Форма входа

Поиск

Наш опрос

Ваши любимые спектакли Молодёжки
Всего ответов: 2221

Статистика







Суббота, 08.02.2025, 00:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Спивак Семен Яковлевич - Страница 2 - Форум - Раз ступенька, два ступенька...


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Спивак Семен Яковлевич
AlenaДата: Понедельник, 25.02.2008, 19:08 | Сообщение # 1
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline

СПИВАК СЕМЁН ЯКОВЛЕВИЧ

Народный артист России

ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЁР И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ МОЛОДЁЖНОГО ТЕАТРА НА ФОНТАНКЕ

День рождения - 14 июня

В ноябре 1989 года Молодёжный театр возглавил Семён Яковлевич Спивак - один из самых одарённых, "магических" режиссёров города на Неве.
В Молодёжном началась блистательная эра Семёна Спивака.
У него обострённый слух, особенная художественная чуткость: мало кто в современном театре смог создать столь притягательную лирическую атмосферу. Его спектакли, поставленные по классическим пьесам, поражают новизной прочтения. В самом безнадёжном и мрачном он находит светлое и доброе. В противоборстве добра и зла, по его мнению, и заключен путь человека к совершенству. Тонкая жизнь духа, внимание к внерациональному началу в человеке, раскованность формы - главные приметы режиссерского стиля Семена Спивака. Театр Спивака отличает особая доверительная интонация. Здесь не обличают, а понимают каждого, не бьют наотмашь, а мягко и грустно иронизируют.
Молодежному театру на Фонтанке, знавшему разные времена, присуще непреходящее качество - жизнеспособность. В нем всегда кипела творческая работа, сохранялось актерское братство. Все спектакли Семёна Спивака отличаются яркой художественной формой. Изысканная образность, динамика мизансцен, красота ракурсов предают его спектаклям особую выразительность и остроту. Особая магия спектаклей мастера заключается в абсолютной органике актёров, вдохновенно и ослепительно легко живущих на сцене и существующих в своих ролях. Спивак - великолепный театральный педагог. В его театре работает выпестованная им высокопрофессиональная труппа, в 1999 году пополнившаяся выпускниками его актёрско-режиссёрского курса Санкт-Петербургской Академии Театрального Искусства.
Здесь нет "четвёртой стены", и заряженный актёрской энергетикой зал посылает на сцену ответный влюблённый отклик. Молодёжный театр на Фонтанке (а именно так он стал именоваться при нынешнем Художественном руководителе) - один из самых популярных в городе. По результатам опроса, проведённого в 1998 году, зрители назвали его одним из самых любимых. В том же году Семён Спивак был объявлен одним из 16 лучших петербуржцев: ему была вручена ежегодная премия "Люди нашего города" в номинации "Лучший режиссёр".

КУПИТЬ КНИГУ "НЕСКУЧНЫЙ САД СЕМЕНА СПИВАКА"

 
AlenaДата: Понедельник, 25.02.2008, 19:36 | Сообщение # 11
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Семен и Эмилия Спивак: семейный портрет

Сегодня утренние гости газеты - отец и дочь, Семен и Эмилия Спивак. Семен Яковлевич - знаковая фигура для нашего города, художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке, театра живого, со своим лицом и стилем, театра, любимого многими. Семен Яковлевич совсем не ассоциируется с монументальной фигурой художественного руководителя: ездит на метро, занимается танцами и йогой, не читает газет и журналов, считает театр своим домом (даже непроизвольно оговаривается: «Живу я рядом с домом», - вот оно, счастливое совпадение дома-семьи и дома-работы), а своего зрителя — идеальным.

Эмилия - актриса, имеющая серьезные зрелые работы в театре в родном Петербурге и Москве. Она играет в Молодежном театре в «Отелло» и «Синих розах» и в московском МХТ в «Пышке», снималась в «Статском советнике» и в сериале «Тайны следствия».

