Форма входа

Поиск

Наш опрос

Ваши любимые спектакли Молодёжки
Всего ответов: 2221

Статистика







Пятница, 31.01.2025, 00:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Спивак Семен Яковлевич - Страница 30 - Форум - Раз ступенька, два ступенька...


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Спивак Семен Яковлевич
AlenaДата: Понедельник, 25.02.2008, 19:08 | Сообщение # 1
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline

СПИВАК СЕМЁН ЯКОВЛЕВИЧ

Народный артист России

ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЁР И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ МОЛОДЁЖНОГО ТЕАТРА НА ФОНТАНКЕ

День рождения - 14 июня

В ноябре 1989 года Молодёжный театр возглавил Семён Яковлевич Спивак - один из самых одарённых, "магических" режиссёров города на Неве.
В Молодёжном началась блистательная эра Семёна Спивака.
У него обострённый слух, особенная художественная чуткость: мало кто в современном театре смог создать столь притягательную лирическую атмосферу. Его спектакли, поставленные по классическим пьесам, поражают новизной прочтения. В самом безнадёжном и мрачном он находит светлое и доброе. В противоборстве добра и зла, по его мнению, и заключен путь человека к совершенству. Тонкая жизнь духа, внимание к внерациональному началу в человеке, раскованность формы - главные приметы режиссерского стиля Семена Спивака. Театр Спивака отличает особая доверительная интонация. Здесь не обличают, а понимают каждого, не бьют наотмашь, а мягко и грустно иронизируют.
Молодежному театру на Фонтанке, знавшему разные времена, присуще непреходящее качество - жизнеспособность. В нем всегда кипела творческая работа, сохранялось актерское братство. Все спектакли Семёна Спивака отличаются яркой художественной формой. Изысканная образность, динамика мизансцен, красота ракурсов предают его спектаклям особую выразительность и остроту. Особая магия спектаклей мастера заключается в абсолютной органике актёров, вдохновенно и ослепительно легко живущих на сцене и существующих в своих ролях. Спивак - великолепный театральный педагог. В его театре работает выпестованная им высокопрофессиональная труппа, в 1999 году пополнившаяся выпускниками его актёрско-режиссёрского курса Санкт-Петербургской Академии Театрального Искусства.
Здесь нет "четвёртой стены", и заряженный актёрской энергетикой зал посылает на сцену ответный влюблённый отклик. Молодёжный театр на Фонтанке (а именно так он стал именоваться при нынешнем Художественном руководителе) - один из самых популярных в городе. По результатам опроса, проведённого в 1998 году, зрители назвали его одним из самых любимых. В том же году Семён Спивак был объявлен одним из 16 лучших петербуржцев: ему была вручена ежегодная премия "Люди нашего города" в номинации "Лучший режиссёр".

КУПИТЬ КНИГУ "НЕСКУЧНЫЙ САД СЕМЕНА СПИВАКА"

 
MarinaДата: Воскресенье, 30.06.2013, 22:36 | Сообщение # 291
Почётный ступенечник
Группа: Модераторы
Сообщений: 2658
Статус: Offline
14 июня 2013

Семен Спивак: В театре, как и в семье, рост – единственная возможность оставаться вместе

Премия правительства города в области литературы, искусства и архитектуры уже присуждалась его спектаклю «Три сестры» (2006 г.), диплом губернатора – постановке «Дон Кихот» (2008 г.). Теперь режиссер получил награду за выдающийся вклад в развитие культуры.

"Петербургский дневник": Семен Яковлевич, как вы восприняли известие о том, что вам вновь присуждена премия правительства Санкт-Петербурга в сфере литературы и искусства – теперь уже в самой высшей номинации?

Семен Спивак: Я по-прежнему думаю, что самая большая премия – это вдохновение, которое приходит свыше.



"Петербургский дневник": Вдохновение – премия не людская, она от Господа Бога…

Семен Спивак: И тем она ценнее. Люди могут ошибаться при раздаче премий, а Бог – никогда. Он живет согласно закону, и он справедлив: видит все и не страдает от избытка эмоций, как мы, люди.

"Петербургский дневник": Но вот талант он дает не всем. Какая же здесь справедливость?

