Форма входа

Поиск

Наш опрос

Ваши любимые спектакли Молодёжки
Всего ответов: 2221

Статистика







Пятница, 31.01.2025, 05:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
"Жестокие игры" - Страница 3 - Форум - Раз ступенька, два ступенька...


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
"Жестокие игры"
AlenaДата: Среда, 06.05.2009, 22:32 | Сообщение # 1
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline


Премьера - 5 и 6 июня 2009 г.

А.Арбузов
"Жестокие игры"

Художественный руководитель постановки – н.а.России Семен Спивак
Режиссура, музыкальное оформление – Денис Хуснияров (выпускник курса н.а.России Семена Спивака)
Сценическая редакция - Сергей Яценюк
Художник-постановщик – Елена Ракова
Движение – Ирина Гершт

Вслед за «Метро» в театре скоро появится еще один молодежный спектакль. «Метро» стал успешной дипломной работой студентов режиссерско-актерского курса Семена Спивака и сразу вошел в репертуар театра. Вторая «молодая» премьера – «Жестокие игры» - выпускной спектакль режиссера Дениса Хусниярова, где заняты уже знакомые по «Метро» актеры, его однокурсники. Пьеса была написана в 1978 году, но ее актуальность не утрачена. Молодые XXI века, молодые 70-х, молодые у Арбузова проходят один и тот же путь: совершают ошибки, ссорятся, мирятся, ищут путь к прощению, стараются понять себя и найти любовь. Они не только юны и энергичны, но и зачастую одиноки, а иногда благодаря случайной встрече становятся родными на всю жизнь.

В ролях – выпускники курса н.а.России Семена Спивака:

Неля - Мария Зимина, Елена Радевич
Кай - Сергей Яценюк
Никита - Артур Литвинов
Терентий - Егор Кутенков
Константинов - Юрий Сташин
Олег Павлович - Владимир Брик, Александр Куликов
Любася - Полина Булычева, Наталья Мызникова
Мишка Земцов - Андрей Хитрин, Сергей Малахов
Маша Земцова - Ирина Гершт
Мать Нели - Мария Шустрова, Регина Щукина
Девушка, похожая на ангела - Настя Малахова, Люба Мирош
Девушка, совсем не похожая на ангела - Наталья Третьякова

УЧАСТНИК АКЦИИ "СПЕКТАКЛЬ МЕСЯЦА"
 
nastekkkДата: Суббота, 20.06.2009, 00:56 | Сообщение # 21
Постоянный посетитель
Группа: Пользователи
Сообщений: 67
Статус: Offline
Нинелька, но по сути-то спектакль, как спектакль, не анализируется wink . А пьеса конечно глубже. В 6ти-7ми абзацах вообще, на мой взгляд, сложно разобрать драматическое произведение.

Мне в любом случае не нравится написанное. Я, к несчастью, об авторе ничего не знаю, но мне почему-то показалось, что он в самом-самом начале своего журналистского пути, так как статье совершенно явно не хватает лаконичности и нет единого стиля wink

 
НинелькаДата: Воскресенье, 28.06.2009, 01:23 | Сообщение # 22
Знаток театра
Группа: Пользователи
Сообщений: 437
Статус: Offline
Смотрите, кто пришел
Pro-сцениум №11 (69), июнь 2009 г.

Вторая молодежная премьера в Театре на Фонтанке - «Жестокие игры» по пьесе Алексея Арбузова – состоялась совсем недавно. Художественный руководитель постановки – н.а.России Семен Спивак. В спектакле заняты выпускники курса С.Спивака в СПГАТИ. «Жестокие игры» - дипломная режиссерская работа Дениса Хусниярова.
Спектакль получился о судьбах современных молодых людей, которые вышли из разных слоев общества, но одинаково стремятся найти в этом мире любовь, внимание и понимание. Зрители восприняли с искренним сочувствием эту тонкую, чуткую, жестокую и нежную историю о том, как дружба и запас прочности, заложенный детством, помогают войти во взрослый мир и не сломаться. На премьерных спектаклях зал стоя приветствовал молодых артистов.

