Десант Питерской «Молодежки» в Дом Актера на Арбате (26 апреля 2010 г.) По приглашению актрисы Натальи Сурковой вчера я попала на творческий вечер Питерского Молодежного театра на Фонтанке который проходил в Центральном Доме Актера.
Вечер был посвящен юбилейной триаде:
30 лет Молодежному театр на Фонтанке.
20 лет как им руководит Семен Спивак.
60 лет народному артисту России, главному режиссеру и руководителю театра Семену Спиваку. (будет в июле).
По этому поводу на сентябрь – октябрь планируются большие юбилейные гастроли театра в Москве.
Обычно я люблю разглядывать публику (тем более в доме Актера я последний раз была года 3 назад на творческом вечере Андрея Ильина).
Много возрастных дам и господ интеллигентного вида, членов СТД , смутно знакомых по ТВ экрану лиц, так же достаточно молодежи. В первом ряду сидел Владимир Этуш и, как поняла, важные люди из СТД.
С небольшим вводным словом выступил сам Спивак, рассказал, что в репертуаре театра около 35 спектаклей, что Валентина Матвиенко очень помогла им со строительством нового здания театра, что оно очень красивое и вместительное.
И пригласил публику познакомиться с отрывками из двух его спектаклей. Один из которых вообще уникальный. Спектакль «Маркиза де Сад» по пьесе Юкио Мисима недавно был снят с репертуара, причем при полных залах, потому, что правообладатель литературного наследства Мисимы (американский господин) запретил играть его пьесы, без приличной оплаты (ему). Поэтому, что бы не попадать под штрафные санкции, был показан только первый акт. Это спектакль о том, что такое телесное и духовное рабство, очень философский материал, предупредил Спивак.
То, что потрясло с самого начала, это невероятно яркие и красивые костюмы актрис, текст же был не легкий для понимания. Но очевидно, что вещь это стильная и необычная. Конечно, самой красивой и яркой, на мой взгляд, на сцене была Наталья Суркова, что я и продемонстрировала во время аплодисментов, так активно хлопая в ладоши, что чуть не выскочила из костюма. Немного спугнув сидевшую рядом приличного вида старушку.
Потом несколько актрис спели песни из «капустного» репертуара посвященные Семену Спиваку. Тут выяснилось, что я вообще то никогда на актерских капустниках не была, и все исполняемое мне было внове. Понравилась какая то теплая атмосфера, настрой что ли, который проходил через весь текст шутливых песен.
Затем молодой актер Иван Мартынов прочитал сцену-монолог А. Чехова « О вреде табака», за эту работу он получил Гран-при на Мелиховских чтениях. Наверное тяжело совсем молодому парню читать перед маститыми актерами. Но он справился и завоевал полностью зал, который очень живо реагировал по всему ходу его чтения.
В финале был показан отрывок из спектакля «Касатка». Конечно питерцам пришлось нелегко, водрузив на сцене стремянку, актер Черняк, предложил нам представить, что это развесистая яблоня ( по которой, кстати, именно ему и прошлось в основном лазить по роли). Мягкие пуфики и резной диван должны были заменить деревянную мебель в деревенском доме тетушки. Однако это было заметно только в первые минуты, потом, развитие сюжета, мастерски разыгранное актерами уже не оставляло времени думать о декорациях
Реакция зала была очень живой, приличная бабушка слева от меня и две молодых девушка справа, искренно хлопали и реагировали на происходящее на сцене. На мой пристрастный взгляд, все актеры были просто молодцы, но молодцее всех была…ну конечно Суркова.
Нижегородское театральное училище жжет, друзья мои.
В конце вечера произошел мелкий эпизод, не ускользнувший от моего внимания. Владимир Этуш на правах директора Дома Актера, стал подниматься на сцену для финального слова, однако ребята как раз начали исполнять заключительный номер, очень трогательный романс, на мелодию песни «Надежда». Получилась заминка, Этуш, не долго думая сел на край сцены, и именно в такой диспозиции прозвучал финал. Зал громко и благодарно аплодировал, Спиваку подарили букет, гвоздики он по одной передал своим актрисам. И вдруг неожиданно на сцену вышли две актрисы московского театра в котором Спивак поставил несколько спектаклей. И разыграли сценку ревности, в конце нее зазвучала быстрая музыка и актриса предложила Спиваку станцевать с ней рок-н-колл. Для меня было неожиданностью, когда флегматичный на первый взгляд Семен Яковлевич, мгновенно преобразившись, стал отплясывать экспрессивный танец рок-н-ролл, название которого переводится как «танцуй и крутись». Однако не тут то было, из стайки актрис Молодежного театра была делегирована новая партнерша, и Спивак, абсолютно не запыхавшись, повторил номер, под веселые крики «браво». Кстати, особо эмоциональные зрители с воодушевлением последовали примеру Семена Спивака и приплясывали в партере под продолжающую звучать музыку. Было бы глупо не пробраться в гримерку и не обнять Суркову, коли уж она доехала до Москвы. Пока я блуждала по закулисью Дома Актера увидела заместителя директора Елену Ульянову и, находясь на эмоциональном подъеме, бросилась к мирно курящей Елене Михайловне:
- Ну как вам питерцы?!
- Мне очень понравилось, это известная школа, но, почти забытая в Москве, тем интереснее было увидеть работы актеров Молодежного театра.
В образовавшейся сутолоке и суматохе за кулисами, встретив Спивака в очередной раз призналась ему в своем восхищении, поздравила с очевидным успехом на сцене Дома Актера , потом все таки отыскала Суркову, правда удалось только обняться, об общении речи не шло.
Наташа вручила мне свою гвоздику, с которой я, в прекрасном настроении, и приехала домой.
О вечере театра Семена Спивака – автор сайта Нижегородского театрального училища Ирина Гуськова