|
"Валентинов день" - Страница 7 - Форум - Раз ступенька, два ступенька...
"Валентинов день"
| |
Alena | Дата: Суббота, 19.06.2010, 00:34 | Сообщение # 1 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Премьера - 22, 23 июня 2010 г. в 19:00 Автор пьесы - Иван Вырыпаев. Режиссёр-постановщик - Алексей Янковский. Художник – Александр Шишкин «Валентинов день» - это и продолжение и своеобразное переосмысление пьесы Михаила Рощина «Валентин и Валентина», которая в семидесятые годы имела необычайный успех в Советском Союзе. Это была история о том, как практичные взрослые из весьма меркантильных соображений разрушили любовь своих детей. На рубеже веков Иван Вырыпаев пишет свою версию. Его Валентине - уже шестьдесят, а она все мучается любовью к Валентину. Он еще в семидесятых успел жениться на нелюбимой им Кате. Через 15 лет случайно встретил свою Валентину в метро, лет пять метался между ней и женой. А потом умер от разрыва сердца в день рождения Валентины. И следующие 20 лет две женщины, любящие одного мужчину, живут вместе. Ненавидят друг друга, но привязанные прошлым, не могут расстаться. Время в пьесе плавно перетекает из прошлого в будущее. Но важно не время действия, а сами действия. Вырыпаев не зря в качестве эпиграфа ставит перед своей историей слова арабского философа Коры Аль Музани: «Не пытайтесь искать логику во времени – во времени логики нет. Не пытайтесь объяснить время логическим путем, времени, как такового, не существует. Есть две вещи: любовь и любовь». В ролях: з.а. России Екатерина Унтилова, Анна Геллер, Светлана Строгова, Дмитрий Сутырин, Александр Рыбаков, Константин Дунаевский, Сергей Малахов. Продолжительность - 2,5 часа. Спектакль идёт с одним антрактом. УЧАСТНИК АКЦИИ "СПЕКТАКЛЬ МЕСЯЦА"
|
|
| |
Marina | Дата: Воскресенье, 29.08.2010, 20:43 | Сообщение # 61 |
Почётный ступенечник
Группа: Модераторы
Сообщений: 2658
Статус: Offline
| ВАЛЕНТИНОВ ДЕНЬ 27 и 28 августа Необычная во всем постановка для Молодежного театра. Своеобразное развитие знаменитой пьесы Михаила Рощина «Валентин и Валентина», сделанное Иваном Вырыпаевым в стиле «новой драмы». На новой сцене ее представляет режиссер Алексей Янковский в сотрудничестве с художником-сценографом Александром Шишкиным. Это любовный треугольник, история разрушенной, разрушающей, но настоящей любви! В спектакле заняты: з.а. России Екатерина Унтилова, актеры - Светлана Строгова, Анна Геллер, Дмитрий Сутырин.
|
|
| |
Alena | Дата: Понедельник, 30.08.2010, 00:26 | Сообщение # 62 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| 10 сентября в 7:05 на канале "100 ТВ" можно будет посмотреть х/ф «Валентин и Валентина» 1985, «Мосфильм», СССР Режиссер: Георгий Натансон В ролях: Марина Зудина, Николай Стоцкий, Татьяна Доронина, Нина Русланова, Зинаида Дехтярева, Лариса Удовиченко, Борис Щербаков, Люсьена Овчинникова, Валерий Хлевинский, Юрий Васильев, Елена Антонова, Светлана Маслеева, Петр Щербаков, Рина Зеленая, Сергей Жигунов, Борис Щербаков Восемнадцатилетние Валентин и Валентина любят друг друга. Но родители не хотят считаться с чувствами детей, считая, что они лучше понимают, в чём их счастье. Но настоящая любовь может преодолеть любые преграды. http://www.tv100.ru/tvprog/view/1284087900/
|
|
| |
Нинелька | Дата: Понедельник, 30.08.2010, 16:41 | Сообщение # 63 |
Знаток театра
Группа: Пользователи
Сообщений: 437
Статус: Offline
| Quote (Marina) Эта работа стала одной из главных удач прошедшего петербургского театрального сезона. Согласна!!! Во второй раз посмотрела этот спектакль и снова понимаю, что он просто гениален. БРАВО!
