|
Спивак Семен Яковлевич - Форум - Раз ступенька, два ступенька...
Спивак Семен Яковлевич
| |
Alena | Дата: Понедельник, 25.02.2008, 19:08 | Сообщение # 1 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| СПИВАК СЕМЁН ЯКОВЛЕВИЧ Народный артист России ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЁР И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ МОЛОДЁЖНОГО ТЕАТРА НА ФОНТАНКЕ День рождения - 14 июня В ноябре 1989 года Молодёжный театр возглавил Семён Яковлевич Спивак - один из самых одарённых, "магических" режиссёров города на Неве. В Молодёжном началась блистательная эра Семёна Спивака. У него обострённый слух, особенная художественная чуткость: мало кто в современном театре смог создать столь притягательную лирическую атмосферу. Его спектакли, поставленные по классическим пьесам, поражают новизной прочтения. В самом безнадёжном и мрачном он находит светлое и доброе. В противоборстве добра и зла, по его мнению, и заключен путь человека к совершенству. Тонкая жизнь духа, внимание к внерациональному началу в человеке, раскованность формы - главные приметы режиссерского стиля Семена Спивака. Театр Спивака отличает особая доверительная интонация. Здесь не обличают, а понимают каждого, не бьют наотмашь, а мягко и грустно иронизируют. Молодежному театру на Фонтанке, знавшему разные времена, присуще непреходящее качество - жизнеспособность. В нем всегда кипела творческая работа, сохранялось актерское братство. Все спектакли Семёна Спивака отличаются яркой художественной формой. Изысканная образность, динамика мизансцен, красота ракурсов предают его спектаклям особую выразительность и остроту. Особая магия спектаклей мастера заключается в абсолютной органике актёров, вдохновенно и ослепительно легко живущих на сцене и существующих в своих ролях. Спивак - великолепный театральный педагог. В его театре работает выпестованная им высокопрофессиональная труппа, в 1999 году пополнившаяся выпускниками его актёрско-режиссёрского курса Санкт-Петербургской Академии Театрального Искусства. Здесь нет "четвёртой стены", и заряженный актёрской энергетикой зал посылает на сцену ответный влюблённый отклик. Молодёжный театр на Фонтанке (а именно так он стал именоваться при нынешнем Художественном руководителе) - один из самых популярных в городе. По результатам опроса, проведённого в 1998 году, зрители назвали его одним из самых любимых. В том же году Семён Спивак был объявлен одним из 16 лучших петербуржцев: ему была вручена ежегодная премия "Люди нашего города" в номинации "Лучший режиссёр". КУПИТЬ КНИГУ "НЕСКУЧНЫЙ САД СЕМЕНА СПИВАКА"
|
|
| |
Alena | Дата: Понедельник, 25.02.2008, 19:21 | Сообщение # 2 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Svoboda написала: Художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке. На днях открыл новый сезон Молодежный театр на Фонтанке. В ближайших планах — «Три сестры» Чехова, пожалуй, самого востребованного в Петербурге автора. Вот Москва гремит современной драматургией, авангардом, молодыми драматургами. А в Петербурге же даже Молодежный театр предпочитает классику. Почему? Рассказывает главный режиссер Семен СПИВАК. Против времени — Еще когда несколько лет назад мы выпустили булгаковские «Дни Турбиных», высоко оцененные и зрителями и критиками, я подумал, что самое страшное — остановиться в развитии, поэтому в голову и пришел Чехов. Тем более все говорят, что это наш автор, ведь театр работает на стыке драмы и юмора. …Мне кажется, что Чехов машет рукой людям таким же, как он: мягким, не очень волевым, не очень упертым, не очень тщеславным. А в его время, как и сейчас, в моду входили люди бойкие, нахрапистые. Мы ставим спектакль, идущий против времени, несовпадающий с ним. — Не пугает, что Чехова ставят очень много? — Ну, во-первых, сердцу не прикажешь. Во-вторых, в Питере не очень много Чехова, а в Москве Чехов мне нравился редко, потому что он ставился умно, концептуально, сухо. Мы же пытаемся идти через атмосферу, через