В Интернете сразу же появились отклики:
«Щелк-щелк, свет-темнота, тишина-голоса... Щелк-щелк, меняются мизансцены, как бусинки на четках. Ровные, округлые, и ни одну не хочется пропустить, изменить, исправить. Хочется сидеть и щелкать, как четками, до бесконечности - сценами из спектакля.
В этом щелканье четок все ждут. Кого-то или чего-то. "Волшебника в голубом вертолете". Который изменит их жизнь, который поможет собрать осколки и склеить что-то новое. Который поможет устранить поломку. Каждый мучительно пытается понять - где, в какой момент всё поломалось? Когда исчезла из дома елка, когда первые роли прекратили радовать, когда отец начал пить, когда родители "всё зачеркнули", когда проснулся один, когда ушла из дома дочь, когда оборвалась песенка "Машка и Мишка", когда-когда-когда?
А пока думают и ждут - играют. Каждый - в свои жестокие игры. И для каждого эти игры наполнены смыслом и воздухом - фантазии Нели, воспоминания Кая, девицы Никиты, заботы Терентия и так далее, и так далее... Каждый щелкает своим выключателем, ждет и надеется, что вот придет кто-то - и ты ему будешь нужен, важен, и всё встанет на свои места.
И ведь приходит этот кто-то. И оказывается, что и ты сам можешь стать этим волшебником из вертолета для другого человека. Только надо это вовремя осознать, только надо перестать разбирать себя на детальки и перебирать прошлое. Надо не упустить.
Тогда у Никиты будет Неля, а у Нели Никита. У Терентия будет папа, наконец, папа, а не "батя", а у папы - Терентий. У Маши будет Леська, а у Леськи - Маша. У Кая будет Настя. Только будет ли у Насти - Кай?
Я всё-таки хочу видеть свет. Я всё-таки хочу верить, что где-то там кто-то идет к Каю, к его незапертой двери, кто-то войдет без стука и окутает гипсом сложный перелом жизни, осколочный, со смещением…» (С сайта «Мир Молодежки»).

http://www.mtfontanka.spb.ru/pro_stceniym/69_11/03.htm


Когда бездарна пьеса, а актеры - кто в лес, кто по дрова, - не лучше ли убраться из театра?
 
НинелькаДата: Воскресенье, 28.06.2009, 01:25 | Сообщение # 23
Знаток театра
Группа: Пользователи
Сообщений: 437
Статус: Offline
Жестокие игры молодых
Газета Pro-сцениум №09-10 (67-68), май 2009 г.

Молодежный театр на Фонтанке 5 и 6 июня представляет спектакль «Жестокие игры» по пьесе Алексея Арбузова. В центре сюжета – разные судьбы молодых людей, те игры, в которые они играют с жизнью, и те игры, что жизнь играет с ними. Осуществляет постановку молодой постановочный коллектив – выпускники актерско-режиссерского курса С.Я.Спивака, знакомые театральной публике по дипломному спектаклю «Метро». «Жестокие игры» станут дипломной режиссерской работой студента курса Дениса Хусниярова. Художественный руководитель постановки – мастер курса, народный артист России, художественный руководитель Молодежного театра Семен Спивак.

Студенты Спивака обратились к знаменитой пьесе классика советской драматургии Алексея Арбузова. Его называли романтиком и сказочником, поэтом драматической сцены. Может быть, он был самым театральным драматургом второй половины ХХ века, человеком, знавшим театр изнутри, прошедшим театральную школу от актера до режиссера и драматурга.

Легендой стал спектакль Ленкома, поставленный Марком Захаровым, в котором дебютировала юная Татьяна Догилева, а роль Кая играл талантливый Юрий Астафьев. И вот легенда оживает вновь – в Измайловском саду, на берегах Фонтанки. Поскольку этой пьесе о непреходящих проблемах становления личности, об испытании молодостью суждено тоже оставаться молодой. Даже при том, что за чрезвычайно уплотнившееся время рубежа веков успело смениться не одно поколение молодых.