Когда бездарна пьеса, а актеры - кто в лес, кто по дрова, - не лучше ли убраться из театра?
|
|
| |
Marina | Дата: Вторник, 31.08.2010, 00:55 | Сообщение # 64 |
Почётный ступенечник
Группа: Модераторы
Сообщений: 2658
Статус: Offline
| Нинелька, а как принимал спектакль зал? Был ли аншлаг?
|
|
| |
Нинелька | Дата: Вторник, 31.08.2010, 13:14 | Сообщение # 65 |
Знаток театра
Группа: Пользователи
Сообщений: 437
Статус: Offline
| Quote (Marina) Нинелька, а как принимал спектакль зал? Был ли аншлаг? Нет. Изначально зал не был распродан полностью, и после первого действия довольно много народа ушло. Что не помешало актерам блестяще доиграть спектакль!
Когда бездарна пьеса, а актеры - кто в лес, кто по дрова, - не лучше ли убраться из театра?
|
|
| |
Alena | Дата: Суббота, 04.09.2010, 13:35 | Сообщение # 66 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Судьба игры Молодежный театр вступает в новый этап своей жизни. Вслед за фестивальными торжествами новую театральную площадку начнет обживать спектакль «Валентинов день», премьера которого состоится 22 июня. Режиссер Алексей ЯНКОВСКИЙ рассказал о том, какая сила наполняет актера в минуты творчества, что такое настоящая любовь и почему он выбрал для постановки в Молодежном театре пьесу Ивана Вырыпаева. Досье Алексей Янковский - режиссер, актер, педагог. Окончил СПбГАТИ, класс А. А. Музиля. Стажировался в Мастерской Клима. С 1998 года по 2001 год — преподаватель СПбГАТИ, курс В. М. Фильштинского. С 1996 года по 2000 год — режиссер Театра Сатиры на Васильевском острове, Санкт-Петербург. С 2000 года по 2002 год — художественный руководитель петербургского театра «Особняк». Режиссер множества постановок, в том числе «Активная сторона бесконечности» и «Я… она… не Я и Я». Лауреат фестивалей «Новая драма», «Монокль» в номинации «За лучшую режиссуру». О пьесе «Валентинов день» Легче говорить о том, что было. О том, что будет, можно только мечтать. На меня никто не давил в выборе пьесы, Семен Яковлевич дал мне полную свободу - мне повезло. Почему именно Вырыпаев? Если говорить о «Новой драме» в целом, думаю, у каждого из новых драматургов есть по одной хорошей пьесе. Через них фрагментарно высказалось время. Это так называемый «транзит». Мне кажется, одним из плюсов пьесы «Валентинов день» является культурное влияние Михаила Рощина, под которым она создавалась. Поэтому, наверное, в ней звучат человеческие, или, если хотите, чеховские нотки. Как и в пьесах Чехова, здесь одним из главных героев является Время, которое длится только в воспоминаниях героев. Но парадокс в том, что нет прошлого или будущего, все существует одновременно. Время нелинейно, оно N-мерно, все существует одновременно, а театр объединяет его воедино. В этом смысле новая пьеса на основе старой – очень интересный опыт. Эта пьеса - как бы «жизнь после смерти», в прямом и переносном смысле. В ней люди ни в ад, ни в рай не попадают, они так и существуют ПОСЛЕ – живут, как неприкаянные, и понятия не имеют ни об аде, ни о рае. У них нет ключей.… Драма человечества в том, что мы не имеем ключей, мы их давно потеряли. Теперь можем только их нащупывать вслепую, путем потерь, катастроф и невероятных страданий. О любви Любовь – это всегда конфликт. И в «Валентиновом дне» он очень ясно прописан. В него втянуты все – Герои, Время, Вещи и даже политики. Но условие любой настоящей любви –страдание. Все, добытое без страдания, для БОГА значения не имеет. Это мы знаем на примере классического сюжета «Ромео и Джульетта». Ведь первая любовь – это максимализм. Люди говорят: «Я тебя люблю, а остальные - враги»… Я ехал в маршрутке, там девушка парню говорит: «Я кроме тебя никого не люблю!». Мне хотелось в другое ухо шепнуть ему: «Беги!» Потому что направлять чувство на одного человека и отрицать весь мир – это заведомое столкновение, и вы никогда не выйдете из него победителем. О «диагностике» пьесы Я считаю, что