Актерская семья
ЕЛЕНА И ПЕТР. МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ
Началось со случайной встречи в метро пару лет назад. Знакомая актриса второпях, перескакивая с одной новости на другую, смешивая смешное и горькое, обнадеживающее и тревожащее, рассказывала о том, как по-новому поворачивается ее жизнь – личная и профессиональная. Энергичный и в целом оптимистичный тон рассказа внушал надежду на добрые перемены. Пожалуй, нынче уже можно констатировать: так и произошло! Инициативность, огромное трудолюбие, преданность профессии, готовность рисковать принесли свои плоды, помогли наметить интересные перспективы. Сегодня поклонники Лены Мартыненко радуются ее новым, замечательным творческим работам, а родные и друзья – тому, что умная и красивая женщина счастливо вышла замуж. Сегодня мы в гостях у актерской семьи Елены Мартыненко и Петра Журавлева.
- Начать нашу беседу хочу со слов поздравления. Петр, разрешите от имени многих ваших поклонников поздравить с получением звания Заслуженного артиста. Радует не только это официальное признание, но и то, как много и интересно вы сейчас играете на сцене Молодежного театра.
- Петр Журавлев: Да, загрузка сейчас такая, что я порой некий перебор чувствую. Но жадность до работы еще не утолена, мне хочется новых ролей, а когда усталость одолевает, я себе напоминаю о шести годах вне театра, и усталость как рукой снимает! У меня был сложный период, когда я ушел из профессии, и попытки возвращения в творчество удались не сразу. Те годы совсем иного опыта не вычеркиваю как напрасные, мне они дороги и ценны, да и коллеги признают, что я во многом изменился, столкнувшись с жестокими реальностями мира. Но, по сути, второй мой творческий этап здесь, в Молодежном театре на Фонтанке, длится всего пять лет, и то, что работа отмечена наградой – это приятно.
- Рядом с вами очаровательная женщина, которая по праву делит с вами эту радость – ваша жена, актриса Елена Мартыненко…
- Елена Мартыненко: И я очень рада за мужа! Петя получил звание по праву, это несомненно. Тут можно без ложной скромности сказать, что он честный трудяга и заслужил эту награду.
- Давайте начнем с вопроса о том, как возникла ваша актерская семья.
- Е.М.: Мы познакомились в Молодежном театре, где я некоторое время играла в спектакле «Между прошлым и будущим». Именно тогда часто видела Петю и на сцене, в работе, и в жизни - за кулисами. Он мужчина очень интересный, но поначалу, наблюдая его работу, я отмечала другое: яркий талант, несомненное мастерство, исключительно серьезное отношение к профессии и тщательность в работе, при этом располагающее чувство юмора. Как-то постепенно, словно само собой и возникало взаимное притяжение. Правда, в нашем продолжительном знакомстве из-за загруженности работой особо не было свиданий, но однажды Петя взял бразды правления в свои руки и пригласил меня на пару недель отдохнуть в Болгарии, с этого и начались наши отношения. Для нас обоих это не первый брак, вполне ответственное решение. Свадьбу мы праздновали без всякого шума и многолюдья, в кругу родных и близких, просто потому, что не первый праздничный день нам важен, а семейные будни. Выражение «замужем» означает – за мужем, и Петя его полностью оправдывает, так как он человек не только слова, но и дела. Заботливый, мудрый, рассудительный... За два года совместной жизни я ни разу не усомнилась в своем выборе!
- Возникает ли необходимость иногда жертвовать творчеством ради семьи?
- Е.М.: Жертвовать творчеством, новыми ролями или спектаклями мне – тьфу-тьфу! – не приходится, Петя не делает из меня домашнюю хозяйку, замкнутую на узком круге забот. Но если бы встала проблема выбора… Да, театр это моя жизнь, я без него не могу, но все же самое главное, дорогое – это семья! Не скажу, что мы идеальная пара, да и вообще не верю в какой-то придуманный идеал семьи. Любой взгляд со стороны – «Ах, какая чудесная пара!»- так поверхностен, никто не знает, что там внутри, какими усилиями достигается гармония, сколько идет притирка, уступки, прощение… И наш взгляд на семью реалистичен, мы просто стараемся жить по-человечески. Например, не делим обязанности на заботы только мужа и только жены. Вот Петя прекрасно готовит, в приготовлении мясных блюд ему нет равных, но зато попотчевать его сырниками – мое дело, это мое коронное блюдо. Уборку сделать вместе легко и быстро, если выпадет общий свободный день. Но когда у Пети вечерний спектакль, я не стану от него требовать каких-то срочных дел, и он так же бережен ко мне, когда я возвращаюсь с работы усталая. Просто каждый заботится о доме, когда может, и этого достаточно.
