Маленький человек большого экрана МК в Питере 12/03/2008
Барковского знает в лицо вся страна. По сериалам «Бандитский Петербург», «Менты», «Спецотдел», «Три цвета любви» и небольшим, но ярким ролям в художественных фильмах. А вот о театральной жизни актера знают не все. Главное амплуа актера — маленький человек.
Многие зрители и не подозревают, что за свои роли в спектаклях Барковский был награжден Премией имени Иннокентия Смоктуновского и «Золотым софитом». А это очень серьезные, драматические регалии для, казалось бы, легкого и наивно-трогательного актера.
Комсомолец-доброволец
— Почему вы сначала поступили на философский факультет университета? А не сразу в театральный вуз?
— Мама видела меня то врачом, то инженером, то юристом. Отец же ни на чем не настаивал и правильно делал. Я сказал, что после школы еду в Петербург в университет на философский факультет, для меня важно было познать науку наук. Поступил на кафедру научного коммунизма, так как парнем был активным, да еще и комсоргом школы. Но в коммунистические идеалы я верил недолго. Старшие ребята уже ко второму курсу меня перековали. На третьем курсе увлекся театром. А ближе к пятому понял, что театр для меня — все. Университет я все же закончил, но потом поступил в театральный институт. Мечтал стать актером. Было интересно «слепить» из себя другого человека. Я сам себя начал открывать.
— Всенародная слава накрыла вас после «Ментов»?
— Узнавать стали после этого сериала, хотя столько еще сериалов и фильмов лежит на полке! У меня ведь больше 50 картин, и не все из них зритель увидел. В «Ментах» у меня сквозной персонаж — Стукачок Степаныч, этакий опустившийся интеллигент-осведомитель Ларина и Дукалиса. То дворником работал, то бутылки мыл. Со Степанычем у меня смешной случай вышел. Пригласили в столице на юбилей «Московского комсомольца». А там собрался сплошной бомонд, не только артисты, но и политики, чиновники высокого ранга. Стою в сторонке. Я всех знаю, меня — никто. И вдруг вырастает передо мной огромный человек и хрипловатым голосом произносит: «Ты Сергей Барковский? Как ты меня подставил!» После такой фразы обычно стреляют в упор. Я забился в угол. А оказалось, меня разыграл заместитель начальника ГУВД Москвы, мой тезка и однофамилец. Когда его коллеги читали титры «Ментов», то очень веселились. Сергей Барковский — стукач, для милиционеров это хохма.
Характерная еврейская внешность
— Но за «Ментов», по-моему, денег тогда не платили. Как выживали в девяностые?
— Вел вечеринки, развлекал туристов в фолк-ансамбле, был клоуном. А однажды стал эмблемой компьютерной фирмы. Ходил в огромном меховом костюме кота по выставке и поигрывал мышкой на проводе. Успех — оглушительный! Но кот был очень жарким. И я каждый час еле живой выползал из зала, дышал 10 минут и снова — вилять хвостом.
— Какие еще сериалы, кроме «Ментов», для вас знаковые?
— Публика неожиданно полюбила моего Либмана в «Бандитском Петербурге», хотя роль маленькая, буквально 2–3 сцены. Видимо, мы с Бортко попали в образ. А взял он меня от безысходности: ребята с характерной еврейской внешностью по каким-то причинам сниматься не могли. Но сроки поджимали, пришлось брать меня. После съемок, довольные результатом, пожали друг другу руки.
— Вам часто маленьких людей играть предлагают. Как думаете, почему?
— Видимо, тема маленького человека мировоззренчески мне близка.
Нежный папа
— Вы назвали сына редким именем Никодим. В честь кого-то?
— И да, и нет. Во-первых, хотелось назвать нетрадиционно. Во-вторых, возродить старинное забытое имя. В-третьих, у нас был среди родственников дедушка Никодим. К тому же, говорят, когда-то митрополит Ладожский и Петербуржский Никодим спас Александро-Невскую лавру от большевиков. А еще имя это библейское. Да и просто оно к сыну прилепилось, хотя французы, слыша его, удивляются.
— Французы?
— Мой сын живет во Франции и учится в медицинском институте. Уехал туда в 14 лет со своей мамой. В этом возрасте ему было легче адаптироваться к новой жизни и в то же время не забыть корни. Сейчас сыну 21 год, он иногда приезжает в Петербург. Покупает тут книги, смотрит фильмы и спектакли. Сравнивает русский и французский переводы классики. С ним интересно подискутировать.
У актера всегда есть выбор
— У вас есть актерская мечта? Или это слишком зависимая профессия для того, чтоб мечтать?
— Чем больше зависишь, тем больше мечтаешь. Хотя актерская несвобода весьма относительна. Есть жанры, где актер все равно что демиург. Например, моноспектакль. Да и режиссер зависит от актера не меньше, чем тот от него. Кроме того, всегда есть выбор, и сделать его волен только ты сам.
— Неужели спорите с работодателями?
— Бывает. Вот с Виктором Татарским в «Спецотделе» мы много спорили. У него это была первая серьезная режиссерская работа, а у меня — первая главная роль. Но не нашла коса на камень. Наши стычки были только творческими и во взаимную неприязнь не переходили. Спор — дело полезное: глядишь, истина родится.
— И все же о мечтах, давайте рассказывайте!
— Даже не знаю, стоит ли. Это в ещь эфемерная. У меня была мечта сыграть следователя Порфирия Петровича в «Преступлении и наказании». Не случилось, актер в картине был уже утвержден. Зато жизнь преподносит приятные сюрпризы в чем-то другом. Кто знал, что за короля Карла в спектакле «Жаворонок» по пьесе Ж. Ануя (который я играю в Молодежном театре Семена Спивака) мне дадут Премию имени Смоктуновского. Жаль только, что случилось недоразумение: мне не сообщили о церемонии вручения. А приз и грамоту потом передали. Или вот еще нечаянный случай: в картине «Бедный, бедный Павел» у меня была небольшая роль. Но увидел ее Федор Бондарчук, и к себе в «Обитаемый остров» (это фантастический фильм по Стругацким) пригласил.
— И как работалось с Бондарчуком?
— Очень хорошо! У него есть уверенность в себе и в то же время есть доверие к актеру. А это редкое сочетание, и оно подкупает. Федор фактически придумал персонаж, который в книге лишь упоминается. Мой герой где-то подловат, трусоват, а где-то искренен. В общем, было что поиграть.
— Может, после «Обитаемого острова» вас в Голливуде заметят? И пригласят на маленькую рольку?
— Поживем — увидим!
Наталья Черных
Фото Игоря АКИМОВА, «Интерпресс»
http://www.mk-piter.ru/2008/03/12/018/