отношения. — А что с современными-то пьесами? — Ну разве можно сказать человеку: «Вот замечательная женщина, люби ее, целуй ее». Не откликается душа! Мне кажется, современная драматургия по большей части депрессивная, злая. Как книжки, которые сейчас выпускаются: «Я стерва», «Как стать ведьмой». Неудобно теперь даже произнести: «Я добрый, мягкий», но именно эти определения я бы отнес к нашему театру. Я вот жду, когда же какой-нибудь драматург напишет пьесу, которая и ему будет помогать жить, работать, любить, смотреть на небо — что и является жизнью… Тогда у нас и появится драматургия, а сейчас только модные направления. Но мода проходит. Пьесы на злобу дня чем опасны? Когда пар улетучивается, остается злоба. Как выбираешь пьесу: если читаешь — и не можешь уже не ставить. А если думаешь, поставлю-ка я современную пьесу, то хорошего не получится. Ум в искусстве ничего не стоит, не весит. Только чувства. Интуиция. Об авангарде хочу сказать! Вспомним историю, к примеру, французских импрессионистов — их же не признавали, считали никем. Недаром они делали выставки «Салона отверженных», были бедны, их картины не покупали. У нас же авангард очень моден, на спектаклях полные залы, создателям текут деньги. Мне кажется, это надуманный авангард, ненастоящий. Театр не официант — Сейчас появились модные актеры, известные по сериалам. Почему бы не делать спектакли в расчете на них? Публика пойдет, театр заработает деньги. — К нам публика и так идет. А на ваш вопрос еще Товстоногов ответил, он говорил, что театр не может работать официантом по обслуживанию артиста. У театра есть свои планы, творческое направление. Известным должен быть театр. Мне кажется, у нас это присутствует. А так как труппа состоит из личностей талантливых, никто никому не подыгрывает, то артист знает, что не в этом сезоне, так в следующем получит главную роль. Кстати, я понял для себя градацию между популярностью и славой. Это разные вещи, а у нас пока они совпали: популярный — значит классный. Не всегда. — Но вы не против, если артист много снимается? — Артист в театре получает такую маленькую зар-плату — чуть больше трех тысяч рублей, даже имеющий звание и личностный рост, — что у меня рука не поднимается запрещать. Но вот великий Олег Борисов в книге «Без знаков препинания» на вопрос, какое главное качество для артиста, ответил: сообразительность. То есть мудрость. А талант поставил на второе место. Это я к тому, что если человек много снимается и ему собственная популярность сшибает башку, то у него нет сообразительности, что это ведь не вечно. А вот у Наташи Сурковой, которая становится все более известной, особенно после фильма «Свои», есть мудрость, которая ее балансирует. …Где-то вычитал, для чего человеку нужна личность. Чтобы он понимал, что рядом живет другая личность, больше ни для чего. Сотый заместитель — Вы семь лет работали еще и в Москве, в Театре им. Станиславского. Продолжите сотрудничество со столичными труппами? — Мне сейчас от петербургских дел не оторваться, от московских решил отдохнуть, хоть и зовут в Театр сатиры. Семь лет разрывался между двумя труппами, многое приобрел, но и многое потерял. — Вы когда-то сказали, что петербургские режиссеры интереснее, чем «везде». И сейчас так считаете? — Это было сказано интуитивно, но после моих слов стали немножечко обращать внимание на наших режиссеров, немножечко ценить их. В Москве же любого более-менее успешно поставившего режиссера холят и лелеют. …Я думаю, главное для художника — человеческие качества. Одного только профессионального роста в творчестве недостаточно. — Это относится и ко всему театру? — Театр — это такая лечебница. Есть религиозная форма поднятия души, когда люди идут в храм, а театр — светская. Мы не просто ставим хорошие спектакли, мы даем зрителю надежду, у нас есть идеология, которая и нам помогает. — Идеолог — вы? — Идеолог, я думаю, там (показывает наверх), я только сотый заместитель. Но есть вечные законы. Когда-то великий английский режиссер Питер Брук сказал, что законам театра человека можно выучить за один день, а законам жизни мы учимся всю жизнь. http://www.teatralka.com/oldversion/table7-33.html Фотографии с сайта SpbLife. info