Семен Спивак: Знаете индийскую пословицу «Бог садится только на пустое место»? Он выбирает человека, который умеет быть неамбициозным, того, кто не будет кичиться талантом. У меня эта премия не первая, и решение о ее присуждении принимает профессиональный экспертный совет – люди от культуры и искусства: архитекторы, режиссеры, артисты…

Я думаю, что они тоже смотрят, не очень ли человек нос задрал. Вот и дают тому, кто не очень задирает (улыбается)…

"Петербургский дневник": Вам, мне кажется, просто некогда нос-то задирать: отвечать за множество людей – непростое занятие.

Семен Спивак: Да, я все время «в шахте», но я Молодежный очень люблю. Мне кажется, что, когда мы работаем честно, возвышенно и трепетно, наш театр духоподъемен. А тот, кто сумел подняться сам, тащит за собой остальных.

"Петербургский дневник": Если придут и скажут: «Знаете, Семен Яковлевич, бросайте тут все, мы вам другой театр дадим», – не бросите?

Семен Спивак: Так мне недавно и предлагали… Но в любом решении должен быть здравый смысл. Если бы мне предложили новый театр лет десять назад или хотя бы семь, я бы еще подумал… Но с возрастом время ускоряется: можно бросить, не доделав, одно дело и не успеть сделать другое. Эта ситуация в жизни кажется мне тупиковой. Вот я подумал, вежливо поблагодарил за предложение и отказался.

"Петербургский дневник": С каким ощущением вы каждый день приходите в здание на Фонтанке? Меня сегодня удивила ваша реакция: «Не хочу в театре встречаться»…

Семен Спивак: Есть такой старый, немного неприличный анекдот, заканчивающийся словами: «А вы представьте, что вы слесарь, приезжаете отдыхать, а вокруг вас станки, станки, станки…». Вот поэтому я и сказал, что сегодня, в свой выходной, не хочу в театр. Ведь, для того чтобы вернуться, надо обязательно уйти. А завтра у нас опять репетиция премьерного спектакля…

"Петербургский дневник": У вас непростая премьера – «Добрый человек из Сычуани» Бертольта Брехта…

Семен Спивак: Мы сделали настоящее стихотворение о добре. Как любой спектакль, который растет от премьеры, этот пока еще маленький, и ему предстоит долгий путь…

"Петербургский дневник": Изменив название на «Последнее китайское предупреждение», Брехту вы не изменили?

Семен Спивак: Мы изменили Бертольта Брехта – его самую тяжелую пьесу, социально-политическую, мы сделали человеческой, открыли с другой стороны.

Посмотрите, в каком мире мы сегодня живем – кругом агрессия! Мы не могли сегодня идти тем путем, каким когда-то пошел Юрий Любимов в Театре на Таганке, поставив своего знаменитого «Доброго человека».

Нам хотелось найти другие ответы, говорить о человеческой доброте, а не о социальной справедливости. Все же зависит от того, какой вопрос задается, и, конечно, эта пьеса нас помотала…

Что же касается премьер, то Питер Брук в одном из своих интервью говорил, что терпеть не может премьеры. Ведь спектакль действительно, как человек, растет и крепнет постепенно. Премьера – это просто эскиз. Сам я никогда не хожу на премьеры в другие театры.

Вы подумайте, какой это стресс для артистов – выйти на сцену и что-то сыграть перед полным залом чужих людей! А мишени-то Богом уже расставлены, и надо в них немедленно прилюдно попасть – точно в яблочко…

"Петербургский дневник": Но у вас же есть свой зритель?

Семен Спивак: Да, и мы работаем не на «святых» и не на «подлецов». Мы работаем на обычного человека, на динамического зрителя – того, кто может меняться.

Большинство нашей аудитории – студенты, учителя, врачи… И наш театр они передают своим детям как эстафетную палочку. Нам это нравится. А зрителям нравится то, что никто в нашем театре не собирается закатывать им эстетическую оплеуху.

"Петербургский дневник": И вы не боитесь допускать в свой театр на постановки сторонних режиссеров?

Семен Спивак: Я допускаю, но никогда не позволю перечеркнуть мои идеалы, мой мир.

"Петербургский дневник": Вам сложно жить в сегодняшней реальности?