театр – это коллекция актеров, костюмов и пьес. Что касается режиссера, то эта профессия похожа на профессию врача. По внешним признакам пьесы режиссер определяет ее внутреннее содержание. Если его «диагноз» оказывается правильным, то происходит в данном случае то, что мы называем «чудом театра». Если же - не…то и не… О процессе Когда вы бросаете камень в воду – круги расходятся одновременно во все стороны. Если в результате репетиционного процесса вы находите этот «центр» - зритель начинает видеть всю картину. Так он включается в процесс, который в театре является одним из важнейших условий. О драме Для меня драма – это стена. Актер стучится в непреодолимую стену, он кричит: «Нет выхода! Нет выхода!» Он должен иметь драматический дар, чтобы зритель сочувствовал ему. Это очень важно - в театре зритель должен сочувствовать, ведь публика всегда за обиженных (в отличие от спорта, где публика – за победителей). Зритель должен смотреть на сцену, и ему должно быть жалко себя, а не персонажа.… И вот актер стучит в эту стену – зритель сначала сочувствует ему, потом устает от сочувствия (ведь силы небеспредельны), и тогда сам начинает видеть выход из ситуации. Конечно, актер-то выход знает, но зрителя специально заводит в тупик, чтобы в нем просыпалось Чувство. Пьеса является неким сильным высказыванием и если его правильно сыграть, ответ появится в голове публики. О зеркальности Сцена – это зеркало. А когда вы смотрите в зеркало, все, что для вас является правым, то для зеркала становится левым. Актер на сцене идет направо, а относительно зрителя он идет налево. Так в театре возникают два «движения»: актер мыслит как бы против часовой стрелки, а зритель - по часовой. Актер играет с прошлым - зритель видит будущее. Актер кричит на сцене, что Бога нет, а зритель, меняя правое на левое, смотрит и думает: «Да нет, пожалуй, Бог есть!». О работе над спектаклем Можно репетировать от частного к целому, а можно - от целого к частному. Вот мы репетируем именно так - от целого к частному. Я всегда говорю актерам: мы не знаем, что думали герои, но мы знаем, что они говорили». Когда ты правильно говоришь – ты начинаешь понимать смысл истории. Еще актер должен понимать, что играет он перед всем миром, а эти триста человек в зале – только свидетели игры. Зрители по каким-то причинам могут тебя не понять, но если мир откликается на то, что ты делаешь на сцене, то и подсознание зрителя начинает «включаться». О зрителе Главное – доверять публике. Не нужно ей ничего объяснять. Нужно верить, что публика талантливее тебя. Во многом вопрос зрительской культуры – это вопрос воспитания. Толпа не является зрителем. Зритель – это человек, которого с детства водили в театр, и он научился «зрить». Смотреть на красоту – это ведь очень сложная работа, - то, что в литературе и философии называется «духовный труд». У варвара красота вызывает агрессию, ему хочется эту красоту уничтожить, потому что перед ним что-то большое и непонятное. А человек боится, когда он чего-то не понимает. Если красота вызывает агрессию – значит, мы имеем дело с полным отсутствием культуры. О Молодежном театре Для меня это не просто театр. Он один из уникальнейших театров в этом городе, у него есть своя публика, которая радуется его удачам, прощает ошибки, следит за экспериментами, а главное - любит театр... Это очень важно. Но еще важнее то, что для руководства театра приоритетнейшими являются художественные задачи. Это не просто слова. Я придирчивый зритель, но могу сказать, что многие спектакли Молодежного театра для меня стали настоящим откровением. Например, «Три сестры» стали для меня первой в жизни встречей с живым и не водевильным Чеховым в театре, потому что внутри этой постановки было что-то невероятно точно угадано. Таких примеров очень много и я буду очень рад, если наш союз с Молодежным театром станет удачным и плодотворным. Сейчас сложно говорить о результате, так как мы еще в процессе. Есть вещи, которые случаются в последнюю секунду перед событием, в нашем случае – перед премьерой. Все остальное – лишь наши догадки. И вот я поделился с вами своими догадками, а подробности пусть останутся в секрете. Беседу вела Оля Воробьева Газета "PRO-сцениум" №9-10 (89-90), май 2010 г. http://www.mtfontanka.spb.ru/pro_stceniym/89_90_09_10/03.htm
