Форма входа

Поиск

Наш опрос

Какой раздел данного сайта нравится Вам больше всего?
Всего ответов: 348






Суббота, 12.07.2025, 06:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
"Дон Кихот" - Страница 16 - Форум - Раз ступенька, два ступенька...


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
"Дон Кихот"
AlenaДата: Суббота, 10.05.2008, 04:26 | Сообщение # 1
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline


"Дон Кихот"

В начале июня (3 июня 19:00 - генеральный прогон на зрителя, 4 июня 19:00 - премьера) на сцене Молодежного театра на Фонтанке - премьера. Художественный руководитель театра, н.а. России Семен Спивак выпускает спектакль по пьесе Михаила Булгакова «Страсти по Дон Кихоту».

Инсценировка знаменитого романа Мигеля де Сервантеса была написана Булгаковым в 1938 году для Вахтанговского театра. Пьеса долго не получала цензурное разрешение и была поставлена только после смерти автора, а опубликована лишь в 1962 году. Она имеет сложную сценическую судьбу и сегодня практически не востребована театром. Тем интереснее современный взгляд на хрестоматийный сюжет.

Главный герой булгаковской пьесы – одиночка, странствующий рыцарь, неприкаянный человек. Дон Кихот - личность неординарная, нигде не встречающая понимания и сочувствия. Его странствия принимают за бродяжничество, отвагу – за безрассудство, бескорыстие - за безумство. Тема одиночества, почти эпической тоски по утраченному раю – одна из главных тем, интересующих режиссера Спивака. Наверное, именно поэтому после долгого и кропотливого выбора он остановился на герое Сервантеса и Булгакова.

В роли Дон Кихота зрители увидят Андрея Шимко, который совсем недавно сыграл Тригорина в нашумевшей «Чайке» Кристиана Люпы (Александринский театр). В спектакле Молодежного театра А.Шимко создает романтический образ странного чудака Дона Кихано, уходящего от убогой серости и обыденности повседневной жизни в мир, созданный им самим, где все раскрашено в яркие цвета, где есть место чудесам, колдовским чарам и великанам. Верного оруженосца Кихота сыграет Роман Нечаев. Роль хитрого и практичного Санчо, не верящего ни во что, кроме своей деревенской смекалки, станет очередной крупной работой этого актера после ролей Яго («Отелло») и Соленого («Три сестры»).

В спектакле заняты актёры:
Андрей Шимко
Роман Нечаев
Надежда Рязанцева
з.а. России Татьяна Григорьева
Евгений Клубов
Алексей Одинг
Наталья Паллин
Андрей Кузнецов
Леонид Осокин
Марина Ордина
Владимир Маслаков
Александр Андреев
Василий Гузов
Сергей Гавлич
Петр Журавлев
Александра Бражникова
Станислав Мухин
Светлана Строгова
Екатерина Дронова
Александр Куликов
и студенты актерского курса Семена Спивака (2004-2009 гг.)

КУПИТЬ БУКЛЕТ К СПЕКТАКЛЮ "ДОН КИХОТ"

УЧАСТНИК АКЦИИ "СПЕКТАКЛЬ МЕСЯЦА"
 
AlenaДата: Воскресенье, 10.01.2010, 00:19 | Сообщение # 151
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline

Интересный режиссерский замысел стимулирует воображение актеров, и они работают свежо и оригинально, как, например, трио Н. Рязанцева — Е. Клубов — А. Одинг в сцене перевоплощений. В спектакле занято много артистов, среди них и студенты курса С. Спивака. «Массовка» здесь несет на себе немалую нагрузку: юные артисты играют на музыкальных инструментах, поют и танцуют. Музыкальное оформление (Иван Благодер и Владимир Бычковский) во многом способствует созданию особой атмосферы спектакля и словно бы раздвигает границы малого пространства сцены.
http://maskaplus.ru/index.php?id=gallery&photo=4&album=200809072817

 
AlenaДата: Суббота, 08.05.2010, 03:40 | Сообщение # 152
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
ДОН МОЛОДЕЖНЫЙ ЛАМАНЧСКИЙ

М. Булгаков. «Дон Кихот». Молодежный театр на Фонтанке.
Режиссер-постановщик Семен Спивак, художник-постановщик Семен Пастух