- А какой-то универсальный рецепт семейного счастья можете сформулировать?
- П.Ж.: Давайте, я попробую ответить. Людей абсолютно похожих нет в природе, всегда остаются несовпадения и шероховатости, и у каждого есть свои устои, принципы. Если я понимаю, что чужие установки мне не близки, я для себя решаю: насколько велики эти несовпадения, могу ли их переступить, не заметить, продолжить или прервать общение. И еще я абсолютно уверен в том, что нельзя допускать в отношениях даже малейшей лжи, потому что она способна привести к краху.
- Е.М.: Я совершенно с этим согласна.
- Лена, Петя, а есть ли у вашей семьи какие-то свои праздники, как вы любите проводить свободное время?
- Е.М.: Поскольку работаем в разных театрах, то стараемся выкроить совпадающий отпуск и не расставаться друг с другом на этот срок, посвятив общению все время. Но, пожалуй, особенных праздников у нас нет. Мы любим спонтанно устраивать праздники, радовать друг друга сюрпризами. Сейчас активно занимаемся ремонтом новой квартиры, очень трудные, но приятные хлопоты. Есть у нас и общая любимица – английский бульдог Фрося, такой чудесный, ласковый ребенок, не лает и не кусается! Замечательная отдушина в моменты усталости.
- П.Ж.: Свободного времени так мало… Хотелось бы просто дома побольше находиться, а уж затеять приятное занятие будет не сложно.
- Е.М.: При нашей публичной профессии действительно не хватает покоя, отдыха, даже в выходные что-то занимает нас. В театре ведь и своих праздников много: премьеры, вводы, дебюты, звания…
- В разных творческих семьях по-разному относятся к критике, одни требовательны друг к другу, другие исключительно благожелательны… Как вы реагируете на критику из уст близкого человека, занятого той же профессией? Учитываете ранимость актерской психики?
- П.Ж.: Некоторые режиссеры советуют не слушать ничью критику, но мне кажется, что нормальный, адекватный человек должен слышать и обдумывать все замечания. Со стороны всегда виднее, режиссер увидел одно, зритель другое, партнер третье… С близким я не могу не поделиться деловыми замечаниями, раз у меня есть глаза, уши, сердце! Более того: зная Лену близко, я могу особенно тонкие нюансы и мелочи заметить, ей никто такого не скажет. Да вообще, кто еще как не близкий человек должен помочь своими замечаниями!
- Е.М.: Правильно, это верная позиция, критику надо обязательно услышать и продумать. А ранимая творческая психика… Это называется самолюбие, и его надо загонять поглубже, чтоб не мешало работе!
- П.Ж.: Пожелания со стороны лучше слышать, особенно во время репетиционной работы, где идет поиск и допустимы ошибки. Это уже на сцену надо выходить, как на полет в космос: ракета стартует в полной готовности! А дома, на кухне, пока идут пробы – надо слышать. И нашу позицию разделяют многие профессионалы, скажем, Сережа Барковский, мой сосед по гримерке, всегда просит замечания высказывать, ведь от повторения спектакля глаз замыливается. Какие тут могут быть обиды? Не понимаю. Критика нужна для того, чтоб и спектакль, и роли становились лучше.
- Лена, а бывало ли у вас ощущение, что талантливый и высокопрофессиональный актер Журавлев поражает даже вас, коллегу?
- Е.М.: Я всегда с нетерпением жду его новых работ, стараюсь выбраться на премьеру или генеральную репетицию. Удивительно, но мне даже не приходится делать скидку на волнение и шероховатости первых показов, в каждой работе видно, как уверенно прорастает хороший замысел. Петя с таким колоссальным уважением относится к своему труду, что органически не способен схалтурить, сделать что-то вполсилы или небрежно. Даже, если вначале что-то не получается, можно угадать – идет поиск, проработка. Он и вообще на сцене бывает разным, но всегда интересным. Меня совершенно потрясает его работа в спектакле «Крики из Одессы», смотрю и не узнаю мужа: новые манеры, пластика, голос, просто человек с другой жизнью! Я потрясена и наслаждаюсь творческим чудом. Многие работы мне нравятся, но, по большому счету, конечно, к лучшим надо отнести его роли в спектаклях «Синие розы» и «Три сестры». Вообще, здесь, в Молодежном театре, безумно люблю чеховский спектакль «Три сестры» и еще «Дни Турбиных», на них я смеюсь от души и лью горькие слезы от чистого сердца. Здесь и режиссер Семен Спивак, и его актеры смогли достучаться до каждого зрительского сердца! Вообще, репертуар здесь очень хороший, все надо смотреть. Люблю еще «Пять вечеров», с интересом посмотрела «Тартюф» - у Пети в спектакле интересная работа, здесь он хорошо владеет стихом, нашел новые краски. Надеюсь, что достойных работ у него еще прибавится.