|
|
| |
Marina | Дата: Понедельник, 20.09.2010, 00:38 | Сообщение # 67 |
Почётный ступенечник
Группа: Модераторы
Сообщений: 2658
Статус: Offline
|
|
|
| |
Alena | Дата: Четверг, 30.09.2010, 20:34 | Сообщение # 68 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| Жизнь и один день, полные нелюбви История «Валентинов день», лежащая в основе нового спектакля Молодежного театра, является продолжением известной пьесы Михаила Рощина «Валентин и Валентина». В советские времена пьесу Рощина эксплуатировали вовсю, даже одноименный фильм был снят режиссером Георгием Натансоном (роли в нем исполняли юная Марина Зудина, Николай Стоцкий, Татьяна Доронина и Нина Русланова). Ныне драматург Иван Вырыпаев в пьесе «Валентинов день» додумал, что могло бы случиться в наши дни с героями - в ту пору восемнадцатилетними детьми, против брака которых были настроены родные. Спустя годы, в эпоху «Валентинова дня», Валентина (Дмитрий Сутырин), периодически являющегося в воспоминаниях героинь, нет в живых. А его женщины - возлюбленная Валя (Екатерина Унтилова) и ставшая законной женой Катя (Светлана Строгова) - живут... в одной квартире и вместе собираются отметить то ли день рождения Валентины, то ли день смерти мужчины, связавшего их навсегда. Валя и в 60 лет осталась примером советской правильности, а Катерина спилась и, сама того не заметив, продала все свое барахло, включая и саму квартиру, Валентине. Для показательности образа (или для насмешки?) режиссер (он же художник) одевает Катю в затрапезный ватник. Чувства, которые обе женщины испытывают по отношению друг к другу, весьма противоречивы, ведь Катя прекрасно знает, что в последние годы жизни ее мужа бывшая возлюбленная была его любовницей. Как тут не запить! Однако и с положительной Валентиной беда: она явно страдает психическим недугом. Речь Унтиловой форсирована, поведение демонстративно, а все ее обращения к публике, связанные с любовью к чужому мужу, скорее напоминают кликушество. То она декламирует свои воспоминания и провозглашает в духе французского классицизма вечное страдание по отнятой любви, то, не помня себя, хватается за ружье и стреляет в соседку по несчастью... Сие как-то не связывается с достаточно высокопарным эпиграфом спектакля, поставленного режиссером Алексеем Янковским. Слова арабского философа IX века «Не пытайтесь искать логику во времени - во времени логики нет. Не пытайтесь объяснить время логическим путем, времени, как такового, не существует. Есть две вещи: любовь и любовь» скорее только указывают на явную логику в трансформации судеб героинь и отсутствие в них настоящей любви. Уродливая жизнь Валентина и Валентины, так и не нашедших в себе смелости признать ошибку молодости и соединить свои жизни, кажется логичной до тошноты (жизнь эту постоянно преподносят зрителю как эпизоды прошлого). Таких примеров в реальности хоть пруд пруди, и время всегда работает не на трусов. Выхода из страдания, провозглашенного символом любви, парочка бывших влюбленных даже и не ищет: живет себе, изматывая психические ресурсы друг друга, а заодно и спровоцировавшей в юности их расставание Кати (юную и зрелую Катю играет Анна Геллер). Последней легче - она, если что, и матом ругнуться может... А вот Валентин и Валентина, зачем-то сдерживая себя, постоянно рисуются (перед кем - неизвестно!), изображают неразрешимые, по их мнению, мучения. Накануне смерти неуравновешенный Валентин, напившись, разнесет «в хлам» постылый семейный очаг и умрет, оставив возможность выяснить отношения несчастным женщинам, потерявшим в этой «войне за нелюбовь» все - от здоровья до чувства собственного достоинства. Собственно, и жизнью-то такое существование назвать нельзя. Так о чем же разговор вели?.. Екатерина Омецинская Издательский дом «ШАНС», 29.09.2010 г. http://www.chance.ru/news/index.html?w1bk31pa