Три друга детства… как знакомо…Развод родителей Кая, мать уехала, отец внушил чувство вины, одиночество…как знакомо…Отец алкоголик, Терентию пришлось рано повзрослеть, многое преодолеть и научится любить жизнь…как знакомо…Никита нужен всем, успешен, но не любим…как знакомо…Дружба – всё, что у них есть, однажды в детстве они поняли: «Если мы втроем, нам ничего не страшно». Так и продолжают, порой необъяснимо для самих себя, собираться на квартире у Кая. Неля, как вихрь, врывается в их жизнь – бесшабашная, дерзкая, весёлая, добрая, но со своей болью…Да, они все будут совершать ошибки, ссорится, мириться, но поймут, что можно прийти к прощению, понять себя, найти любовь и в нашем мире с его жестокими играми…
Это тонкий, чуткий, искренний, звенящий радостью и болью, совсем не «детский» спектакль начинающих артистов о том, как дружба и то, что заложено в нас детством, помогает войти во взрослый мир и не сломаться.

Семен Спивак о спектакле:

- Я думаю, что в таких пьесах как «Жестокие игры» есть доброта, человечность, настоящие человеческие проблемы, которые оказались очень близки студентам. Спектакль сделан в нашей методике, он поставлен как некое философское обобщение, тяготеет к мелодраме, при том что, мне кажется, современное поколение артистов играет Арбузова как Вампилова.

Ясно, что студенты за прошедшее время повзрослели, и первое, чему они научились – это сочувствию и за счет этого пониманию персонажей. Если говорить о режиссерах, я считаю, что мы выбрали самый верный путь, мне кажется, профессию режиссуры нужно передавать из уст в уста, практически. Они сидели рядом на репетициях «Пяти вечеров», «Трех сестер», «Дон Кихота», они видели, как режиссер работает с артистом. А в отрыве от театра я не знаю, как научить режиссера. Вот когда-то живописцы эпохи Возрождения вначале растирали краски у своих учителей, потом те разрешали им дописывать какой-то пейзаж… Вот такую методику я предложил бы в институте, такое свободное отношение к обучению режиссуре.
По-настоящему работать они научились только в прошлом году. Работать каждый день, постоянно продвигаться в осмыслении сути, - очень трудно было научить их этому, и актеров, и режиссеров. Но сейчас, мне кажется, они «вылупились». И мне от этого очень радостно.

Я вначале немного скептически отнесся к выбору пьесы, но подумал: ладно, пусть Денис попробует. Но когда он понял наш метод анализа и стал его применять, то пьеса открылась какой-то другой гранью. Конечно, опасения были, но, повторяю, студенты за последний год очень выросли и поняли что-то очень важное. Трудно сейчас сформулировать о чем сделан этот спектакль, о чем он получился. Как замечательно говорил Товстоногов: когда начинаешь репетировать пьесу, думаешь, что она об одном, а уже на прогонах понимаешь, что она о другом.
В спектакле решено самое главное, чем он близок мне и, может быть, другим. Он утверждает: «Жить очень сложно, но жить стОит!» И меня как педагога это очень греет, потому что «новая драма», мне кажется, говорит совершенно обратное: «Жизнь очень сложна, и жить не стоит». Вот этим, по-моему, и отличается «старая» драма от новой.
А то, что ищется выход, - это хорошо, выход в веру, надежду, любовь, хотя, может быть, это сейчас не очень модные слова, хотя, может быть, выхода и нет, поэтому мы такой открытый финал сделали.

- Но у вас же там все-таки «возьмемся за руки, друзья»...

- Это мы придумали вот почему… Я думаю, что на спектакле еще сильнее будет звучать этот образ, когда они стоят вместе и смотрят на жизнь, которая как бы на них надвигается. Мне нравится мысль, что встреча с жизнью должна происходить в группе… Не зря существуют слова «сообщество, содружество». Я не думаю, что большая индивидуализация, которая абсолютизируется в новой драме, это выход из жизненных ситуаций. Я думаю, что спасительна как раз группа, семья, мы об этом ставили и «Дни Турбинных». Друзья, поиск в мире близкой души, общение, - мне кажется, что это извечно, это в каком-то смысле победа, спасение для человека.
Будем ждать премьеры, которая, конечно, во многом будет перестроена, потому что переход из репетиционной комнаты на сцену это всегда очень сложная вещь, но мы постараемся все вместе, группой, с этим справиться.

- Ваши студенты уже выходят в ту самую жестокую жизнь, про которую спектакль поставлен…

- Да, это так. Но мы все делаем для того, чтобы, может быть, не всем курсом, но какой-то большой группой они встретились с жизнью вместе. Мы сейчас обращаемся в Комитет по культуре по поводу того, что нам необходимо добавление актерских ставок в связи со строительством нового здания, значительным расширением театрального пространства, удвоением сценических площадок. И мы верим, что найдем взаимопонимание, что нам помогут.