Замысел поставить «пьесу по Сервантесу» Булгакова вызывает уважение. Театр хочет, чтобы мы проникли в сознание, в психику, в строение жизни людей особенных, не от мира сего, «с фантазиями», «идиотов» и «клоунов». Назначение на главные роли подтверждает благородство идеи С. Спивака: его испанских сумасшедших играют артисты, которые за «сдвинутой» поверхностью человека всегда обнаруживают сложность, мучения и глубину внутренней жизни. Чего стоит измученный творчеством и ревностью художник Пьеро Андрея Шимко (в пластическом спектакле «Подвенечная фата Пьеретты» в «Приюте Комедианта»), чего стоит печально-драматический отчаянно влюбленный Соленый Романа Нечаева (в «Трех сестрах» С. Спивака)! Ведь могло быть иначе, и роли Дон Кихота и Санчо были бы даны комедийным характерным актерам, и зрительские клишированные ожидания смехотворного сюжета были бы удовлетворены, но нет: Спивак хочет ставить драму. Конечно, у Булгакова болезненная и особенная драма, написанная именно в ХХ веке. «Я боюсь, не вылечил ли он меня» — вот в чем финальная катастрофа героя, вынужденного в итоге потерять свой безумный взгляд на мир, остаться «пустым», как он в отчаянии говорит, и умереть. Кстати, значительно позднее булгаковской пьесы подобную идею мировой театр получил, полюбил и раскрутил в «Эквусе» П. Шеффера, где героя вылечивают, превращая в такого, как все, без сдвигов, но и без особенного содержания жизни. Тут вечная идея «нищих духом», очень, кстати, важная для русской культуры, которую невозможно представить без пушкинского юродивого Николки, без гоголевских сумасшедших, без персонажей Достоевского и так далее вплоть до новой «новой» драмы.

Актерский дуэт Андрей Шимко — Роман Нечаев в любом спектакле, а на этом материале особенно, драматичен и содержателен. Это их роли по существу, по тому внутреннему багажу, тому изначальному драматизму и тому театральному стилю (способу игры), с которых начинается любое актерское создание. Здесь подтверждается идея из только что вышедшей у нас книги теоретика Эудженио Барбы: существо театрального впечатления не вполне и не впрямую связано с «содержанием» спектакля, есть другое содержание (без кавычек), чисто театральное, и оно может затягивать и увлекать зрителя, помимо пьесы, режиссуры, концепции и прочего разумного наполнения постановки. Вот так с Шимко и Нечаевым. Они содержательны сами по себе, актерски. В какие-то моменты они наполняют сервантесовские фигуры жизнью своих предыдущих персонажей. В актере А. Шимко живут исполненные им роли — два Гамлета из пьес конца ХХ века («Дисморформания» В. Сорокина, «Король и принц» А. Радовского) плюс Пьеро (в шницлеровской символистской арлекинаде), плюс король-самодур из «PRO Турандот» в постановке А. Могучего, плюс мучающийся творчеством Тригорин из мира К. Люпы, и еще, между прочим, Санчо Панса из володинской «Дульсинеи Тобосской», сыгранной в ТЮЗе. Честно говоря, мне трудно найти в роли Дон Кихота другие содержательные мотивы, что-то существенное добавляющие к перечисленному. Может быть, свойственно именно этой роли капризное детское желание поиграть (например, в первой сцене с цирюльником). Из обычно сложного у Шимко персонажа с разломанным сознанием (похожего на Гамлета «Дисморфомании») здесь сразу изымается сложная душевная организация, и остается психопатология. Видимо, было задумано начать роль с поверхности, с дикости поведения человека и постепенно проникнуть в глубинные мотивы, в сложную и возвышенную жизнь души рыцаря. Первая задача решается убедительно на протяжении почти всего действия: двойная реальность Дон Кихота сыграна как клиническая мания, и его бессмысленные похождения доставляют такие несомненные мучения всем многочисленным окружающим, и плохим и хорошим, что мы сочувствуем им и, получается, сочувствуем обыденному сознанию. Заявленный режиссером и актером перед премьерой замысел о детском сознании Дон Кихота не реализуется на сцене и, видимо, не может реализоваться, во взрослых ситуациях драмы такое сознание срабатывает патологически, а план философских монологов оно убивает беспощадно. Есть ощущение, что нам доказывают, как опасно романтизировать психически нездоровых людей; да, они испытывают мучения, но не становятся оттого более терпимыми. Понятно, такое не было задумано. Но непропорциональность планов в роли пока слишком велика, и переключение образа заигравшегося инфантильного самодура в бессильного больного, чью свободу ограничивают чужие люди, происходит неожиданно и резко, лишь к концу четвертого часа спектакля. Да и разве дело в окружающих плохих людях и страдании от них? Скорее, в богатстве рыцарского сознания Дон Кихота, которое можно отыскать в нем с самого начала, или в невозможности быть нормальным в окружающей жизни, или в либерально-декадентском разрыве с обыденностью, или иной режиссерской интерпретации «ненормальности» Дон Кихота как философского феномена.