|
|
| |
Alena | Дата: Суббота, 02.10.2010, 19:54 | Сообщение # 69 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| ПЛОЩАДЬ ЛЮБОВНОГО ТРЕУГОЛЬНИКА Молодежный театр на Фонтанке закрывает сезон премьерой, демонстрирующей простой и предсказуемый тезис: в новом доме — новая жизнь. В только что открытом богато реконструированном здании в Измайловском саду спектакль Алексея Янковского «Валентинов день» по пьесе лидера «новой драмы» Ивана Вырыпаева смотрится отлично. И дело не в технических изысках, не в эргономике пространства, а в смелости и мастерстве. Честно признаться, увиденное стало неожиданностью. В театре, который все привыкли считать — в положительном смысле, но все же — «ширпотребовским», развлекательным, простым и внятным, увидеть сложносочиненную крепкую работу европейского качества и фестивального формата — культурный шок. Прежде всего это в плюс творческой политике художественного руководителя «Молодежки» Семена Спивака, который и молодежи доверяет, и иностранцев умеет заинтересовать, и с такими мастерами, как Алексей Янковский, решил сотрудничать. Янковский — актер и режиссер, выпускник петербургской театральной академии, стажировавшийся в московском Центре им. Вс. Мейерхольда. Практический знаток современной драматургии, любимый многими российскими театрами постановщик, лауреат фестиваля «Новая драма». Рассказанная им история, положенная на героическую музыку Эдуарда Артемьева и Дмитрия Шостаковича и снабженная «полетом в космос» персонажей и картонных декораций под пробирающий до костей бодряк хорового пения, — вневременная, внежанровая, культивирующая любовь возвышающую и калечащую. В основе — переработка популярного сюжета любовного треугольника времен советских 70-х как «некое продолжение пьесы Михаила Рощина «Валентин и Валентина». А точнее — «мелодрама с цитатами в направлении примитивизма» (так гласит программка со сноской для непосвященных, что в драматургии мелодрама есть пьеса с острой интригой и преувеличенной эмоциональностью). Три Кати живые — в блистательном исполнении Анны Геллер и Светланы Строговой, три — картонные — фотоабрисы в натуральную величину: девчонка-пионерка, девушка, верящая в большую и чистую любовь, хваткая женщина с ищущим этой любви взглядом. Валентин и Валентина разных лет — каждый в одном лице (Дмитрий Сутырин и Екатерина Унтилова). Он — почти манекен, полукартонная номинальная фигура, с которой можно соответствующим образом обходиться: чистить на нем одежду, приглаживать ему волосы, придавать ему надлежащие позы, кроить под себя, чем две любящие его женщины наперебой с упоением и занимаются. Она — застывшая в состоянии «безутешная безумная плакальщица», дама без возраста, статичная или двигающаяся предельно сдержанно, позволяет себе лишь энергично жестикулировать руками. Руки у женщин здесь выражают ту решимость, которой не хватает характеру. Руками размахивают, машут, как крыльями, выбрасывают их вперед и вверх со сжатыми кулаками. Руки раскидывают в стороны — и летают. И это полеты во сне и наяву, взлеты души, команда самим себе: поднимись над суетой. Артистов открыто, не таясь от публики, цепляют к тросам ассистенты режиссера цирковых трюков Анатолия Яроша. Но это не аттракцион ради зрелищности, а тот редкий случай, когда уместно и показать «кухню». А еще — речь. Хорошо поставленная речь, оперная практически техника. Громкая читка с посылом в лицо партнеру или в зал, до последнего ряда галерки. Слова артисты произносят жуть как звонко, с дерзостью и даже наглостью, за которыми, впрочем, прячется страх, неуверенность