Часть первая
Семен Спивак. Трудно быть отцом

— Семен Яковлевич, как проходит ваше утро, когда вы появляетесь в театре?

— Я встаю часов в девять, занимаюсь йогой, завтракаю, делаю гимнастику, танцую, - на все это уходит около двух с половиной часов. В театр я прихожу после двенадцати.

— Из театра уходите последним?

— Да, в одиннадцать вечера или позже.

— Театр - это действительно вся ваша жизнь?

— Раньше это было так, но потом я понял, что жизнь шире, чем театр. Как ни странно звучит, но это помогло и театру тоже.

— Для режиссера процесс репетиций важнее, чем спектакль?

— Вовсе нет. Просто есть режиссерское время, а есть актерское. Режиссерское время - то, когда артисты помогают режиссеру осмыслить материал. Ведь сколько дома ни готовься, на репетиции все происходит так, как происходит на репетиции. Первое время режиссер решает все. Актеры, если можно сказать, обезличиваются, чтобы стало ясно, что хочет сказать режиссер.

Если репетиции проходят хорошо, то спектакль получается. Если репетиции идут хронически плохо, то спектакль уже не сложится.

— Вы присутствуете в театре на каждом своем спектакле? Почему это так важно для вас?

— Если я в городе, то, конечно, я в театре на всех спектаклях, ведь режиссер должен следить за спектаклем. Рождение спектакля - это как рождение ребенка. Репетиция - зачатие, премьера - рождение. Но потом надо за ним ухаживать: менять пеленки, кормить... У него может болеть живот, резаться зубки... Спектакль растет, как ребенок. Если спектакль получился, значит, он живой, а если живой, то может заболеть, простудиться, испачкаться. Я слежу за спектаклем, все время его «мою», говорю ласковые слова, иногда «даю по попе».

— И как вы это делаете?

— Ругаюсь, иногда освобождаю актеров от роли. Разное бывает. Как у родителей и детей, потому что режиссер спектакля - отец и мать в одном лице. Важно не начать любоваться спектаклем, а видеть его реальное состояние.

— Кто для вас самый строгий критик?

— Я сам. Раньше мне казалось, что мне должны сказать, какой спектакль получился. Но я не думаю, что есть кто-нибудь, кто больше, чем я, понимает, что за спектакль получился, ведь самые главные замечания режиссер может сделать самому себе.

— Свою дочь вы хотели видеть актрисой или говорили: никогда?

— Я не препятствовал ее выбору, не отговаривал. Профессию актера считаю одной из интереснейших на земле.

— Тяжело репетировать с собственной дочерью?

— Тяжело! Мешает некий субъективизм, Эмилия получает замечаний больше всех, но она с этим смирилась.

— Вам нравятся ее работы?

— Последняя работа в «Синих розах» очень зрелая, интересная.

— Какой ваш идеальный зритель?

— У нас все зрители идеальные! Во всем мире лучшими зрителями считается студенчество, молодые люди, не обремененные семьей, заботами, жаждущие получить человеческую, эстетическую, этическую информацию. В нашем театре таких зрителей большинство.

— Каким вам представляется будущее вашего театра лет через 15 - 20?

— Мне сложно об этом говорить, не могу четко видеть будущее... Но если настоящее нормально, то и будущее будет нормальным. Будущее можно проверить по настоящему.

Часть вторая
Эмилия.
Взрывной характер

— Эмилия, когда вы поняли, что театр - ваше призвание?

— Не было озарения, все как-то само сложилось, ведь все детство я провела в театре. Думала, правда, стать адвокатом, но поступила в театральный. Профессия адвоката предполагает объективную оценку событий, а я часто эмоциональна, субъективна.

— То есть ваша героиня в «Тайнах следствия» похожа на вас?

— Нет, это совсем другая девушка, хотя я отношусь к ней с любовью.

— А популярность приносит, наверное, кино, а не театр?

— Да, конечно.

— Работа в театре и кино совершенно разная?