Роль Дон Кихота, кажется, лучше разработана на уровне текста и ситуаций (и то и другое — бредовое), чем в том течении жизни рыцарского духа вне обыденных реалий, которую не понимают и не ценят персонажи-обыватели, но которая как раз очень волнует Булгакова. Может быть, хотя не очень определенно, усложнение появляется в той сцене, когда близкие, нарядившись в маскарадные костюмы, изображают партнеров Дон Кихота по его фантазиям, а он видит, что это игра, и подыгрывает им, чтобы их жизнь была не такой пресной. Позднее возникают моменты «подлинного» радостного существования Дон Кихота, когда в герцогском замке потакают его чудачествам, впрочем, монологи о ревности вновь произносятся им как маниакальный бред, и зрителям приходится смеяться над ним вместе со светской тусовкой. Только в самые последние минуты спектакля роль переключается в план отчаяния: на Дон Кихота накидывается бакалавр Карраско, побеждает его в бою и принуждает вернуться в семейную обитель. Проблема в том, что Карраско (Андрей Кузнецов) сыгран жестоким и неприятным холодным человеком, тогда как в пьесе для этого нет никаких оснований. Карраско любит племянницу Дон Кихота и ради нее пытается вернуть в дом мир и покой. Дон Кихот действительно называет его «жестоким» рыцарем, но эта «жестокость» не в житейском плане насилия, а в осознании Дон Кихотом трагической неизбежности того, что позитивизм, материальная реальность и разум оказались сильнее, чем созданный его фантазией, ничему не подчиняющийся идеальный мир. В этих сценах «положительность» Дон Кихота сыграна «отрицательностью» победившего его персонажа. В действие вступают жалостливые мотивы. Дон Кихот впервые снимает свою «дурацкую» шапочку, на белую больничную пижаму надевает обычное пальто, он совершенно сломлен, не реагирует на попытки Санчо развеселить его разговорами на рыцарские темы, впервые он разумен и нежен в разговоре с Альдонсой, с Карраско. Трудно сказать, какие чувства здесь может испытать зритель, кроме жалости к умирающему больному. Последнюю минуту действия С. Спивак поставил не по букве, но по духу пьесы. После замечательно найденного Булгаковым перелома — Дон Кихот зовет к себе на помощь сперва Ключницу (реальный мир), потом резко исправляется и зовет Санчо (мир идей) — герой уходит за сцену, видимый только оруженосцу, сопровождаемый им, тогда как все другие сгрудились вокруг пустого стула, на котором осталось лишь его пальто. К сожалению, только в эту последнюю минуту явно сыгран дух Дон Кихота, а не поведение душевнобольного.

Со временем, с ростом спектакля Дон Кихот может продолжить линию ролей Андрея Шимко и стать героем нового уровня сложности — не пациент психиатрической клиники НЕ-гамлет, не средний писатель Тригорин, не истеричный художник Пьеро. У Булгакова Дон Кихот, может быть, рифмуется с другим персонажем, над которым он работал параллельно с «пьесой по Сервантесу», в 1938 году, и который, тоже причастный к романам, тоже влюбленный и тоже не признавший материализма, оказывается в сумасшедшем доме, а потом спасается в потустороннем мире, — с Мастером.

Мотивы участия Санчо в жизни Дон Кихота рассчитаны на рост спектакля. Р. Нечаев играет очень мягко, устраняя, где возможно, поверхностные жанровые характеристики. Внешне он похож на Сганареля из мейерхольдовского «Дон Жуана». Этот Санчо — человек с наивной и неясной мечтой, призрачное губернаторство для него скорее — бегство от будничной жизни. С Дон Кихотом ему интересно, поэтому его к нему тянет. Интересно ему и устраивать игру спасения от "аспидов"-обывателей. То, что у Дон Кихота есть проблемы со здоровьем и с окружающими, для нечаевского Санчо важно, он оруженосец и ангел-хранитель бедняги-рыцаря, он здоровый взрослый при инвалиде детства. Правда, в первых сценах Санчо приходится слишком много страдать от своенравного кумира и от всех, с кем он сталкивается, а сами похождения выглядят не настолько увлекательно, чтобы оправдать добровольное участие в их продолжении. Звездный час Санчо — долгожданная вдохновенная игра в губернаторство и разрешение конфликтов подданных в духе народной мудрости (здесь, кстати, Булгакова повторил Брехт в сцене с судьей Аздаком в «Кавказском меловом круге»). В конце, когда Дон Кихота выпихивают в смертельную для него реальную среду и Санчо проходит с ним последний крестный путь, драматизм роли высок, хотя сыгран по-прежнему мягко. Здесь Р. Нечаев подбирается к самому существу булгаковской драмы: содержание отношений Дон Кихота и Санчо не связано с обыденной жизнью, они в той идеальной системе рыцарства, которой ни для кого вокруг не существует, но для них это единственная и настоящая действительность.