Семен Спивак: Конечно. Я и не живу в ней. Любой художник уходит от реальности.

"Петербургский дневник": Но, мне кажется, нынче многие стараются отразить в театре реальность. И пострашнее…

Семен Спивак: Для чего ставят спектакли, пишут картины и стихи? Для того чтобы подняться над реальностью, оттолкнуться от нее, дать душе возможность взлететь… А не для того, чтобы опускать человека в грязь.

Тарковский сказал: «У каждого времени свое искусство». В 1960-е гг., когда все думали, что наступила новая эра, было одно время. Сейчас другое. Зачем бить людей по голове, показывать им то, что они и без нас знают? Надо писать в театре стихи о жизни, а жизнь идет сама собой…

"Петербургский дневник": Театр должен сообщать зрителю эмоцию?

Семен Спивак: Прежде всего. Вот посмотрите в окно: все идут по улице «закрытые», думают об опасностях – как выжить, где бы заработать, как не потерять работу… Человек превращается в набор обязательных механистических функций. И будет еще хуже!

Хороший театр или хорошее кино заставляют открываться, смеяться или плакать, становиться человеком. Мир сделал из живого существа функцию, а мы хотим вернуть человеку самого себя… Цивилизация и культура – явления разные: цивилизация работает для тела, для удобства и комфорта, а культура – это то, что заботится о душе.

"Петербургский дневник": Вы обычно долго работаете над спектаклями. Сколько времени заняла подготовка Брехта?

Семен Спивак: Работали месяцев семь, ждали многих артистов со съемок…

"Петербургский дневник": У вас труппа действительно чуть ли не самая снимающаяся в Петербурге. Как вы это терпите?

Семен Спивак: А что делать? Ведь я не могу им оплатить достойную жизнь, а ничего материального, зримого театр не дает. Помните, у Жванецкого, «что охраняем, то и имеем»?.. Однажды в театральном капустнике в Доме актера была грустно спета одна замечательная песня: «Асфальт несет автодорожник, пирожные несет пирожник, а что артист несет домой?».

"Петербургский дневник": Разве что аскетизм он домой несет… А сколько сегодня человек в труппе Молодежного театра?

Семен Спивак: Пятьдесят шесть, и все они совершенно разные люди. Театр – место, где надо уметь прощать быстро, это место, где тебя постоянно могут задирать и очень важно иметь короткую память.
Внутритеатральные отношения – это проблема воспитания и проблема атмосферы. Что можно ответить на вопрос: «Есть ли жизнь на Марсе?». Да, есть, если только там есть атмосфера.

И мы в театре всеми силами пытаемся создать и сохранить эту атмосферу. Мы откладываем репертуарные спектакли в ожидании возвращения на сцену молодых мам. Это уже стало доброй человеческой традицией.

Дважды по полгода мы ждали Аню Геллер, занятую в «Трех сестрах», одном из самых кассовых наших спектаклей. И никто не возразил, никто из труппы не настаивал на вводе другой артистки. Я думаю, что это правильно, чтобы наши актрисы знали: их роли – это исключительно ИХ роли, и никто другой на них не посягнет. Нельзя сталкивать людей лбами. Надо превратиться в отца – это единственный способ создать и сохранить коллектив.

"Петербургский дневник": Вы способны критично оценить, на своем ли вы месте в этой жизни?

Семен Спивак: Что мне вилять? Да, на своем. Я многое знаю, многого не знаю. Но с тех пор как лет десять назад я стал заниматься йогой и мой учитель, с которым я встречаюсь каждые полгода, научил меня прощать, многое изменилось кардинально.

Ничего случайного не бывает при условии, что вы развиваетесь. В театре, как и в семье, рост – единственная возможность оставаться вместе.

Добро, сочувствие никто не отменял. Но если ты постоянно хочешь быть лучшим среди всех, рождение агрессии неминуемо. Наш новый спектакль и об этом тоже.


Текст: Екатерина Омецинская
Фото: Trend

http://www.spbdnevnik.ru/news....image-3
 
AlenaДата: Воскресенье, 11.08.2013, 19:45 | Сообщение # 292
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
 
AlenaДата: Воскресенье, 11.08.2013, 19:47 | Сообщение # 293
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Жюри фестиваля АПАРТ, лето 2012 г.