Денис Хуснияров (режиссёр):

- На моем столе долго лежал сборник пьес А.Арбузова. Из всех названий в содержании я выбрал "Жестокие игры". И чем больше я читал, тем больше чувствовал атмосферу будущего спектакля. А как сказал Михаил Чехов: "Атмосфера - это сердце спектакля". С первых страниц я уже знал, кто какую роль будет пробовать. Я не зря говорю - пробовать, потому что это нам в определённой степени и помогло. Мы пробовали, намекали, меняли, бросали репетиции, ругались, снова пробовали, опять ругались, но продолжали репетировать. Материал уже не отпускал. Наверно потому, что эта история не про Кая, Константинова или Терентия, а про Сергея Яценюка, про Юру Сташина, про Егора Кутенкова, про Машу Зимину, про меня, про всех нас. Мы ничего не выдумывали, делали одно - искали правду. Пытались с помощью сцены рассказать про свои горести и радости, простым человеческим языком. А значит, и про зрительские горести и радости.

Если честно, мы и не думали, что из этого получится спектакль. А сложилось так, что после первого показа наш мастер, Семен Яковлевич Спивак сказал, что берет спектакль в репертуар театра! Это было самой большой наградой, какая для нас могла быть. Нас услышит и увидит не узкий круг зрителей, как обычно это бывает со студенческими работами, а широкая аудитория! А что для нас может быть ценнее?!

Артур Литвинов (роль Никиты):

- Это история о молодых, энергичных, одиноких (каждый по своему) ребятах, которые не вопреки, а благодаря определённым жизненным проблемам, встречающихся у них на пути, становятся родными на всю жизнь. Они входят во взрослую жизнь подготовленными, но самое главное, что они вместе, и вместе они преодолеют всё. Мой Никита проходит большой путь. Парень, у которого нет никаких человеческих ценностей (вернее, под легкомыслием он прячет своё одиночество), начинает постепенно видеть вокруг себя людей и ценить их. Становится человеком.

Егор Кутенков (роль Терентия):

- Почему Терентий ушел из дома после смерти матери, решив самостоятельно строить свою жизнь? Почему выбрал профессию, созвучную своей цели – строитель? Почему вдруг увлекся самодеятельностью? Он ищет созидания, ведь позади у него ничего нет – одни руины. Свое детство, которое разрушено, его толком и не было - он не принимает, как не принимает отца, являющегося виновником этого прошлого, разбитого, изломанного детства. А мы видим «нового» Терентия, полного надежды на лучшее, светлое будущее. Он всеми силами пытается сделать этот мир чуточку лучше. Да, он – романтик, но право быть романтиком заслужил. Его «донкихотство» не иллюзорно, не мечтательно, а реально – он строит дома для других людей. Занимается самодеятельностью, чтобы: «ты, скажем, выступаешь, а люди тебя слушают и не перебивают». Тоже строительство, только немного другого рода, строительство человеческих душ.

Материал подготовили Татьяна Коростелева, Ксюша Ошиткова.
http://www.mtfontanka.spb.ru/pro_stceniym/67_68_09_10/02.htm


Когда бездарна пьеса, а актеры - кто в лес, кто по дрова, - не лучше ли убраться из театра?
 
AlenaДата: Четверг, 02.07.2009, 01:33 | Сообщение # 24
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Семен Спивак
/режиссер/

Художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке со своими студентами ставит «Жестокие игры» – известную пьесу Алексея Арбузова про конфликт поколений.

- Почему именно этот материал?

- В пьесе Арбузова обозначены проблемы, которые очень близки именно
студентам. Ведь спектакль о том, как молодые люди входят в большую жизнь и на их плечи ложится ответственность за слова и поступки, которую они еще не привыкли ощущать.

- Не считаете ли его старомодным? Все-таки пьеса была написана еще в 1978 году.

- Абсолютно нет. Спектакль транслирует вневременную истину: жить очень сложно, но жить стоит! Он сделан как некое философское обобщение.

- Расскажите о вашей работе со студентами. С чем они пришли к выпускному спектаклю?