Дон Кихота и Санчо окружают более двадцати действующих лиц, сыгранных в абстрактно-театральном стиле, неопределенных в содержательной системе драмы. Они не чужие и не родные Дон Кихоту люди, не дружественны, не враждебны. Но в театральном смысле они, в основном, чрезмерно ярки. Для важного в пьесе образа Ключницы (Татьяна Григорьева), по-своему любящей героя и спасающей его обыденный разум, найдена одна поверхностная характеристика: толстая женщина комично ходит вперевалку, остальное неопределенно. Альдонса (Наталья Паллин) сыграна в первой сцене вызывающе грубой девицей, разговаривающей с сильным украинским (!) акцентом (в пьесе вульгарной характерности в помине нет), — ее трансформацию в прекрасную даму в воображении героя приходится объяснить серьезностью его болезни. Трудно понять, почему Герцог и его приближенные (в пьесе — реальные лица, противопоставленные Дон Кихоту) здесь представлены совершенно неправдоподобными персонажами сказки в детсадовской изобразительной системе (короны из золотой фольги с грубо вырезанными зубцами, одноцветные нежизнеподобные костюмы, парики, такая же пластика, танцы, речь). Если их и в таком же стиле наряженных и действующих близких Дон Кихот принимает за персонажей идеального мира благородства и чести, в котором он внутренне пребывает, то это отрицательно характеризует его умственные способности. Если задумано, что он мыслит по-детски и с ним играют в детские игры, — это препятствует рождению серьезной проблематики о внутренней свободе, человеке-творце, чужом в прагматичном мире, и т. п.

Важнейший для смысла спектакля дуэт Дон Кихота и Санчо будет восприниматься более отчетливо, если из спектакля уйдут многочисленные вставные номера, призванные создать атмосферу, по существу противоречащую булгаковской пьесе. Постановка начинается тремя увертюрами (студенческая массовка поет испанские песни, и еще несколько раз будет их петь по ходу спектакля). Неоправданно растянута сцена с разнообразными реакциями большого числа персонажей на чудодейственный бальзам, приготовленный по указанию Дон Кихота (сперва у всех вдохновение, у каждого разное, потом у всех кишечное расстройство, у каждого разное, и все это сопровождается испанскими песнями). Когда Санчо заходит в дом ушедшего на подвиги Дон Кихота и домашние страшно встревожены, действие прерывает длинная клоунская сценка с куриной ножкой, которую хочет съесть Санчо, а Ключница то подносит ее к его рту, то убирает, то подносит, то убирает. Подобные этюды и «лацци» развернуты в каждой сцене. В конце, когда Дон Кихот умирает, за открывшейся занавеской его встречает женский хор в концертной расстановке, лицом к зрителям, исполняющий музыкальное произведение. Вставные номера безмерно растягивают спектакль, но главное — не имеют никакого отношения к его внутренней драматургии. Хуже: эту драматургию они опровергают, поскольку создают довольно милый фон жизни, из которой нормальный человек не захотел бы никуда исчезать. А Дон Кихот отсюда сбежал и, когда его вернули, погиб здесь, как он говорит, в плену, ведь «хуже плена нету зла». Это не детская сказка.

Николай Песочинский
Фото В.Постнова
ПТЖ №4 [54], ноябрь 2008 г.
http://ptj.spb.ru/archive/54/premieres-54/don-molodezhnyj-lamanchskij/

 
ElisДата: Суббота, 08.05.2010, 11:23 | Сообщение # 153
Постоянный посетитель
Группа: Пользователи
Сообщений: 41
Статус: Offline
Великолепная режиссерская работа и потрясающее актерское исполнение!!! А что до критиков...ну работа такая!
 
lilialДата: Суббота, 08.05.2010, 13:48 | Сообщение # 154
Постоянный посетитель
Группа: Пользователи
Сообщений: 54
Статус: Offline
Каждый человек в своих суждениях исходит из своего личного опыта в жизни и своего характера. Надеюсь, мнение г-на Николая Песочинского не совпадает с мнением многих, кто смотрел «Дон Кихота». Мне лично этот спектакль очень нравится. В нем есть что-то простое, из далекого детства, без налета взрослой, порой жестокой жизни. И после спектакля еще долго не хочется выходить из ощущения сказки.