и обида — на себя, на людей, на судьбу. Так дети шумно капризничают, так подростки активно нарываются на конфликт, так взрослые транслируют боль, так в любом возрасте и состоянии утверждаются. Реплики выталкиваются, как спортивные снаряды, рывками, диафрагмой, с правильным дыханием — и сбитыми интонациями, ибо по тексту не может быть все почти на одной ноте, а по структуре спектакля — может и должно. Удивительно, что эти «речевки» не раздражают и не надоедают. Наоборот, номинальную, почти формальную декламацию почти сразу воспринимаешь как единственно правильную подачу, которая и доносит смысл. Самые мощные эпизоды — именно с Катей. Строгова и Геллер энергичны, активны и харизматичны — по контрасту со сдержанными скромниками Валентином-Сутыриным и Валентиной-Унтиловой, которые маются и демонстративно бледны — на лицо и на поступки. Только раз каждый из них хватается за ружье, чтобы убить Катю, которая мешает их любви. Любовь — ключевое слово у Вырыпаева. Он рассуждает о ней, мусолит ее, терзается ею, показывает ее во всех — высоких и неприглядных — проявлениях. А вслед за ним — и актеры. Бьет по ушам и по сердцу сцена «звукового письма», которое читает Катя-Геллер. Одетая (точнее сказать — расфуфыренная) в синее приталенное пальтецо и малиновый мохеровый берет, вспрыгнув на массивный круглый стол, она скидывает винтажные туфли и, зажав их в руке, выкрикивает свое «письмо Татьяны к Онегину». Дерет горло шершавым комком и царапает нервы вид нелепой спившейся Кати, к спине которой приколот булавкой воздушный шар. Носится она то с ружьем, то со своим подарком ко дню рождения Валентины — блинным тортом и початой бутылкой водки. В минуты катастрофические, отчаянно мелодраматичные, выступает хорохорящимся рыжим клоуном (Валентин и Валентина — клоуны белые, слегка бунтующие Пьеро со слезой). И тогда Катя «принаряжена» то в лыжницу — пассажирку незабвенных «лыжных электричек», то в фигуристку, невесть как оказавшуюся на катке среди «нормальных людей». Так и ковыляет по сцене то на лыжах, то на коньках со своим шариком, который смешно застревает в картонном дверном проеме. Катя шестидесятилетняя одета, как капуста. Однажды перед грозящим ей расстрелом из ружья («Игра судьбы, или Судьба игры» — по валентиновой легенде один патрон боевой, другой холостой, на деле — оба холостые) она раздевается, играя в Зою Космодемьянскую и снимая с себя слой за слоем годы: ватник и несуразные штаны, какие-то кофты, телесного цвета старушечьи чулки с пузырями на ревматических коленках, шерстяные носки — и остается в посеревшей комбинации, в которой щеголяла перед мужем Катей сорокалетней. Артисты Молодежного театра такому спектаклю в своей афише рады и благодарны. Им интересно. Они воодушевлены. Постоянный же зритель Молодежного, «прикормленный» доброй лирикой и привыкший к искрящейся буффонаде, «Валентиновым днем» смущен. О, ему понравилось. Очень. Он ерзал в кресле, подавался вперед, сопереживал, грустил, думал, улыбался загадочно чему-то своему, внутренним думам — был явно неравнодушен и задет, испытывал сладкую боль. Тем не менее, честно отхлопав финальные поклоны, признается, что вообще-то привык ходить в театр, чтобы отдыхать и отвлекаться от тяжелых своих рутинных будней. А тут ему душевную работу предложили, к которой он пока не вполне готов. Мария Кингисепп Известия Санкт-Петербург, 27.06.2010 г. http://www.izvestia.ru/spb/article3143336/
|
|
| |
Alena | Дата: Суббота, 02.10.2010, 20:04 | Сообщение # 70 |
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