- За годы обучения ребята-актеры научились очень многому, но главное – сочувствию к персонажам и, как следствие, их пониманию. А студенты-режиссеры сидели рядом со мной на репетициях «Дон Кихота», «Трех сестер», «Пяти вечеров», видели, как постановщик работает с артистом. Сейчас, мне кажется, они отбросили свою «скорлупу» и готовы стать мастерами.

Журнал "Собака.ру", июль 2009 г.
http://www.sobaka.ru/index.php?path=magazine/article/more/1956

 
AlenaДата: Четверг, 09.07.2009, 01:16 | Сообщение # 25
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Ребята, я после каждого спектакля готова от всей души благодарить вас за эту "маленькую", но такую настоящую, искреннюю, открытую, трогательную "жизнь на сцене", а после такого спектакля как сегодня - тем более! notworthy
СПАСИБО! heart

И вы, действительно, каждый раз по праву заслуживаете зрительских аплодисментов стоя! Все, без исключения! hands
Ещё раз, как после спектакля, хочется сказать вам "браво, вы молодцы!" flowers

 
AlenaДата: Пятница, 10.07.2009, 10:54 | Сообщение # 26
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Из интервью с С.Я.Спиваком в газете "Вечерний Петербург" от 29 июня 2009 г.:

- Одна из премьер, «Жестокие игры», - спектакль о взрослых детях, пытающихся обвинить родителей в собственных неудачах. В финале нет никакой навязанной морали, нет плохих и хороших, наказанных или прощенных. На одном из первых показов зал аплодировал стоя, люди более старшего возраста плакали. Вы не анализировали, за что именно был благодарен зритель?

- Мне кажется, что начинается новый этап осмысления нашей прошлой жизни. Мы понимаем, что не все в ней было плохо. Зритель был благодарен, потому что в спектакле была очень сильная, если можно так сказать, человеческая тема. Было огромное количество человечности! Это же вечная проблема: вхождение молодого человека в жизнь и ответственность старшего поколения за это отношение входящего в жизнь человека.

 
AlenaДата: Пятница, 10.07.2009, 11:18 | Сообщение # 27
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Quote (Алёна)
Одна из премьер, «Жестокие игры», - спектакль о взрослых детях, пытающихся обвинить родителей в собственных неудачах.

Интересное и, в принципе, верное определение - хотя, конечно, спектакль не только об этом wink

Quote (Алёна)
На одном из первых показов зал аплодировал стоя, люди более старшего возраста плакали.

Надо сказать, зрители и сейчас аплодируют стоя, а не только на премьере; и уходят растроганными и со слезами на глазах не только люди старшего поколения, но и молодёжь yes

Quote (Алёна)
Зритель был благодарен, потому что в спектакле была очень сильная, если можно так сказать, человеческая тема. Было огромное количество человечности!

Это точно!
 
AlenaДата: Суббота, 11.07.2009, 19:10 | Сообщение # 28
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Спектакль "Жестокие игры" получил гран-при I-го Международного молодежного фестиваля выпускных спектаклей творческих ВУЗов «Апарт».
Также дипломов удостоились Юра Сташин, Полина Булычёва, Артур Литвинов и Сергей Яценюк.

Поздравляем! flowers

 
AlenaДата: Воскресенье, 02.08.2009, 22:40 | Сообщение # 29
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
"Жестокие игры" создают атмосферу сопереживания

Молодежный театр на Фонтанке замечательным образом следует за афоризмом художника и режиссера Николая Павловича Акимова: «Лозунг «Дорогу молодежи!» лучше вешать не поперек дороги, а вдоль». Здесь не только создают спектакли для молодых, но дают им возможность реализовать себя в театральном процессе. Театр рискует. И выигрывает. Спектакль «Жестокие игры» - дипломная работа выпускника нашей театральной Академии Дениса Хусниярова (мастер курса и художественный руководитель постановки - Семён Спивак) - на мой взгляд, пример такого успеха.

