепицах и путаницах. Потом - не менее знаменитый "Стакан воды" Скриба, где не было ни гнусных интриг, ни борьбы за власть, ни каверзных подлогов, а была только любовь во всех ее видах - глупая, страстная, неистовая, тайная, наивная: Черняк населяет свои спектакли людьми красивыми, смелыми, нереальными, сказочными, и хотя сказки эти для взрослых - как некогда для взрослых оказался мистер Твен, - взрослые в них нуждаются не меньше детей. С жизненным опытом приходит и разочарование в человечестве, и истории из красивой жизни, сочиняемые Черняком, способствуют выращиванию и обихаживанию в себе доброго и вечного.
Не так давно Михаил Черняк соединил два своих пристрастия и поставил моноспектакль. Молодой актер Молодежного театра Роман Рольбин играет в режиссуре Черняка спектакль "Чтоб жить, хоть мысленно, опять..." по лермонтовской поэме "Мцыри". Большеглазый беглый послушник горного монастыря (про которого мы в пятом классе выучили, что он бился с барсом, и забыли его трагическую судьбу, как страшный сон) получился трогательным и пугливым, как олененок. Он, похоже, и сам не понимал, как его угораздило победить дикого зверя, провести ночь в лесу и наутро еще восхититься грузинской красавицей. И впервые, кажется, стало понятно, что можно умереть от избытка чувств. Романтично? Безусловно. Сказочно? Само собой. Но так задумано.
У меня получается какая-то мистическая фигура, Оле-Лукойе. Разумеется, Черняка, как любого нормального человека, окружает быт, простая жизнь, сопряженная со множеством обстоятельств и затуманенная главной проблемой: на что эту жизнь обустраивать. Все артисты всегда бегают по халтурам. У Черняка халтура постепенно превращается в еще одну, причем очень серьезную работу. Он ведет программы на радио "Ностальжи". Он записывает рекламные ролики самого разнообразного содержания как на радио, так и на телевидении, и судя по тому, что окружающие уже стонут, услышав его голос, ролики он пишет для хороших фирм, у которых много эфирного времени. Он постоянно что-то репетирует; если он не репетирует, он вынашивает идею очередного проекта.
И во всем своем бурном существовании он каким-то образом ухитряется сохранять мало свойственную нашему времени человечность. Именно он устраивал и организовывал минувшей зимой вечер памяти Марата Камилова - композитора, своего любимого соавтора, аккомпанировавшего "вживую" и "Марк Твен-шоу", и "Полночному часу:", написавшего музыку к большим спектаклям Черняка. Человек, который умеет благодарить и отдавать долги чести, достоин исключительно уважения:
Чем же все-таки занимается Михаил Черняк? Проще сказать, чем он НЕ занимается: он не водит реактивные самолеты и не укладывает асфальт. В остальном я не уверена, за остальное не поручусь. Где работает Михаил Черняк? Везде. В любом доме его голосом не говорят только утюг и холодильник. Где найти Михаила Черняка? Где ищешь, там и найдешь. Друзья и знакомые видят его на Невском в Прозрачной студии "Ностальжи", где он в прямом эфире в очередной раз рассказывает людям об искусстве. В это же самое время другие друзья и знакомые встречают его у Молодежного театра, куда он как раз идет играть спектакль. Третьи друзья и знакомые тогда же встречают его, но он идет репетировать в достаточно удаленном от родного театра месте. И если в этот момент позвонить ему домой - он снимет трубку.
Вы вправе не поверить, возмутиться и напомнить, что чудес не бывает, что мой герой - все-таки человек, что он должен жить обычной жизнью. Я соглашусь. И все равно не буду удивляться, если одновременно увижу Черняка на сцене и услышу в прямом эфире. У театра свои секреты. Некоторые из них имеют имя.