— В театре более подготовленная, ее можно просчитать, в кино все происходит очень быстро. Хотя, наверное, в большом кино творчество такое же, как и в театре. В сериалах, конечно, больше профессионализма, а не творчества.

— Тяжело жить и работать на два города?

— Сначала это выматывало, теперь я привыкла. В театре у меня пока три работы: два спектакля в Молодежном и один в МХТ в Москве.

— На ваш взгляд, зритель в Москве и Петербурге разный?

— В Петербурге более требовательный зритель. Зрители двух столиц отличаются так же, как и люди: в Москве более легкие и открытые. В Петербурге глубоко копают во всем.

— На какой сцене вам сложнее играть?

— Конечно, в Молодежном театре.

— Тяжело репетировать с собственным отцом?

— Иногда тяжело. Мне кажется, что больше всех достается мне.

— Семен Яковлевич жесткий критик?

— Нет. Но одного его взгляда и слова бывает достаточно! Он является абсолютным авторитетом для меня в профессии.

— Он часто вас критикует?

— Вне театра - нет.

"Утро Петербурга"
Любовь Надеждина
09.18.2006

 
AlenaДата: Понедельник, 25.02.2008, 19:38 | Сообщение # 12
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Семён Яковлевич даёт интервью перед премьерой спектакля "Три сестры"

 
AlenaДата: Понедельник, 25.02.2008, 19:39 | Сообщение # 13
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Семен Спивак: Остановиться и взглянуть со стороны

Начавшийся в Молодежном театре на Фонтанке 28-й театральный сезон, похоже, несет своим зрителям не только встречи с уже полюбившимися спектаклями, но и ожидание новых. После премьер прошлого сезона: "Три сестры", "Синие розы", "Король-олень" и "Белая ночь" театр обратился к творчеству Михаила Булгакова, Джеймса Голдмена и Аристофана. А кто и когда осуществит новые постановки, нам рассказал художественный руководитель театра Семен Яковлевич Спивак.

- В прошлом году мы выпустили четыре премьеры, в этом, если все будет удачно, премьер будет три. Александр Строев поставит пьесу "Король и принц, или Правда о Гамлете". Материал колоссальный. Прогон первой части спектакля в репетиционном зале уже состоялся и был очень удачным.

- Это первый режиссерский опыт Александра Строева?

- Не первый. Не так давно Александр снял фильм "Игра on-line", кстати сказать, со мной в главной роли. Я играю там бывшего злодея, который пытается искупить свою вину.

- А когда же фильм придет к зрителю?

- Может быть, никогда (смеется). Это неформатное, экспериментальное кино. Но очень интересное. Так вот, возвращаясь к спектаклю. Это пьеса о Гамлете. Ее написал драматург Александр Радовский, он в прошлом - петербуржец, но последние 25 лет живет в Израиле. И вот он написал такой вариант, когда Гамлет не может начать мстить, внутренне он - уже другой человек, эпохи Возрождения, где не все решалось на уровне силы. Пьеса для нашего времени, как мне кажется, очень актуальная. В главной роли выступит наш новый молодой актер-Андрей Шимко. В остальных ролях: Ольга Медынич и Юлия Шубарева - обе играют Офелию, сам Александр Строев сыграет Клавдия. Алла Одинг - Гертруду, Андрей Кузнецов - Лаэрта. И умопомрачительно сыграл на прогоне Геннадий Косарев Полония.

- Когда ожидать премьеры?