Арбузовская история — из далеких советских времен. И одновременно - сегодняшняя. Время, увы, мало изменило проблемы отцов и детей, а боль одиночества и не понимания, увы, по-прежнему актуальна. Это печальная, в сущности, преемственность помогла ребятам. Денис полагает, что в процессе создания спектакля они «поймали одну волну»: «Все понимали о чем мы ставим спектакль. Так вышло,что каждому было, что рассказать своей ролью. На примере своей жизни и опыта... Спектакль, как мне кажется, может заставить человека сделать «работу над ошибками»,благо,что это никогда не поздно. Но каждый находит в спектакле свою тему...».
И не просто находит, но и открыто со-переживает, со-чувствует тому, что происходит.. А это нынче в театре редкость.

Эту «редкость» сознательно и талантливо выращивают в Молодежном. На эту задачу — чувствовать! - работает все. Режиссерское решение, дающее нам почти киношную возможность крупного плана, музыкальная стихия соединяющая эпизоды как нить бусы и создающая «течения» и «волны», которые несут нас... Куда? Возможно, к нам самим. (Кстати подбором музыки занимался сам режиссер). На эту же задачу работает и стенографическое решение — лаконичное, но дающее простор нашему воображению. (Художник, и тоже дебютант, - Елена Ракова). Свет точно добавляется в режиссерскую партитуру, создавая нужные акценты. (Художник по свету - Борис Силенко). Свет, как и музыка, «обволакивает» действие, не давая спектаклю развалится на эпизоды. А такая опасность скрыта в самой пьесе Арбузова.

Нет дорогостоящих эффектов, а чудо случается. Фрагмент обычной квартиры превращается в плот, а огромное окно — в парус. Фотографии на окне — «звуки времени». А все вместе — это мы, плывущие в океане жизни. Мы терпим крушения, бываем спасаемыми и спасателями, мы ищем причал и бежим прочь, когда нас жестко «швартуют». Мы ищем себя.
Точность атмосферы, подробность актерской игры, свобода от театральных штампов подкупают. В какой то момент ловишь себя на том, что эти молодые ребята поймали нечто неуловимое, что и поймать-то невозможно. И внезапно оказывается, что они «перепрыгнули» Арбузова и перекинули нас еще дальше — в мир Ремарка. И где-то рядом - его «Три товарища».

Зрители ощущают этот объем, созданный театром. И встают, в финале спектакля. Их переполняют чувства! Им хочется высказаться. Кто-то пишет на форуме: «Это спектакль о сломанных судьбах». А кто-то чуть иначе : «Ждет незнакомка на крылечке. С обычным именем … Судьба». А мне слышится детская считалка: «На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник портной...Кто ты будешь такой?». Кем бы будешь, каким? Зависит от тебя. И тогда «жестокие игры» - путь к нашему выбору.
Если мы чувствуем это, думаем об этом, значит выиграли все — и зрители, и театр.

Ирина Жукова
Газета "Невское время", 7 июля 2009 г.

 
AlenaДата: Вторник, 04.08.2009, 00:54 | Сообщение # 30
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
ЖИВЫЕ ИГРЫ ИЛИ БОДАНИЕ ДУБА С ТЕЛЕНКОМ

Читая творения иных критикующих, вспоминаю, как студенты театральной академии, которая в ту пору была еще институтом, на своих тусовках называли главного режиссера БДТ Гогой. И только потом - лет через десять - признали, что он - Георгий Александрович. Жаль, что многие застревают в том периоде, когда обо всем говорится сверху вниз.

Молодежный театр на Фонтанке представил публике премьерный спектакль «Жестокие игры». Это дипломная работа Дениса Хусниярова - выпускника Семена Спивака. Чтобы читатель слету попал в атмосферу "бодания", приведу одну цитату: «И хотя диплом, понятное дело, уже записан на Хусниярова, считать "Жестокие игры" доказательством его профессионализма весьма сложно... Хусниярову и невдомек, как жили, что чувствовали, как себя вели молодые люди 70-х... И "Старка" почему-то сродни водке по цвету, и лифчик да туфли на Неле по моде наших дней.".
Вот так - весомо, строго, зримо. Что ж, порадуюсь тому, что человек, написавший столь решительный приговор чужому труду, не входит в число тех, от кого зависит диплом Хусниярова. Впрочем, от этого человека вообще мало что зависит. Просто нынешние журналисты, «заведующие театром», почему-то полагают, что их профессия первична, а театр, спектакли, актеры - вторичны и существуют только потому, что они о них пишут. Но все наоборот. Да, могут критикующие потрепать нервы, испортить настроение, но, слава богу, их руководящие наставления нынче не ведут к закрытию театров и спектаклей. Да и замахиваются они своей «метлой» все больше на тех, кто невысоко сидит, а «священных коров», похоже, берегут. Должно же быть что-то "святое".