 
AlenaДата: Понедельник, 23.09.2013, 01:33 | Сообщение # 294
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Телеканал Санкт-Петербург, 13 сентября 2013 г.
Беседка. Гость дня. Семён Спивак

СМОТРЕТЬ ПЕРЕДАЧУ
 
AlenaДата: Пятница, 22.11.2013, 02:20 | Сообщение # 295
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
С.Я.Спивак на Зимнем международном театральном фестивале. Ноябрь 2013 г.
Фото - Стас Левшин

 
AlenaДата: Пятница, 22.11.2013, 03:04 | Сообщение # 296
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Канал Теледом.
Время встречать гостей. Семен Спивак.
Октябрь 2013 г.

СМОТРЕТЬ ПЕРЕДАЧУ
 
MarinaДата: Вторник, 18.02.2014, 15:25 | Сообщение # 297
Почётный ступенечник
Группа: Модераторы
Сообщений: 2658
Статус: Offline
Режиссер – человек, пришедший с «жизненной войны»

Ежедневно на театральных площадках Петербурга играют десятки спектаклей, непохожих друг на друга. И в каждом из них отражается личность режиссера — создателя. О трудностях постановочного процесса, режиссерской профессии и сущности театрального искусства «Утру Петербурга» рассказал народный артист России, художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак.

Семен Яковлевич, как нужно ставить классику сегодня: адаптировать к реалиям нашей современности или оставлять в неизменном виде?

Я считаю, нужно и жить, и работать без крайностей, поэтому не надо ставить классику XVII века так, как это делали в то время, но и не нужно пытаться поставить так, как будут играть в XXII веке. Самое важное, как художник чувствует ее сегодня. В любой классике, если она стала таковой, есть проблемы, касающиеся всех нас, и мастерство состоит в том, чтобы увидеть и показать их. Общих рецептов нет, как нет людей, похожих друг на друга. Это внутреннее содержание режиссера и труппы, которая ставит классическое произведение. Конечно, необходимо видеть и понимать то, что происходит вокруг тебя; попытка изолироваться — самая большая глупость, которая может быть в искусстве. Тогда спектакль превращается в музейный экспонат. Однако, если короли выходят в современных костюмах — это еще не показатель высокого качества спектакля. Излишнее внешнее осовременивание пьесы может свидетельствовать и о том, что суть произведения режиссера не слишком интересует. А ведь это самое главное. Конечно, проще переодеть артистов в модные одежды, и на первый взгляд покажется, что спектакль сделан. Но чуткий к искусству человек всегда отличит бриллиант от простой стекляшки.

По какому принципу вы выбираете произведения для постановок?

По очень простому. Режиссер должен читать пьесы, и если при чтении раздается некий внутренний душевный щелчок, значит, что-то в ней ему близко. Точно так же, как при встрече двоих на большом празднике, когда вокруг огромное количество мужчин и женщин, щелчок почему-то раздается именно напротив одной-единственной женщины. Нужно прислушиваться не к другим, а к себе, тогда многое можно понять.

Какой спектакль дался вам сложнее всего?

Каждый дается очень тяжело. Труднее всего — открыться перед другим человеком, донести до него проблемы, затронутые в пьесе, иначе они останутся на уровне литературы. Но театр не литературный вид искусства, а действенно-аналитический. Поэтому самое трудное — допустить до себя, заставить жить в тех обстоятельствах, которые отражены в пьесе.

Можно ли сказать, что сейчас театр переживает кризис или, наоборот, он находится на подъеме?

Великий итальянский режиссер Джорджо Стрелер еще в 1948 году в своей книге говорил: «Все пишут, что театр в кризисе». Я думаю, здоровая часть русского театра находится в здоровом поиске языка современного искусства, а больная часть — в нездоровом. Здоровым поиском я называю театр, который ищет свет, что-то положительное. Мне кажется, сегодня эти части находятся в балансе.

Истинные режиссеры вырастают из актерской среды или приходят с режиссерских факультетов?