- Наверное, в октябре это произойдет. Наверное, потому что наш театр никогда не работает точно по плану. Нельзя сказать художнику: к двадцатому числу ты должен написать замечательную поэму. Не получится. Поэтому иногда сроки переносим. Чтобы у создателей спектакля была возможность отойти и взглянуть со стороны. Вторая наша ожидаемая премьера - это "Лев зимой" Джеймса Голдмена в постановке Михаила Черняка. Когда-то гениальный фильм был с Кетрин Хепберн в главной роли. У нас главные роли сыграют Алла Одинг, Валерий Кухарешин, Роман Нечаев и Ольга Медынич.
Сам я, скорее всего, буду репетировать пьесу Булгакова "Дон Кихот". В главных ролях, думаю, будут Валерий Кухарешин и Сергей Барковский, соответственно, Дон Кихот и Санчо Панса. Также в планах есть постановка "Лисистраты" Аристофана с Натальей Сурковой в главной роли.
Мы вновь пригласили Льва Шехтмана, который поставил у нас "Синие розы" по пьесе Теннеси Уильямса "Стеклянный зверинец". Он сейчас пишет инсценировку, но пока неизвестно, о чем она будет. Я думаю, мы продолжим сотрудничать с Олегом Куликовым, режиссером нашей последней премьеры "Белая ночь". Но это я рассказываю планы уже на ближайшие два года.

- С чем связан такой творческий всплеск? У вас давно не было такого количества премьер, как в эти два сезона.

- Хотелось как-то взбодрить театр. Придать ему новый импульс после двадцатипятилетнего юбилея.

- Когда в театр приходят новые режиссеры, не возникает ли у вас некой ревности, желания вмешаться, что-то исправить?

- Я исхожу из того, что если режиссер нуждается в моей помощи, то я всегда приду ему на помощь как товарищ. Думаю, у меня есть способность понимать и чувствовать чужой замысел. Что касается ревности, то когда-то я болел этой болезнью, а сейчас понимаю, что если актеры все время работают с одним режиссером, то и он устает от них и они от него. А общение с новым человеком всегда как-то обновляет.

- Многие артисты мечтают работать у вас. Что нужно, чтобы артиста взяли в Молодежный театр?

- К нам, действительно, очень много артистов приходит. Почти каждый день кого-нибудь смотрим. А что нужно, чтобы взяли? Первое - чтобы у нас в труппе было свободное место (смеется), сейчас их нет. Второе - чтобы талант артиста был развернут в нашу сторону, а не просто - талантливый человек. И чтобы в репертуаре сложилась такая ситуация, когда для нового артиста будет роль. Если совпадают эти три момента, то берем.

Беседовала Наталия Кляйн
фото Дмитрия Кощеева
(из журнала "Неворусь")

 
AlenaДата: Понедельник, 25.02.2008, 19:45 | Сообщение # 14
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Студенты курса Спивака (мужская часть) поздравляют Семёна Яковлевича с Днём Рождения (14.06.2007):

Поздравления от актёров Молодёжки:

"Странники" (Светлана Строгова, Ирина Полянская, Марина Ордина)

Хор (Надежда Рязанцева, Анна Ларина, Светлана Строгова, Ирина Полянская, Регина Щукина, Дарья Юргенс; аккомпанирует Пётр Журавлёв)

 
AlenaДата: Понедельник, 25.02.2008, 19:45 | Сообщение # 15
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Интервью с С.Я.Спиваком "Мы счастливы, когда в театре рождаются дети":

 
AlenaДата: Понедельник, 25.02.2008, 19:46 | Сообщение # 16
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
За вехой – веха, за полосою – полоса…

Вот и опять мы ненадолго расстаемся. 27 июня Молодежный театр на Фонтанке закрывает свой 28-й сезон – по традиции «Криками из Одессы», одним из любимейших спектаклей театральной публики. Коротко об итогах сезона и перспективах рассказывает художественный руководитель театра Семен Спивак:

- Сезон был накопительный, мне кажется, театр переходит в другое качество, нем еще предстоит понять, в какое. Мы выпустили две премьеры, провели международный фестиваль одной пьесы, участвовали в международных фестивалях в России, Казахстане, Италии, Испании, Франции. И, конечно, продолжали работать над новыми спектаклями, репетировать «Дон Кихота». Пьеса Михаила Булгакова очень сложная, нам нужно пройти по лезвию бритвы, так, чтобы главный герой не выглядел сумасшедшим, чтоб он был нормальным человеком и в то же время – странным, таким наивным большим ребенком, верующим в свою игру. Это очень сложная задача. Спектакль пока не завершен, не потому, что мы медленно работали, а потому, что у нас были большие перерывы на поездки, на съемки наших артистов, это ведь тоже нужно учитывать.