Но вернемся к самому спектаклю. И тут нам газетные полосы припасли еще одну цитату: «Они хотели как лучше, наверное. Они вряд ли понимают, что получилось «как всегда» – будучи не в состоянии по молодости лет почувствовать и понять все тонкости и нюансы произведения, они адаптировали его на свой вкус, выдав облегченную версию «лайт». И ошиблись».
Не согласна. Эти молодые люди смогли понять не только тонкости и нюансы советской - социальной и одновременно сентиментальной - пьесы Алексея Арбузова, но и сумели «прорастить» ее в наше время. И сделали это органично. Несмотря на не соответствующий цвет «Старки» и лифчики не того фасона. Меня лично они и вовсе не занимали.
Мне было важно другое. Время, увы, мало изменило проблемы отцов и детей, а боль одиночества и не понимания, увы, по-прежнему актуальна. И эта - печальная, в сущности, преемственность - помогла ребятам. Они выбрали из арбузовской пьесы то, что на их взгляд оказалось наиболее долговечным. А кто сказал, что режиссер не имеет права выбирать?! Более того, это его профессиональная обязанность - выбирать. А потом реализовать свой выбор так, чтобы мы его поняли и почувствовали.
Мне удалось и понять, и почувствовать.

Но мои ощущения субъективны. А потому мне всегда интересно, что задумывал режиссер, чтобы сравнить с тем, что у него в результате получилось. Точного совпадения замысла и воплощения, конечно же, не бывает, есть только степень приближения, которая, на мой взгляд, и есть уровень профессионализма. А помимо этого есть еще дар, который позволяет вложить в творение нечто такое, что режиссер вроде бы и не задумывал, но смог ощутить и, если хотите, наколдовать. Потом у что творчество - в том числе и тайна. Ее можно ощутить, но нельзя просчитать.
Однако для начала важно знать.
Денис Хуснияров определенно знал, чего хочет. Но я все-таки решила задать ему несколько вопросов.

- Вы сами выбрали эту пьесу? И насколько сильно вмешивался в процесс Семен Спивак?

- Материал я выбрал сам. Семена Яковлевича мы пригласили в мастерскую на готовый спектакль, на второй показ на зрителя. В театре, конечно же, он уже что-то поправлял, добавлял и обострял. А всю основную работу над спектаклем мы проделали сами.

- А что было самым трудным в работе? Вы же все - однокурсники, ровесники… В таком случае трудно убедить артистов, что ты - «главный по тарелочкам»…

- Самого трудного, наверное, не было. Потому что мы как-то поймали одну волну и работа шла сообща. Все понимали о чем мы ставим спектакль. Так вышло, что каждому было что рассказать своей ролью на примере личной жизни и опыта. Трудности были в другом - как рассказывать сегодняшнему зрителю словами тех лет о проблемах тех лет. Трудно было искать связь между теми ребятами и нынешними.
Пьеса, может, и старомодна... Многие так говорят. Но проблемы в ней очень современны. Взаимоотношение поколений, непонимание их друг другом. Их вражда. Их война. Внутренняя, конечно. Но она страшна тем, что последствия ее ужасны...
Кому-то в спектакле не хватило жестокости. Но в том-то и дело, что жестокость тут иная. Она без драк и крови. Но она калечит судьбы. Спектакль, как мне кажется, может заставить человека сделать "работу над ошибками", благо, что это никогда не поздно. Я уверен, что в зале сидят и Константиновы, и Каи, и Любаси. И есть шанс, увидев, что-то исправить… Разве это не актуальность?!

- А что на ваш взгляд самое важное для нынешнего театра? Чего ему не хватает? И что бы вы могли привнести?

- Мой мастер меня учил одной простой вещи: театр должен заставлять человека чувствовать. Сегодня театр лишился чувств. Драматургия сегодняшних авторов черствая, сухая, умозрительная и даже жесткая. Они отражают сегодняшний день, когда все закрыты, все берегут, все прячут. Отсюда и бесчувствие.
Не знаю, что я смогу внести в сегодняшний театр, да и кто я пока такой!? Но если идти в эту профессию, то только для того, чтоб пробуждать в людях простые человеческие чувства...

