Спектакль "Рыцарь Серафимы" в театре Русская антреприза им. А. Миронова.
К 80-летию создания пьесы М.А.Булгакова «Бег» (1928)
РЫЦАРЬ СЕРАФИМЫ («БЕГ»)
По мотивам первой редакции пьесы М.А.Булгакова «Бег»
Восемь снов
Идея постановки и распределение ролей
Заслуженный деятель искусств России
Рудольф Фурманов
Режиссура и постановка
Лауреат премии «Онежская маска» Юрий Цуркану
Художник-постановщик
Заслуженный художник России Владимир Фирер
Музыкальное оформление
Михаил Мокиенко
Художник по свету
Дмитрий Щепетков
Звукорежиссёр
Богдан Зайцев
Помощник режиссёра
Наталия Курылёва
Исполнительный директор
Александр Векслин
Сон первый происходит в Северной Таврии, в октябре 1920 года.
Второй сон — где-то в Крыму в начале ноября 1920 года.
Третий и четвертый — в начале ноября в Севастополе.
Пятый и шестой — в Константинополе, летом 1921 года.
Седьмой — в Париже, осенью 1921 года.
Восьмой, последний — осенью 1921 года в Константинополе
Премьера состоялась 6 апреля 2008 года
Действие спектакля идёт с одним антрактом
В спектакле заняты:
Серафима Владимировна Корзухина,
петербургская дама —
Засл.арт.России
Нелли Попова
Юлия Нижельская
Дарья Циберкина
Сергей Павлович Голубков,
сын профессора-идеалиста из Петербурга —
Андрей Астраханцев
Родион Приходько
Григорий Лукьянович Чарнота,
запорожец по происхождению, генерал-майор, командующий сводной кавалерийской дивизией в армии генерала Врангеля —
Засл.арт.России
Сергей Барковский
Люська Корсакова,
походная жена генерала Чарноты —
Инна Волгина
Елена Мартыненко
Крапилин,
вестовой Чарноты,человек, погибший из-за своего красноречия —
Юзеф Мироненко
Засл.арт.России
Лев Елисеев
Роман Валерианович Хлудов —
Сергей Дьячков
Маркиз де Бризар,
обрусевший француз, командир гусарского полка в дивизии Чарноты —
Дмитрий Могучев
Корзухин Парамон Ильич, муж Серафимы —
Нар.арт.России
Владимир Матвеев
Высокопреосвященный Африкан, архиепископ Симферопольский и Кара Базарский, архипастырь именитого воинства, он же, страха ради Иудейского, химик Махров —
Засл.арт.России
Леонид Ниценко
Паисий, монах
Начальник станции
Грек Дон-Жуан —
Засл.арт.России
Анатолий Горин
Игумен, дряхлый и начитанный
Артур Артурович, тараканий царь
Тихий, начальник контрразведки —
Засл.работник культуры
Александр Вонтов
Пётр Журавлёв
Баев, красноармеец
Гаджубаев, служащий контрразведки
Профессор Казанского университета —
Евгений Булычев
Главнокомандующий Нар.арт.России вооруженными силами Юга России —
Нар.артист России
Борис Соколов
Николаевна, жена начальника станции
Мария Николаевна —
Мария Рубина
Олька, дочка начальника станции —
Лиза Фурманова
Настя Бучковская
Антуан Грищенко, лакей Корзухина —
Илья Мозговой
Голован, адьютант Хлудова —
Леонид Прокофьев
Будёновец, Конвойный, Матрос, Монах —
Денис Буцкий
ОБ АВТОРЕ И ПЬЕСЕ
Советскому зрителю «Бег» стал широко знаком после фильма Александра Алова и Владимира Наумова, в который не в последнюю очередь мы влюбились из-за блистательных актерских работ М.Ульянова, В.Дворжецкого и Е.Евстигнеева. Режиссеры первые воплотили на экране булгаковский «Бег», однако, и они были связаны круговой советской повинностью. Обязанностью масштабно изобразить борьбу красных и белых, заставив их мчаться по заснеженным просторам России.
Если вы читаете пьесу после фильма, то можете с удивлением заметить, что никаких «настоящих» боев в »Беге» нет. Всё доносится издалека — отзвуками, вальсом, криком конницы. Сценическая история «Бега» не так уж богата. В истории театра особое место занимает спектакль Александринского театра, где Хлудова играл Николай Черкасов. Спектакль был полузапрещенным, критике просто запретили о нем писать. Москве повезло больше. В 70-е годы «Бег» шел одновременно в театре Сатиры (с А.Папановым и С.Мишулиным), в театре им.Еромоловой (со знаменитым Иваном Соловьевым в роли Хлудова) и в театре имени В.Маяковского (с А.Лазаревым, Н.Гундаревой и С.Немоляевой), но в Петербурге после спектакля Л.Вивьена больше не ставился никогда.