|
|
| |
Alena | Дата: Понедельник, 25.02.2008, 19:22 | Сообщение # 3 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Семён Яковлевич Спивак во время празднования юбилея Молодёжного театра (25 лет; 2005 г.) в Измайловском саду. С.Я.Спивак и Михаил Черняк
|
|
| |
Alena | Дата: Понедельник, 25.02.2008, 19:26 | Сообщение # 4 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Marina написала: Спектакль "Три сестры". http://www.arlekinspb.ru/news/mol.html http://www.blogslov.ru/date.php/2005/10/21/21_03-24-39.xml Ставить сегодня классику, особенно Чехова – задача не из легких. Вполне справедливо, что драматургией Чехова, его полутонами, настроениями и бессюжетностью проверяется мастерство не только актеров, но в первую очередь режиссера. Услышать и суметь выразить, донести до зрителя тонкие, почти неуловимые чеховские мотивы – поступок, требующий, по меньшей мере, смелости. Молодежный театр, давно зарекомендовавший себя приверженцем классической драматургии, выбрал одну из самых неоднозначных и загадочных пьес драматурга – «Три сестры». Возможно, именно поэтому Спивак расставляет в спектакле неожиданные акценты, и даже в интерпретации такого канонического текста, как «Три сестры», обманывает ожидания зрителя. Ставя Чехова, как некогда и шекспировского «Отелло», он по-прежнему верен своей основной режиссерской идее, которую можно выразить шекспировскими же словами: «нет в мире виноватых». http://mtfontanka.spb.ru/pro_stceniym/07/08.htm
|
|
| |
Alena | Дата: Понедельник, 25.02.2008, 19:27 | Сообщение # 5 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Семён Яковлевич на бенефисе Валерия Кухарешина в Молодёжном театре:
|
|
| |
Alena | Дата: Понедельник, 25.02.2008, 19:28 | Сообщение # 6 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Marina написала: Молодёжный театр не знал безвременья: эстафету его подхватывали лучшие мастера режиссуры. В 1989 году театр возглавил Семён Спивак, с 1986 по 1989 годы руководивший драматическим ансамблем "Молодой театр" при Ленконцерте. Смотреть спектакли этого коллектива в зетерянный на окраине театрально-концертный зал "Время" ездили со всего города. Артисты "Молодого театра" органично влились в труппу Молодежного. Репертуар пополнился нашумевшими постановками. "Дорогая Елена Сергеевна" по пьесе Л.Разумовской была знамением переломных 80-х - долгожданным эстетическим шоком. Современно звучал "Удар" В.Розова. А "Танго" С. Мрожека стал живой легендой Молодежного театра на Фонтанке и звездным часом режиссера Семена Спивака. Спектакль идет по сей день, собирая полные залы. С приходом С. Спивака началась эпоха лирико-философских спектаклей. Классические пьесы "Мещанин во дворянстве" Ж.-Б. Мольера, "Гроза" А. Н. Островского, "Трёхгрошовая опера" Б. Брехта, прочитанные режиссером "от противного", по принципу "во всех злых искать добрых", неизбежно вызывали острую полемику. Но, замешанные на христианских принципах всепрощения, завоевывали все возраставшую зрительскую любовь. Потом были знаменитая "Маркиза де Сад" Ю.Мисимы - философский спектакль о борьбе добра и зла, "Крики из Одессы" И.Бабеля - спектакль необычайного драматического накала; нежная, изысканная "Касатка" - абсолютный лидер зрительских симпатий. "Дни Турбиных" М.Булгакова и "Жаворонок" Ж.Ануя открыли новый этап размышлений режиссера о призвании человека на Земле… Последняя премьера театра - постановка пьесы Ж.Кокто "Священные чудовища" - явилась художественным исследованием феномена театральной игры на сцене и в жизни, своеобразным опытом изучения психологии творчества. Театр Семена Спивака прошел эволюцию: путь от душевности - к духовности. Обращаясь к сложной драматургии, режиссер адаптирует ее для массовой аудитории, всегда удерживаясь в категориях искусства. http://sofit.spb.ru/ru/objects/index.php?id=37