- Дадим возможность произнести взаимные комплименты вашему мужу.
- П.Ж.: Можно прожить всю жизнь и не встретить своей второй половинки. Мне повезло - я ее нашел! С Леной у меня связаны самые приятные, значительные моменты моей жизни. Она сочетает в себе все качества настоящей жены - любимая женщина, друг и коллега. Мне всегда очень сложно смотреть и оценивать близких людей на сцене, тяжело отделить персонажа от близкого тебе человека… И только недавно это получилось впервые четко, на премьере «Даниэля Штайна..» в Театре сатиры на Васильевском. На монологе Хильды в исполнении Лены у меня накатила слеза! Я забыл про жену, проникшись переживаниями ее персонажа, образа. Конечно, сначала Лену я видел в колоритных острохарактерных ролях в спектаклях «Нашего театра», в дуэте с Юлей Шубаревой. Всюду и музыкальность, и тяга к характерности ощущались. В Театре сатиры тоже, казалось бы, началось с сатирических красок (роль в спектакле «Русское варенье»), но с премьерой «Штайна» произошел определенный скачок в ее творческом росте, это многие отмечают. Ее нынешние роли - это новая, более высокая ступень в творчестве. Лена ведь человек очень организованный, она даже в творчестве любит порядок, четкость, у нее все разложено по полочкам, в каждой роли ей надо знать все про своего персонажа, все мотивировки понимать: зачем, почему, ради чего? Каждое слово, жест, мизансцена, переход! В работах Лены я эти нюансы ясно различаю. И Театр сатиры как раз помогает ей в этой профессиональной позиции укрепиться. Думаю, только так – докапываясь до каждой мелочи, до пылинки – и можно в нашей профессии добиться успеха. А уж что касается ее музыкального, композиторского дарования (это половина ее творческой натуры) - оно тоже ждет своего часа. Правда, заниматься двумя такими сложными делами очень трудно…
- Е.М.: Но и зацикливаться на чем-то одном не хочется…
- Лена, а как вы себя чувствуете в новом творческом качестве?
- Е.М.: Я и сама себя не знала, предположить не могла, что меня станут занимать в таких новых и разных работах и образах. Может, это и в «Нашем театре» когда-нибудь произошло бы, поскольку Лев Стукалов режиссер и педагог замечательный, он мне помог и в личностном, и в профессиональном плане здорово вырасти. Наверно, со временем что-то новое появилось бы… Но тут в моей жизни возник спектакль в постановке Виктора Крамера «Свидание в предместье» и спектакль в Театре сатиры на Васильевском «Небо падших» в постановке Алексея Утеганова. Приятно, что именно в роли, а не в отрывке меня увидели в Театре сатиры, после чего пригласили в штат. А, скажем, Анджей Бубень помог мне увереннее себя почувствовать в комедийном жанре (спектакль «Русское варенье» - теперь для меня просто наслаждение, а не работа, я обожаю свою героиню). И вот недавняя премьера по роману «Даниэль Штайн, переводчик» (за эту возможность и за роль Хильды – низкий поклон Анджею Бубеню). Мне приятно, что режиссер не держит меня в рамках одного амплуа, дает возможность развиваться и искать себя в новом материале. Сначала было очень тяжело психологически, история тяжелая, но я постепенно прониклась и судьбой моей героини, и ее лирическими переживаниями. Хильда стала моей! Я играю серую мышку – закомплексованную, словно в кулачок сжатую, и тем интереснее ее раскрыть. Инсценировка хорошая, партнеры – просто чудо, рядом с ними невозможно играть плохо, мне хочется дотянуться до них.
- Для вас существенно важны человеческие качества коллег?
- Е.М.: Я довольно чувствительный человек, для меня это важно и я счастлива, что в театрах, где я работала и работаю, складывается хорошая атмосфера. Конечно, в театр мы все приходим, прежде всего, работать, а не дружить, но когда получается еще и дружить – это чудесно, тогда на работу идешь с удовольствием. И атмосфера Молодежного театра именно этим меня притягивает. Наверно, их успех во многом определяется не только уникальным талантом художественного руководителя, талантами великолепных актеров, но и тем, что спектакли рождаются в атмосфере любви, а потом добрые чувства транслируются в зал.
Беседовала Людмила Сродникова
Газета "PRO-сцениум" №17-18 (55-56), ноябрь 2008 года.