-Семен Яковлевич, ваши творческие планы связаны и с актерско-режиссерским курсом, который вы ведете в Театральной академии. Ваши студенты погрузились в постижение прозы Достоевского, можно ли ожидать, что это впоследствии выльется в спектакль?

-Я не думаю. Они делают отрывки, причем несколько отрывков - из «Братьев Карамазовых», «Дядюшкиного сна», «Преступления и наказания» - получились здорово. Достоевский обладает удивительным свойством разминать душу, которая оживает и становится мягкой. Цель была в этом: взять материал, который не позволяет совершенно никакого компромисса, не дает спрятаться за каким-то придуманным ходом. В этом материале содержится огромная глубина, но и огромная проблема, то есть, режиссерской театрализацией его не решить. Хотя я видел недавно спектакль, где пытались представить «Преступление и наказание» как клоунаду. Возможно, это интересно для артистов, но это не роман Достоевского, а какое-то другое произведение. Мы же со студентами хотели сыграть, если говорить музыкальным языком, партитуру так, как она написана, без всякой адаптации. Эта работа требует от студентов бесконечного терпения, частого возврата к началу пути (опытным актерам тоже приходится это делать), мы по сути учимся искать иголку в стоге сена, тренируем профессиональное зрение. Конечно, им очень сложно во все это включиться, они третьекурсники, им еще два года учиться.

-Вы проводили на этом курсе большой экспериментальный набор. Оправдала ли себя такая практика?

-Да, на этом курсе я провожу эксперимент, набрав группу из 60 человек, правда, к сегодняшнему дню она уменьшилась вдвое. Самый известный курс Олега Павловича Табакова, тот, где Евгений Миронов, Владимир Машков, строился по этому же принципу, когда набрали около ста семнадцатилетних студентов, потом оставили через год-полтора маленькую группу, из них в результате состоялись главные звезды «Табакерки». Произошло это потому, что сети были расставлены очень широко, вот и мы так поступили. Ведь за те пять минут, когда ты видишь абитуриента во время чтения, нет возможности понять, что стоит за его маской… Но наверно я больше не буду так поступать, потому что было много драматических ситуаций. Правда, сейчас все, кто ушел с курса, устроились в институты.
Главный мой педагогический принцип – работа с любовью. Самое сложное и важное, чтобы не навязывать студенту свое видение, чтобы принимать его таким, какой он есть, с его собственной душой, своими реакциями, мыслями и взглядами на жизнь.