|
|
| |
Alena | Дата: Понедельник, 25.02.2008, 19:29 | Сообщение # 7 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Svoboda написала: Интервью с С.Я.Спиваком: "Зрители Милана и Мадрида смеялись и плакали в тех же местах, что и наши"
|
|
| |
Alena | Дата: Понедельник, 25.02.2008, 19:31 | Сообщение # 8 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Marina написала: http://www.tvlur.ru/index.php?id=794 Театр расположен в Измайловском саду, театральной Мекке начала ХХ века. В нем всего 300 мест, размеры сцены, используемые технические средства скромны, но здесь отсутствует как таковое понятие рампы, что определяет стиль отношений между актером и зрителем. Сюда на хороший спектакль попасть гораздо труднее, чем в громкие наши театры с легендарными, знаменитыми актерами, в которых отстаивают свои позиции приверженцы "академического фундаментализма". Основным достижением театра является его зритель. Здесь это – студенческая молодежь гуманитарных ВУЗов. Важнейшим из средств воздействия театр считает музыку, поэтому необыкновенно сильна эмоциональная составляющая многих постановок. Семен Спивак, художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке, народный артист России: "Несмотря на то, что живем в сложное время, мы стараемся оставаться в жизнелюбии. Пытаемся заразить нашего зрителя жизнью, вкусом к ней. Все наши спектакли - всегда немного сказки. Но что, как не сказки, все великие фильмы, книги? В каждом из нас живет ребенок, который ожидает, что ему расскажут сказку. Мы не ставим жизнь, а пишем стихотворение о жизни. И наш разговор со зрителями всегда честный и открытый. Ведь мы играем в двух шагах от него. В Молодежном театре не любят "умных" спектаклей. Просто умный спектакль так же, как и только умный человек, никому не интересен. А интересен человек живой, чувствующий". http://bnss.spb.ru/issue22/theme13_1.htm
|
|
| |
Alena | Дата: Понедельник, 25.02.2008, 19:32 | Сообщение # 9 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Интервью с Семёном Яковлевичем в газете "Утро Петербурга": Волшебное таинство режиссуры Спектакли Молодежного театра на Фонтанке давно и вполне заслуженно пользуются успехом у самых изысканных зрителей - тех, кому интересны духовные и материальные аспекты жизни: гармония взаимоотношений, философия, религия, проблемы других людей. Театром, который в свое время возглавляли такие талантливые петербургские режиссеры, как Владимир Малыщицкий и Ефим Падве, руководит ныне один из самых одаренных мастеров нашего города Семен Спивак. С 1989 года он - главный режиссер, а затем и художественный руководитель Молодежного. С гостем нашей редакции народным артистом России Семеном Спиваком беседует обозреватель по вопросам культуры Владимир Дмитриев. Спивак, тонко чувствующий духовное начало в человеке, глубинный смысл его существования, волшебным образом проникает в суть произведения, колдует над сюжетом, замешивая его на таинстве режиссуры, и создает очередной театральный шедевр. Его спектаклям, отличающимся яркой художественной формой, выразительностью и остротой, присущи в то же время мягкая ирония, изысканная чувственность, неожиданные воплощения мизансцен и образов. Сегодня в театре идут напряженные репетиции. Михаил Черняк обратился к известному произведению Джеймса Голдмена «Лев зимой». Семен Спивак ставит «Дон Кихота» по пьесе Михаила Булгакова. И если премьера «Льва зимой» намечена на конец апреля, то выпуск «Дон Кихота» подоспеет, вероятно, только к открытию нового сезона. - Семен Яковлевич, ходит молва, что вы можете бесконечно долго репетировать свои постановки? - Наш великий учитель Станиславский репетировал по пять лет, поэтому год или полтора - это не срок для работы над спектаклем. Знаете, есть такая басня. Кошка каждый год рожает по пять котят, а лев только одного, но - льва. Тем более мы репетируем все очень тщательно и подробно, к тому же наши артисты постоянно где-то снимаются. - Когда вы начинаете понимать, что