Именно это спектаклю, безусловно, удается. Но не для всех зрителей. Потому что, увы, чувствовать разучились не только в театре. Наша жизнь, к сожалению, во многом жизнь головастиков - думать-то кое-как думаем, а вот чувствовать совсем опасаемся. И живем в горе, думая, что оно - от ума. А оно - от неумения чувствовать.
Спектакль создает стихию, в которой рождается со-переживание, со-чувствие. А это нынче в театре редкость.
Эту «редкость» сознательно и талантливо выращивают в Молодежном. На эту задачу — чувствовать! - работает все. Режиссерское решение, дающее нам почти киношную возможность крупного плана, музыкальная стихия соединяющая эпизоды как нить бусы и создающая «течения» и «волны», которые несут нас... Куда? Возможно, к нам самим. (Кстати подбором музыки занимался сам режиссер). На эту же задачу работает и стенографическое решение — лаконичное, но дающее простор нашему воображению. (Художник, и тоже дебютант, - Елена Ракова). Свет точно добавляется в режиссерскую партитуру, создавая нужные акценты. (Художник по свету - Борис Силенко). Свет, как и музыка, «обволакивает» действие, не давая спектаклю развалится на эпизоды. А такая опасность скрыта в самой пьесе Арбузова.

Нет дорогостоящих эффектов, а чудо случается. Фрагмент обычной квартиры превращается в плот, а огромное окно — в парус. Фотографии на окне — «звуки времени». А все вместе — это мы, плывущие в океане жизни. Мы терпим крушения, бываем спасаемыми и спасателями, мы ищем причал и бежим прочь, когда нас жестко «швартуют». Мы ищем себя.
Точность атмосферы, подробность актерской игры, свобода от театральных штампов подкупают. В какой то момент ловишь себя на том, что эти молодые ребята поймали нечто неуловимое, что и поймать-то невозможно. И внезапно оказывается, что они «перепрыгнули» Арбузова и перекинули нас еще дальше — в мир Ремарка. И где-то рядом - его «Три товарища».
Зрители ощущают этот объем, созданный театром. И встают, в финале спектакля. Их переполняют чувства!

И несколько слов об актерах. Им тоже досталось от критикующих. «Стерлись характеры, растеряны причинно-следственные связи. Персонажи конфликтуют, но не остро, без болевых точек, без резких слов, произнесенных от отчаяния и растерянности, а как-то вяло, флегматично». Печально, что люди работающие со словом так узко понимают слово «конфликт». Но узость им не мешает. Они широкими мазками режут дальше «правду-матку». Например, про актера Сергея Яценюка, который играет Кая: «Уже известно, что он может играть лучше, чувствовать глубже, быть более нервным. В его персонаже опрокинутость увидеть хочется, надлом в душе: по-русски, чтоб с огоньком, но даже искры актер в «Играх» не высекает». Уж не знаю, как можно сыграть надлом с огоньком, но думаю автор этих «замечаний» готов продемонстрировать. И, как говорила моя бабушка, «Карл Маркс вам навстречу...». Гораздо интереснее отметить то, каков уровень погруженности в роль, как наполнены паузы, как осмысленны они. А молчание на сцене, как известно, бывает красноречивее произнесенного текста. И это удается не только Яценюку, но и всем участникам спектакля! Напряжение, которое создается в зале, ощутимо, его, что называется, можно ложкой есть. Не заметить его трудно. Но, как выясняется, возможно.

... Одна из музыкальных тем «Жестоких игр» - песня «Bella ciao», которая звучит в спектакле в трех разных вариантах. Забавно, что это песня итальянских партизан и, казалось бы, она так далека от героев пьесы.
И все-таки очень точна. Мы живем в боевое время, мы оккупированы прагматизмом и потреблятством, и сердце, загнанное в подполье, вынуждено вести свою партизанскую войну. И я - на его стороне. Режиссерская эквилибристика, не задевающая чувств, мертвая вещь. А мне интересно живое.

Ирина Жукова

 
Поиск:


На правах рекламы:


______________________________________________________________
лого
© Алена Хромина 2008-2025