А что касается пациента психиатрической клиники - не всегда нестандартное поведение можно расценивать как болезнь. Иначе почти все гении состояли бы на учете у психиатра и остальные (нормальные люди) представляли собой одинаково-серую, очень рациональную массу (мой самый страшный сон)! И еще мне показалось, что автор статьи плохо знаком со значением слова «Аллегория». Это по поводу «богатства рыцарского сознания Дон Кихота». И насчет растянутости спектакля я не согласна. Мне не удалось посмотреть первоначальный, несокращенный вариант, о чем очень жалею. Если г-н Песочинский во время спектакля куда-то спешил – другое дело. Или может, спектакль не понравился – зачем сидеть до конца?

Семен Яковлевич Спивак, как художник, положил больше «тех» красок, а не «иных» – на что имеет право. «Дон Кихот» же не каноническое издание.

Заранее прошу прощения за многословность.

Сообщение отредактировал lilial - Суббота, 08.05.2010, 14:08
 
MarinaДата: Вторник, 22.06.2010, 13:48 | Сообщение # 155
Почётный ступенечник
Группа: Модераторы
Сообщений: 2658
Статус: Offline
 
AlenaДата: Вторник, 22.06.2010, 17:46 | Сообщение # 156
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Marina, КАК мне нравится эта фотография! up
 
MarinaДата: Среда, 23.06.2010, 00:17 | Сообщение # 157
Почётный ступенечник
Группа: Модераторы
Сообщений: 2658
Статус: Offline
Необычная, правда? smile Интересная сцена получилась... biggrin
 
AlenaДата: Среда, 23.06.2010, 00:30 | Сообщение # 158
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Quote (Marina)
Необычная, правда?

Она такая... "отеческая, заботливая" console
 
MarinaДата: Среда, 23.06.2010, 00:48 | Сообщение # 159
Почётный ступенечник
Группа: Модераторы
Сообщений: 2658
Статус: Offline
Quote (Алёна)
Она такая... "отеческая, заботливая"

Семен Яковлевич и его "дети"... kiss
 
LenAndanaДата: Суббота, 14.08.2010, 12:31 | Сообщение # 160
Знаток театра
Группа: Проверенные
Сообщений: 355
Статус: Offline
Снова посмотрела вчера "Дон Кихота" - сложно объяснить, что я чувствую, после него. Выхожу из зала - и у меня нет ответа, но есть какая-то ноющая беспомощность от того, что я не знаю, как помочь такому человеку, как Кихано. Да, я знаю, как его не убить, но как вернуть душу тому, у кого ее вылечили и отняли, как вернуть ему мечту и способность удивляться и радоваться - не знаю. Санчо пытался, милый добрый Санчо, но у него не получилось. Он умеет мечтать так, как научил его Кихот, но у Кихота мечты, фантазии шли изнутри, это был его Дар, в отличие от Санчо. А все так хотели его спасти... Разве что Сансон один знал, что убив в Кихано рыцаря, он убъет и его, что Кихано-не-Кихот потеряет себя, и мне кажется, что он сам пожалел о том, что излечил Кихота так жестоко, за что и просил прощения.

"Твоя дама лучше, потому что она живая". Для меня это, наверное, самый сильный момент. Невероятно, как три часа спектакля могут всё в тебе перевернуть, взволновать до слёз. Кихот прав, прав и неправ. Это как сравнивать, чья любовь сильнее. Он видит, что Сансона вела любовь к Антонии, и если бы к этой любви не примешивалось чувство уязвленного самолюбия, та самая гордыня, которую Сансон отрицал - путь Рыцаря Белой Луны его не был бы таким черным. Кихот признает, что дама Сансона лучше - и этим признает его любовь, но больно видеть, что свою любовь к Дульсинее он теперь считает ненастоящей, не живой.

Кихот никому не желает зла, и никто из героев не желает - все хотят только добра, но одного желания оказывается мало, потому что у всех разные представления о добре и о том, как его творить.

Может, то, что Кихот ушёл - правильно, для него открылись другие двери, и ему страшней и болезненней было бы остаться в этом мире, в том он душу обретет вновь. Вот только тем, кто остался, будет трудно без него, и мучительно от того, что они сами и вытолкали его из своего мира.

 
Поиск:


На правах рекламы:


______________________________________________________________
лого
© Алена Хромина 2008-2025