* * *

Новый, 29-й сезон обещает быть не менее интересным и плодотворным, чем минувший. В октябре Молодежный театр на Фонтанке планирует поездку со спектаклем «Три сестры» в Китай на знаменитый Шанхайский Международный фестиваль искусств. В фестивале примут участие более сорока драматических спектаклей, опер и балетов со всего мира.
В ноябре состоится поездка Семена Спивака в города Глазго и Эдинбург (Шотландия), где запланирована его встреча с шотландскими актерами и режиссерами, и где он проведет мастер-класс по пьесе Б.Брехта «Трехгрошовая опера». В связи с этим визитом в течение сезона запланированы гастроли эдинбургского Кинематического Театра "Шарманка" в Петербурге на сцене Молодежного театра. Еще одни гастроли, на этот раз в Киеве, намечены на начало 2008-го года. Молодежка предполагает показать на сцене Киевского национального театра русской драмы им. Леси Украинки лучшие спектакли своего репертуара. Киевляне в порядке обменных гастролей собираются привезти в Молодежный театр ряд своих спектаклей.
В наступающем сезоне зрителей Молодежного театра на Фонтанке ожидает несколько новых спектаклей. Семен Спивак готовит к премьере спектакль «Дон Кихот» по одноименной пьесе М. Булгакова. На главную роль назначены два известных актера – народный артист России Валерий Кухарешин и Геннадий Косарев. В роли верного оруженосца Санчо Панса предстанут заслуженный артист России Сергей Барковский и Роман Нечаев.
Еще один совместный проект Семен Спивак готовит с Андреем Дежоновым. Свет рампы увидит спектакль по пьесе английского драматурга, романиста и переводчика Майкла Фрейна «Шум за сценой». Также в планах С.Спивака выпуск спектакля «Сцены у фонтана» по пьесе Семена Злотникова. В новом сезоне на сцене Молодежного театра появится и спектакль студентов актерско-режиссерского курса С.Спивака. Приглашенный зарубежный режиссер, имя которого пока держится в секрете, поставит на сцене Молодежного театра на Фонтанке спектакль по одной из знаменитых пьес мирового классического репертуара.
29-й сезон в Молодежном театре также пройдет под знаком толерантности. В марте 2008 г. состоится III Международный фестиваль «ОТКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО «ТЕАТРОВ ИЗ НИЧЕГО». В театре на Фонтанке вновь соберутся театральные коллективы из разных уголков Европы и России, чтобы продолжить диалог культур, национальных традиций на понятном всему миру языке – языке театра.

(из газеты "PRO-Сцениум")

 
AlenaДата: Понедельник, 25.02.2008, 19:49 | Сообщение # 17
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Актёры Молодёжки (и не только) поздравляют С.Я.Спивака с Днём Рождения (14.06.2007)

Марина Ордина, Надежда Рязанцева, Анна Ларина, Наталья Тарыничева

В "игру" включилась Эмилия Спивак

Семёна Яковлевича поздравляют Татьяна Григорьева и Семён Фурман

(за предоставленные фотографии спасибо Ксю)

 
AlenaДата: Понедельник, 25.02.2008, 19:50 | Сообщение # 18
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Семён Яковлевич на пасхальном капустнике в Молодёжке (2007 г.)

(за предоставленные фотографии спасибо Ксю)

 
AlenaДата: Понедельник, 25.02.2008, 19:54 | Сообщение # 19
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Семён Яковлевич в костюме из спектакля "Дни Турбиных" - юнкер!

 
AlenaДата: Понедельник, 25.02.2008, 19:56 | Сообщение # 20
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Кто не помнит, что такое был театр-клуб «Суббота» в семидесятые годы — объяснять и доказывать бесполезно. Описывать «Субботу» театроведческими методами — бессмысленно, вскрывать эту дверь нормальными ключами — гиблое дело, можно разве что «рассказать на пальцах»…

Сегодня, при нынешней безработице равно как и тотальной перегруженности, трудно представить себе, что суббота, и особенно субботний вечер — это такое особое время недели, суток, жизни перед нормальным общечеловеческим выходным. Из «Субботы», словно из пресловутого рукава гоголевской «Шинели», вышли и разбрелись по белу свету ярчайшего оперенья личности. Иных нет, кто-то — совсем далече. В «Субботе» ударился в режиссуру студент Технологического института Семен Спивак, тощий и кудрявый. «Суббота» породила в своих спектаклях театральные маски: Пуфик Гениальный (Семен Спивак), Маня Ошибкина (Мария Смирнова-Несвицкая). На знаменах театра-клуба было написано: «Суббота — это когда все вместе и навсегда». Теперь, когда все навеки надежно разлучены, от «Субботы» остались легенды. «Суббота» была отъявленной диссиденткой: опальный уехавший Бродский звучал там под гитару как ни в чем не бывало. При этом власти к ней относились уважительно: она значилась у них в графе «досуг молодежи», «любительский коллектив» (сами они шутили: «вставим клизму мировому профессионализму!»)....

Мария Смирнова-Несвицкая
(Петербургский театральный журнал №16, 1998г.)

 
Поиск:


На правах рекламы:


______________________________________________________________
лого
© Алена Хромина 2008-2025