спектакль готов к выпуску? Прислушиваетесь к чьим-то мнениям? - Булгаков писал роман «Мастер и Маргарита» 27 лет. Уточнял что-то и опять к нему возвращался. Или представьте: живописец пишет картину, а кто-то рядом стоит и подсказывает, как надо это делать. Такое просто невозможно. Поэтому если уже спектакль «запустился», то потом можно исправить какие-то детали, но в целом отзывы зрителей и критиков уже мало на что влияют. Хотя вот у великого грузинского режиссера Роберта Стуруа была такая история. Он выпустил «Ричарда III», но после нескольких показов вернул спектакль в репетиционный зал, переделал его и вновь представил публике. В итоге получилось замечательно. Но у нас таких возвратов пока еще не было. - Чем привлекла вас пьеса «Дон Кихот»? Видимо, Булгаков привнес в роман Сервантеса свои, новые, идеи? - Естественно, Булгаков пропускает роман через свою творческую линзу, и мне это близко. Думаю, Булгаков написал пьесу о себе, о том, что он немножко другой, что ему трудно среди людей. О том, что внутри у него - ребенок, и он теряется в этом мире. Далее, любой серьезный режиссер вносит в постановку обобщения, ведь он должен понимать всех людей и выбирать проблемы, присущие многим людям, иначе спектакль не получается. С другой стороны, режиссер - «раб» драматурга, он осуществляет его идеи и должен отречься от своего «альтер эго». Роман тоже держится в голове и необъяснимо отражается на действиях режиссера. Однако над этим не стоит слишком задумываться, не то можно уподобиться сороконожке, которая разучилась ходить, ломая голову, что же делает ее вторая нога, когда поднимается третья. - Вы руководите государственным репертуарным театром, имеющим свою постановочную политику. Как из огромного количества пьес отбирается нужная, чему отдаются приоритеты? -Нам нравится классика, русская и зарубежная, потому что классика всегда предлагает извечные проблемы, а не сиюминутные. А пьесы сами приходят мистическим образом, как любовь. Все равно что молодого мужа спросить, как он выбрал себе жену. Необъяснимо. Так и здесь - пути могут быть разные. Бывает, какой-то человек что-то предложит или, сидя у товарища, обратишь на некую пьесу внимание. А может - прочитал кое-что еще в институте, это «запало» в голову и теперь вот всплыло. Режиссеры, которых мы приглашаем, тоже, как правило, предлагают несколько названий, и мы вместе решаем, что ставить. Я также верю в наших современных драматургов, думаю, в будущем появятся замечательные пьесы о времени, в котором мы живем. - Мое твердое убеждение, Молодежный театр по популярности давно перерос свою небольшую сцену. Как сейчас идет реконструкция знаменитого Летнего театра в Измайловском саду, когда вы рассчитываете туда переехать? - Нам наша сцена нравится. Ограниченность пространства иногда подсказывает необычные оригинальные решения. Тем не менее сегодня при поддержке губернатора Валентины Матвиенко, которой мы очень благодарны, работы по возведению нового здания идут полным ходом. Думаю, года через полтора состоится новоселье. -Чему вы посвящаете свободное время, если таковое случается? - Гуляю и общаюсь со своей женой, которую редко вижу из-за работы. Частенько хожу в другие театры смотреть их новые спектакли. Иногда бываю на кинопремьерах. Так, сильное впечатление на меня произвел фильм «Остров». Вечером читаю книги. Особенно интересуют философия и психология. Люблю хорошую музыку. Владимир Дмитриев 12.04.2007
|
|
| |
Alena | Дата: Понедельник, 25.02.2008, 19:35 | Сообщение # 10 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Семён Яковлевич о спектаклях: Более детального обсуждения будущих спектаклей Семён Яковлевич старается избегать – он очень суеверен и предпочитает не говорить о ещё не рождённых спектаклях. «Бог садится на пустое место», – любит напоминать режиссёр, добавляя: «Я не люблю определения «про что спектакль», как будто мы понимаем, про что жизнь! Жизнь в её постоянно меняющемся состоянии – для меня идеальный спектакль.
|
|
| |
|
|