Пьеса М.А.Булгакова написана в 1928 году. У нее неколько редакций. Их количество обусловлено желанием автора увидеть свою лучшую пьесу на сцене и учесть абсурдные замечания и придирки рапповской критики. Булгаков писал «Бег» для МХАТа, после грандиозного успеха «Дней Турбиных», и видел в своих героях – конкретных мхатовцев: Хмелева, Тарасову, Прудкина, Яншина. Репетиции останавливались, возобновлялись. Булгаков безуспешно пытался «удовлетворить» претензии и работал над пьесой в течение 10 лет. Последний вариант пьесы, где Хлудов кончает самоубийством, написан в 1937 году. В 1928 году Булгаковым был заключен договор с ленинградским БДТ, но и этой постановке не суждено было осуществиться. Несмотря на заступничество и высокую оценку пьесы М.Горьким, «Бег» был запрещен. Название «Рыцарь Серафимы» — это всё, что осталось в архиве Булгакова от первоначального замысла пьесы, который потом и трансформировался автором в «Бег». Именно на эту пьесу под названием «Рыцарь Серафимы» был заключен первый договор Булгакова с МХАТ, и именно это название выбрал для своего спектакля по пьесе «Бег» театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова.
О СПЕКТАКЛЕ
Театр «Русская антреприза» им.А.Миронова выбрал для постановки вариант, который считается в булгаковедение первым – вариант 1928 года. Название «Рыцарь Серафимы» не менее сущностное, чем «Бег». Это только на первый взгляд образ Серафимы Корзухиной может показаться менее манким. Конечно, не характерная Люська, не колоритнейшие образы генералов Чарноты и Хлудова, не «химик Махров» и даже не грек-Дон Жуан! (в «Беге»» что ни образ – шедевр!). Но для Булгакова и постановщика спектакля Ю.Цуркану именно Серафима – стала олицетворением образа России. Это она выброшена за пределы привычного жизненного уклада. Это она теряется, бежит и ищет опору. Это её предают, за нее воюют, любят до самозабвения, толкают на панель, втаптывают в грязь, спасают и отдают за нее свои жизни. Рыцарь Серафимы – это не только приват-доцент Сергей Голубков. Рыцарем Серафимы в отведенный им час становится каждый – и генерал Чарнота (именно его в тексте пьесы впрямую называют Рыцарем Серафимы, разгромившим ради ее спасения всю контрразведку и за это изгнанным из армии), и генерал Роман Хлудов, и даже Парамон Ильич Корзухин.
О ЖАНРЕ
Жанр спектакля, кажется, тончайше угадан и режиссером, и художником спектакля. Владимир Фирер приподнял сцену театра и, как бы по-булгаковски, «расширил пространство», так что сцена стала казаться огромной. Готовность к трансформациям, «провалам» и сменам места действия – «снам», подлинная художественная конструктивность делает оформление Фирера одним из лучших в его сценографической биографии.
ОБ АВТОРАХ СПЕКТАКЛЯ
Идея поставить «Бег» принадлежит Рудольфу Фурманову. Он же сделал и распределение ролей. К постановке приступили только тогда, когда были выбраны исполнители ролей Чарноты и Хлудова. Без Сергея Барковского и Сергея Дьячкова спектакль бы не состоялся. Оба актера полностью соответствуют возрастной категории своих героев. Актерский состав блистателен. Он объединил Нелли Попову, Анатолия Горина, Андрея Астраханцева, Бориса Соколова, Юлию Нижельскую, Александра Вонтова, Инну Волгину, Петра Журавлева, Елену Мартыненко, Юзефа Мироненко, Льва Елисеева. Готовность к мгновенным психическим и психологическим трансформациям, чувство жанра (у Булгакова, что ни фраза – готовая реприза!), которым владеют все актеры без исключения – позволяет режиссеру творить подлинный булгаковский мир. В котором много страшного. И много смешного.
Юрий Цуркану – ученик Г.А.Товстоногова. На сцене театра имени А.Миронова в разное время им поставлены одни из лучших спектаклей театра: «Фантазии Фарятьева», «Шутники» и «Пучина».
P.S. История «измеряется рукопожатиями». В театре имени Андрея Миронова сегодня хранится дорогое письмо. Это письмо написано рукой Елены Сергеевны Булгаковой, в котором она серьезно, подробно, «взволнованная до слез», делится впечатлениями о первых откликах на творчество Булгакова: «Если действительно среди молодежи есть такое отношение к творчеству Булгакова, — пишет Елена Сергеевна, - то, значит, я была права.[...] Мне думалось — вот уйдут эти завистники, которые всегда доказывали в прессе, что Булгаков — это ничто, не стоит даже говорить о нем. И тут же выливали, с пеной у рта, ушаты грязи на него. Уйдут! И придут молодые и скажут о нем правду».
Написанное крупным, летящим «маргаритиным» прочерком, запечатанное почти пятьдесят лет назад в элегантный голубой конверт, оно пополнило музейную экспозицию театра перед премьерой «Бега». И вместе со спектаклем «Рыцарь Серафимы» даст возможность почувствовать правду и дыхание времени.