| ЛЮБОВЬ МЕЖДУ ВЕКАМИ Едва закончился юбилейный фестиваль Молодежного, а неугомонный театр через неделю выпустил премьеру: «Валентинов день» по пьесе Ивана Вырыпаева. Года два Семен Спивак грозился: «Появится вторая сцена, и мы будем приглашать юных режиссеров с дерзкими, спорными проектами». И вот она, дерзость… Правда, сорокадвухлетнего Алексея Янковского мальчиком не назовешь, но что касается авангардизма, пособничества «новой драме», то здесь всë в порядке. В спектакле ничего общего со стилистикой Молодежного. Не тепло, не светло, не жизнеподобно. Как высказался сам режиссер в интервью: «Мои спектакли нельзя съесть. К ним можно прикоснуться, понюхать…». Давайте понюхаем. Янковский смотрит на государственные театры как на египетскую пирамиду. Чужое, древнее, в чем-то смертоносное, но отдельные блоки надо спасать. Десять лет назад он организовал Санкт-петербургскую мастерскую по реабилитации актеров государственных и академических театров драмы. Теперь взялся реабилитировать артистов Молодежного. Звезды-спивакистки пошли ему навстречу, доказали свою творческую подвижность Любвеобильные режиссеры Между Янковским, театром имени Измайловского сада есть и нечто общее. Буклет Молодежного к 30-летию озаглавлен: «Территория любви». Спивак в качестве своего творческого метода называет любовь. Янковский также сетует на отсутствие любви в людях, театре. Вот они и встретились. В смысле, Янковский со Спиваком. Конечно, их не могла не привлечь фантазия Ивана Вырыпаева 2001 года. Действующие лица «Валентинова дня» заняты одной любовью. Только случайная жена Валентина служит проводницей, однако всю дорогу до Владивостока и обратно плачет о той же, вышеупомянутой любви. Учтем только: любовь для Спивака и Янковского различна. У Спивака побег жениха из-под венца в «Касатке» — явление отрадное и перспективное. У Вырыпаева с Янковским брак мучителен, вечно любящая Валентина называет себя специалисткой по страданию. Матерый мужчина Валентин (пьеса — продолжает рощинскую драму «Валентин и Валентина» 1970-х годов) в расцвете лет умирает от нестерпимой любви вкупе с инфарктом. Словом, есть о чем поволноваться публике. Существуют при этом две точки зрения. Одна: чрезмерность страстей с элементами абсурда — авторский стëб. Как, например, воспринимать ремарку: «Налетавшись над Витебском, все исчезают»? Другая: разговор идет сугубо серьезный, без дураков. Перед нами простой философско-поэтический театр. Ведь безумно-любовный вырыпаевский фильм «Эйфория» иронии не предполагает. Трагично до ужаса! Медея из коммунальной квартиры И Янковский не из скоморохов вышел. Окончил исторический факультет Ленинградского университета по кафедре древней Греции и Рима. Последствия классического образования сказываются с первой же минуты действия. Валентина (Екатерина Унтилова) скандирует свое сообщение о случившемся дне рождения (совмещенном с поминками), как монолог «Медеи» Еврипида. И ручка лодочкой по-древнеегипетски в течение получаса отставлена вбок. Чем-то это напоминает манеру читки из «Эдипа-царя» Теодораса Терзопулоса (Александринский театр). Терзопулос объяснял: «Взгляд персонажа трагедии устремлен через головы, туда, где находится Бог». Не знаю, насколько осознано Янковским сближение с принципами греческого режиссера, однако с Богом и Михаилом Сергеевичем Горбачевым (во сне) герои-вырыпаевцы беседуют регулярно. В равной степени, чудятся мне приветы от Всеволода Мейерхольда и его символистского театра начала ХХ в. Но вернемся к нашим современникам и землякам. Соперница по любви и соседка по квартире Катя (Светлана Строгова), забубëнная алкоголичка, вроде, на античные истоки не претендует, выкрикивает текст на манер шпрехшталмейстер в цирке. Как замечает драматург в ремарке: «скверным голосом». Привычка перекрикиваться из разных концов сцены (демонстрируя взаимную отчужденность), видимо, постепенно вытесняет уютный «шептательный» реализм. Увы, не все и не во все моменты спектакля кричат. Кати! Равняйсь! Героическая Унтилова к финалу соскальзывает (правда, по замыслу постановщика) в человеческое поведение с обыденными интонациями. В остальном ее облик высокой статной красавицы в чëрном вечернем платье с обнаженными плечами остается неизменным. Катя размножается до неприличия. Мало