Бывает и то, и другое. Вот, например, Олег Николаевич Ефремов вырос из артиста, стал замечательным режиссером и создателем театра «Современник», потом руководителем МХАТа. Другой пример — великий Товстоногов, который закончил режиссерский факультет. Разными путями люди приходят в режиссуру. Это одна из самых сложных профессий: огромные нагрузки, ответственность. В режиссуру приходят настоящие мужчины и женщины, склонные к мужскому анализу. Ведь режиссер должен быть аналитиком, прекрасно знать жизнь, видеть и понимать людей, быть художником-живописцем, балетмейстером, актером, психологом, философом…

А как же быть молодым начинающим режиссерам?

Лучше всего к режиссуре подходит замечательная русская пословица: «За одного битого двух небитых дают». Истинным мастером человек становится тогда, когда его побила жизнь. Причем, это неизбежно. Когда родители пытаются уберечь детей от всех бед, у них, как правило, ничего не получается, и чем больше ребенка кутают, тем больше он простужается. Вообще артист и художник не может быть приятным во всех отношениях, как писал Гоголь в «Мертвых душах». Это человек, пришедший с «жизненной войны» и, может быть, даже проигравший эту войну. Только тогда он начинает видеть людей. Если же видит только себя, режиссером и артистом стать не сможет. Артисты, любующиеся собой на сцене, просто не могут схватить что-то глубокое в роли. Зрителю они быстро надоедают. А тем более кто будет слушать режиссера, которому нечего сказать?

Каким вы видите развитие театра в будущем? Необходимо ли  внедрение в театральный процесс современных технологий?

Театру уже несколько тысяч лет, и постоянно ему предрекают смерть. Особенно с появлением кино, телевидения, 3D-технологий. Но театр – искусство, когда человек со сцены живым голосом разговаривает с человеком в зале. Это общение артиста со зрителем ничем нельзя заменить. Конечно, мы тоже используем какие-то современные технологии, но некоторые театры делают на это основной упор. А ведь самое ценное в театральном искусстве — разговор двух человеческих душ  без посредников.

Какие произведения готовятся к постановке в Молодежном театре на Фонтанке?

На днях состоится премьера спектакля по сложнейшей пьесе Федерико Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы», над которым работает молодой режиссер, артист нашего театра Евгений Титов, обучающийся в Венском театральном университете. Репетируется гениальная пьеса Виктора Гюго «Король забавляется», а также сказка Островского «Снегурочка». Они выйдут тогда, когда что-то начнет вырисовываться. Потому что планирование в искусстве — вещь бессмысленная. У каждого произведения свой срок.

Беседовала Анастасия Самуйлова
18 февраля 2014 г.

http://utrospb.ru/articles/38915/


Сообщение отредактировал Marina - Вторник, 18.02.2014, 15:26
 
MarinaДата: Воскресенье, 13.04.2014, 16:51 | Сообщение # 298
Почётный ступенечник
Группа: Модераторы
Сообщений: 2658
Статус: Offline
Семён Спивак

Режиссёр


Автор фото Вадим Васенин

http://vadimvasenin.ru/albums/portret/content/semen-spivak/
 
MarinaДата: Вторник, 12.08.2014, 14:00 | Сообщение # 299
Почётный ступенечник
Группа: Модераторы
Сообщений: 2658
Статус: Offline
Имена, которые попадут в историю

На этой неделе номинационный Совет Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» назвал имена тех, кто претендует стать ее лауреатом сезона 2013-2014. VashDosug.ru публикует имена номинантов.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ НОМИНАЦИОННОГО СОВЕТА

В рамках Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» 2013-2014. Премия Имени Георгия Александровича Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»
Театральному режиссеру, художественному руководителю Молодежного театра на Фонтанке, народному артисту России Семену Яковлевичу Спиваку.

7 августа 2014 г.

http://www.vashdosug.ru/spb/theatre/news/65469/
 
AlenaДата: Суббота, 16.08.2014, 02:01 | Сообщение # 300
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Цитата Marina ()
В рамках Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» 2013-2014. Премия Имени Георгия Александровича Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»
Театральному режиссеру, художественному руководителю Молодежного театра на Фонтанке, народному артисту России Семену Яковлевичу Спиваку.

Здорово!! И заслуженно!! hands
 
Поиск:


На правах рекламы:


______________________________________________________________
лого
© Алена Хромина 2008-2025