того, что делится на два персонажа: шестидесятилетняя (Строгова) и восемнадцати-сорокалетняя (Анна Геллер). Каждая временница тоже меняется. Катя-старуха под дулом ружья сбрасывает с себя грязный, серый ватник, штаны и как бы сбрасывает личину охальной пьянчужки. Мы видим эффектную женщину (какой она является в «Трех сестрах»). В одной сорочке. Шуточность (или многозначность) распределения ролей — в том, что три исполнительницы играют трех сестер в чеховской драме. А Унтилова играла Катю в «Грозе». На Анну Геллер сваливается сложная задача: воплотить тему нелинейности, нелогичности времени. Она перепархивает от Кати-пионерки (то есть задолго до 18 лет) к ней же комсомолке, а также Кате-героине железнодорожного труда. Далее в произвольном временном порядке, зигзагом. Катя-выпивоха бросает в лицо Валентине, подворовывавшей у нее мужа 20 лет назад: «Я, в отличие от тебя, нормальна». Конечно, тëтя преувеличила свою нормальность, однако характер дарования Геллер не позволяет ей выдерживать в течение двух с половиной часов отстраненную манеру символистского театра. Меняя внешность почти до неузнаваемости, Геллер частенько говорит естественно, эмоционально наполнено. В такие минуты я жалел режиссера, но мне эти неправильные фрагменты понравились. И думалось: не зря Валентин отказался от традиционного решения конфликта, не развелся с постылой супругой. Поторчав на вершине горной любви, хочется попастись на равнине. «Парней так много холостых…» Предмет, раздираемый двумя женщинами, то есть Валентин (Дмитрий Сутырин), — существо загадочное. Я имею в виду персонажа и актера. Персонаж меньше выражает свою идеологию, чем его возлюбленные, весь в себе. Несчастен по определению. Актер не поддается соблазнам условного театра. Участник многих телесериалов, Сутырин строго придерживается реалистических позиций. Выстоял, как петровский дуб Измайловского сада. Спектакль что гидра. Четыре актерские головы индивидуальны, а туловище-режиссер — одно. Что же нам хотел поведать Алексей Янковский с помощью актеров Молодежного? Он сурово заявляет: занимаюсь технологиями. Под технологиями, понятно, не подразумеваются полеты Кати, ее двойников, под колосники и в космос. Даже не удивительный подъем целой раздолбанной квартиры в воздух (таковы ресурсы новой сцены). Имеются в виду, прежде всего, актерские технологии. И здесь существуют возможности для дальнейшей монтировки, балансировки. Каждое новое представление — иное. То у Геллер пару гаек подвинтили, то Строгову направили под другим углом. Уже другая конструкция. Для адекватного впечатления надо ходить на каждый спектакль. Отдельные зрители этого не знают. Сколько лет шестидесятнику? К «технологиям» относится и проблема времени в постановке. Помнится, одна младая театроведка делала в Одессе доклад про шестидесятников. В ее изложении они — что-то вроде неандертальцев (почему-то некоторые до сих пор живы). У Янковского c Вырыпаевым картина сложнее. Идет ли речь о тридцатых годах или XXI веке (под конец Валентина обращается к нам из 2012 года) — время фантастично. Валентина-Унтилова похожа не только на Медею — на Фосфорическую женщину («Баня» В. Маяковского) из будущего тоже. Фосфорическая женщина-Валентина «прилетает», Катя в скафандре улетает на Марс. Видимо, по мнению Янковского (верящего арабскому философу IX в. Кора Аль Музани), нет прошлого и будущего (или они взаимозаменяемы) — есть одна великая любовь. Пространство тоже условно. Я, само собой, упрощаю философскую концепцию спектакля. Во времена античности и времена перестройки люди убивали за любовь, умирали за любовь. Чего и Вам желаю! Все-таки конкретные эпохи, поколения существуют. Молодым «Валентинов день» импонирует, древние смущаются новаторством. Так и должно быть. С экспериментом, Молодежный! Евгений Соколинский Петербургский Час Пик, 30.06.2010 г. http://ptj.spb.ru/pressa/lyubov-mezhdu-vekami/
|
|
| |
|
|